Просмотр содержимого документа
«Закон Ома для участка цепи»
Согласован:
Директор ГБОУ СОШ пос Сокский
________________ Л.И. Аникина
«_____»_________2016
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Закон Ома для участка электрической цепи
(Тема урока)
Дата проведения: 01 февраля 2016 года
Ф.И.О: Крутько Светлана Николаевна
Место проведения: ГБОУ СОШ пос. Сокский м.р. Исаклинский Самарской области
Уровень: школьный
Предмет, класс: физика, 8 класс
Тема урока: «Закон Ома для участка электрической цепи.»
Учебник : Физика, 8 класс Перышкин А.В.
| Цель | Обобщить знания учащихся об электрическом токе и напряжении и установить на опыте зависимость силы тока от напряжения на однородном участке электрической цепи и от сопротивления этого участка, вывести закон Ома для участка цепи. |
| Задачи урока | - обучающие: закрепление понятия сила тока, напряжение, сопротивление; вывести зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи. Закон Ома для участка цепи. Примеры на расчёт силы тока, напряжения и сопротивления проводника. -развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач. -воспитательные: развитие познавательного интереса к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул, развитие аккуратности, умения организовывать свою работу в определённом промежутке времени. |
| Тип урока | Урок формирования новых знаний с использованием ЭОР. |
| Формы работы учащихся | Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
| Используемыеприемыобучения | проблемный; исследовательский. |
| Методы | Словесный, частично-поисковый, Практический, методы контроля и самоконтроля. |
| Средстваобучения | компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера, запись на доске, учебник, наборы «»Электричество. |
| Демонстрации | 1.Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении; 2.Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи. |
| Формируемые УУД | регулятивные: самостоятельность, целеполагание, контроль; познавательные:практическое освоениеоснов проектно-исследовательскойдеятельности, интерес к новому учебному материалу; коммуникативные:организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, общительность, умение договариваться, работать в группе, аргументировать, отвечать на поставленные вопросы; личностные: справедливость, формирование адекватнойпозитивной самооценки, оценивание успехов, установка на ЗОЖ. |
| Ожидаемыерезультаты Учащиесянаучатся: | Объяснять зависимость силы тока от напряжения и сопротивления на участке цепи; Строить графики зависимости силы тока от напряжения и сопротивления; Собиратьпростейшиеэлектрическиесхемы; Применять закон Ома для решения количественных задач. |
Структура и ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Комментарии |
1.Организационный момент | Здравствуйте, ребята! На этом уроке вы должны показать мне, а себе доказать, что вы готовы к покорению вершин огромного мира электрических явлений. | Приветствуют, слушают, воспринимают. | |
2. Актуализация опорных знаний | “Сегодня на уроке мы продолжим изучать электрический ток. Что такое электрический ток и какие величины его характеризуют?” Так как знания об этих величинах нам очень важны, то постараемся систематизировать их с помощью таблицы, одновременно проверим качество их усвоения. ” Предупреждает о том, что нужно заполнять таблицу самостоятельно, без подсматривания; | Заполняют таблицу и корректируют ее | Листочки с таблицами разложены на парты в перемену. (Таблица приложение 1) После того, как истекло время отведённое на заполнение таблицы, записи одного из обучающихся проецируется на экран с помощью документ-камеры Коллективно проверяется работа, исправляются ошибки во всех работах. Оценивания на данном этапе не происходит. |
3.Целеполагание | Вызывает 1 обучающегося к доске и предлагает всему классу решить задачу; Определите сопротивление проводника, если при напряжении на его концах 10 В через его поперечное сечение в течение 10 с проходит заряд 5 Кл “Итак, вспомнили основные величины, характеризующие электрический ток, но вы не можете решить задачу. В чём причина?” “Что нужно знать, чтобы решить эту задачу?” Как предлагаешь сформулировать цель данного урока?” | Решают задачу. Отвечают, что согласно условию задачи определили величину силы тока, а как найти сопротивление не знают. “Какая связь существует между силой тока, напряжением и сопротивлением?” “Определить связь между этими величинами.” | Учитель более четко формулирует цель урока, записывает её на доске. |
4.Изучение нового материала | “Чтобы достичь цели урока нам предстоит мысленно перенестись в век, в Германию в лабораторию Георга Ома и стать его сотрудниками. (Класс делю на две равносильные группы) Сегодня мы экспериментаторы, которые опытным путём устанавливают зависимости между физическими величинами. 1 группа определяет зависимость, между силой тока и напряжением, 2 группа между силой тока и сопротивлением На столах у каждой группы инструкции по выполнению исследования. “Давайте подведём итог проделанной работе. Сформулируйте, как зависит сила тока на участке цепи от напряжения на концах участка и его сопротивления”. | Собирают электрическую цепь с помощью приборов из демонстрационного набора “Электричество”. Собирают цепи, проводят измерения. Каждая группа знакомит класс с результатами исследования. Отвечают на вопросы. Анализируют. Делают вывод. Формулируют закон. Рисуют магический треугольник для закона Ома. | Инструкции по выполнению исследования приложение 2 Результаты исследования проецируются на экран с помощью документ-камеры. Учитель подчёркивает, что ученики на данном уроке подобно Георгу Ома были исследователями-первооткрывателями самостоятельно сформулировали один из основополагающих законов физики. |
5.Закрепление. | | Доделывают задачу, которая создала проблему. Решают еще две задачи: 2. Нагревательный элемент электрического чайника с сопротивлением 30 Ом находится под напряжением 120 В. Определить силу тока, протекающего по спирали. 3.Найдите напряжение на концах нагревательного элемента, если его сопротивление 40 Ом, а сила тока 2 А. Выполняют тест. Самопроверка теста. Делают самооценку, записывая её рядом с ответами. | Тест приложение 3 Учителю и ученикам легко проверить правильность выполнения теста, т. к. ответы читаются так: 1вариант –АББА 2 вариант -БАБА |
6.Подведение итогов.Домашнее задание. | П.34-36 | | |
Приложение1
Обобщающая таблица
Физические величины | Сила тока | Напряжение | Сопротивление |
Что характеризует | | | |
Обозначение | | | |
Формула | | | |
Единица измерения | | | |
Каким прибором измеряют | | | |
Условное обозначение прибора | | | |
Способ включения в цепь | | | |
Приложение2
Техника безопасности при работе с электроприборами
На рабочем месте провода располагайте аккуратно, плотно соединяйте клеммы с приборами.
После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.
Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.
По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.
1 группа
Инструкция по выполнению исследования
С
обрать схему, представленную на рисунке
Изменяя напряжение в цепи (сначала подключить в цепь 1 батерею, затем 2 и 3 соответсвенно) , заполнить таблицу.
Построить график зависимости силы тока от напряжения.
Вывод:
И
нструкция по выполнению исследования
Собрать схему, представленную на рисунке
Изменяя сопротивление в цепи (сначала подключить в цепь сопротивление 1 Ом, затем, 2 Ом, 4 Ом и 6 Ом соответсвенно) , заполнить таблицу.
Построить график зависимости силы тока от сопротивления.
U, B | I, A | R, Ом |
const | | |
const | | |
const | | |
const | | |
Вывод:
Приложение3
ТЕСТ
1 вариант 1. Какова сила тока в проводнике при напряжении 4 В, если при 12 В она равна 3 А? А. 1 А; Б. 2 А; В. 3 А; Г. 6 А; Д. 48 А. 2. Сила тока в проводнике…напряжению (напряжения) на концах проводника. А. равна Б. прямо пропорциональна В. больше Г. обратно Д. Меньше пропорциональна На рис. Изображён график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на нём. Определите по графику: 3. Силу тока в проводнике при напряжении10 В. А. 1 А; Б. 2 А; В. 0,25 А; Г. 8 А. 4. Чему равно сопротивление этого проводника А. 5 0м; Б. 2 0м; В. 20 Ом; Г. 10 Ом. | 2 вариант 1. При напряжении на концах проводника 6 В сила тока 1,5 А. Какова сила тока при напряжении 12 В? А. 36 А; Б. 3 А; В. 1 А; Г. 9 А; Д. 2 А. 2. Сила тока в проводнике …его сопротивлению (сопротивления) А. обратно пропорциональна Б. прямо пропорциональна В. больше Г. равна Д. меньше. На рис. Изображён график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на нём. Определите по графику: 3. При каком напряжении на проводнике сила тока 6 А? А. 2 В; Б. 1,2 В; В. 0,4 В; Г. 1В. 4. Чему равно сопротивление этого проводника А. 0,2 Ом; Б. 20 Ом; В. 7,20м ; Г. 5 Ом. |
Бланк ответов
Номер задания | Ответ |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
Критерии оценивания
Номер задания | Количество баллов |
1 | 1 |
2 | 1 |
3 | 1 |
4 | 1 |
«5» -4 балла
«4» -3 балла
«3» -2 балла
«2»-менее 2