ДЛЯ ЧЕГО МЫ ЧИТАЕМ РАССКАЗ?
- ЧТОБЫ ПОНЯТЬ И ОСОЗНАТЬ ГЛАВНУЮ ИДЕЮ РАССКАЗА Л.Н. Т ОЛСТОГО «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»;
- ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ПОЛОЖИТЕЛЬРЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ:
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ;
- СОСТРАДАНИЕ;
- СТОЙКОСТЬ , ТЕРПЕНИЕ , ВЕРУ В СЕБЯ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ.
Литература. 5 класс
Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2
Рамонского муниципального района
Воронежской области Шепеленко Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Январь 1852 года.
Лев Николаевич Толстой
поступает на службу и отправляется на Кавказ.
Величие и красота Кавказа
Военно-грузинская дорога
М.Ю.Лермонтов (1837 г.)
Эпизод Кавказской войны
М.Ю.Лермонтов (1840 г.)
Кавказская война
- война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа, 1817-1864
- Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»).
- Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.
- Кавказская война оказалась самой продолжи-тельной из войн Российской империи: победа была достигнута за счёт многократного численного перевеса русской армии и её подавляющего технического превосходства.
ЛЕВ ТОЛСТОЙ О КАВКАЗЕ:
«…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи —
война и свобода ».
Смысл заглавия рассказа
«Кавказский пленник»
Плен – неволя.
Пленник – взятый в плен, НЕВОЛЬНИК .
Пленить – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь,
подчинить.
Кавказ – простор, красота…
СВОБОДА
Какой приём в литературном произведении подчёркивает противоположность предметов, событий, героев?
АНТИТЕЗА (КОНТРАСТ) – противопоставление образов, картин, слов, понятий
«КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» – рассказ-быль
Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни одного человека.
Быль – жанр эпоса, в основу которого положены реальные события.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА
Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан в 1872 году, спустя почти 20 лет после службы Льва Толстого на Кавказе.
Один из офицеров, Фёдор Торнау, описал свои злоключения в плену. Эти воспоминания и легли в основу сюжета.
Самому писателю 13 июня 1853 года вместе с другом как-то раз посчастливилось чудом уйти от погони. Выручил его друг – чеченец Садо. Приходилось поручику Толстому и вызволять из плена своих боевых товарищей.
Так что описанное в «Кавказском пленнике» было знакомо ему не понаслышке.
Загадка рассказа
- Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог.
- Лев Толстой – писатель, стремящийся к простоте и логике повествования, даёт рассказу название «Кавказский пленник», а не «пленники».
Почему?
МЫ ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ:
- ПОЧЕМУ ПРИ ДВУХ ГЕРОЯХ , ПОПАВШИХ В ПЛЕН , РАССКАЗ НАЗВАН «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» ?
- КАК ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ ГЕРОИ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ?
- КАКИМ ПРЕДСТАЕТ ХАРАКТЕР Ж ИЛИНА?
- А КАКОВ ХАРАКТЕР К ОСТЫЛИНА?
- ЧТО ТАКОЕ КОНТРАСТ?
- ПОЧЕМУ ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ КОНТРАСТНЫ?
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС:
ПЛЕНЕНИЕ ТЕЛА ПЛЕНЯЕТ ДУШУ?
Задание для 1 группы
Как герой оказался в плену?
Задание для 2 группы
Внешность героев и их фамилии
Задание для 3 группы
Чем герой занимался в плену?
Задание для 4 группы
Как герой готовился к побегу?
- Как Жилин попал в плен?
- Кто виноват в его пленении?
- О чём думал каждый из героев в плену?
- Почему Жилин пишет письмо домой, да так, чтобы оно не дошло?
- Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии?
Жилин :
От слов «жила» и «жить».
Он жил истый, сумел вы жи ть, при жи ться, в жи ться в чужую и чуждую для него жизнь. Тот же корень в слове «двужильный» – выносливый.
Костылин:
От слова «костыли» – это подпорки. Ему постоянно нужна помощь.
Почему первый побег не удался?
Кто в этом виноват?
Жилин
Костылин
добрый (думает о матери, жалеет ее)
надеется на себя, обдумывает побег
слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери
деятельный человек
способен на предательство
раскис, упал духом
сумел прижиться в ауле
работящий, не может сидеть без дела, мастер, всем помогает, даже своим врагам – татарам
не принимает других людей
ничего не делает, не предпринимает никаких попыток найти общий язык с татарами
ему интересны другие люди, любит детей
великодушный
малодушный
Ответ
1
2
3
4
5
6
Кроссворд
1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая»
2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов».
Кроссворд
Кроссворд
3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа.
Кроссворд
4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».
5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник?
Кроссворд
6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина?
Ответ
д
п
р
и
с
ю
а
а
у
н
ж
ш
з
с
а
с
е
б
к
к
у
а
и
т
а
н
к
н
а
т
з
и
т
е
з
а
«На всё добро ответим мы добром,
На всю любовь ответим мы любовью».
Н.Рубцов
Жилин и Дина
Объясняет ли автор, почему шла война?
Была ли внутренняя война между народами?
Какими эпизодами это можно подтвердить?
Жилин и Дина
За что ценили Жилина горцы?
Чем нравится рассказчику Дина?
Что символизирует дружба Жилина и Дины?
Какова главная идея рассказа?
Загадка рассказа
- Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог.
- Лев Толстой – писатель, стремящийся к простоте и логике повествования, даёт рассказу название «Кавказский пленник», а не «пленники».
Почему?
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС:
ПЛЕНЕНИЕ ТЕЛА ПЛЕНЯЕТ ДУШУ?
Пишем сочинение…
Подготовка к сочинению на тему:
Жилин и Костылин: два характера – две судьбы
Общий план сочинения:
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Пишем сочинение…
Жилин и Костылин: два характера – две судьбы
План вашего сочинения:
Части сочинения
Основные вопросы
О рассказе и героях. На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?)
2. Основная часть
3. Заключение
Пишем сочинение…
Жилин и Костылин: два характера – две судьбы
План вашего сочинения:
Части сочинения
Основные вопросы
На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?)
2. Основная часть
- Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.
3. Заключение
Пишем сочинение…
Жилин и Костылин: два характера – две судьбы
План вашего сочинения:
Части сочинения
Основные вопросы
На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?)
2. Основная часть
- Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.
- «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе.
3. Заключение
Пишем сочинение…
Жилин и Костылин: два характера – две судьбы
План вашего сочинения:
Части сочинения
Основные вопросы
На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?)
2. Основная часть
- Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.
- «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе.
- Активная жизнь Жилина и пассивность Костылина в плену (и что из этого вышло)
3. Заключение
Пишем сочинение…
Жилин и Костылин: два характера – две судьбы
План вашего сочинения:
Части сочинения
Основные вопросы
На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?)
2. Основная часть
- Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.
- «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе.
- Активная жизнь Жилина и пассивность Костылина в плену (и что из этого вышло)
- Слабость Костылина и стойкость Жилина во время первого побега
3. Заключение
Пишем сочинение…
Жилин и Костылин: два характера – две судьбы
План вашего сочинения:
Части сочинения
Основные вопросы
На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?)
2. Основная часть
- Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.
- «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе.
- Активная жизнь Жилина и пассивность Костылина в плену (и что из этого вышло)
- Слабость Костылина и стойкость Жилина во время первого побега
- Второй побег – результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина
3. Заключение
Пишем сочинение…
Жилин и Костылин: два характера – две судьбы
План вашего сочинения:
Части сочинения
Основные вопросы
На какой основной вопрос отвечает ваше сочинение? (например, Влияет ли характер на судьбу человека?)
2. Основная часть
- Разница в характерах проявляется в сцене нападения на татар.
- «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе.
- Активная жизнь Жилина и пассивность Костылина в плену (и что из этого вышло)
- Слабость Костылина и стойкость Жилина во время первого побега
- Второй побег – результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина
3. Заключение
Характер влияет на судьбу