1. Постановка задач урока. - На прошлом уроке познакомились с рассказом К.Д.Ушинского «Слепая лошадь». Сегодня продолжим работу над рассказом. Помните, что наша основная задача: учиться не только быстро, правильно, выразительно читать, но и думать рассуждать. 2.Проверка домашнего задания. Работа над содержанием, осмыслением текста, языковыми средствами. а) Выборочное чтение по вопросам учителя: Где происходили действия рассказа? Как звали главного героя? Что о нем узнали? Что узнали о любимом коне Уседома? Как Догони-Ветер спас жизнь своего хозяина? Какое обещание дал Уседом по возвращении домой? Отчего стал болеть Догони-Ветер? Сдержал ли свое обещание Уседом? Что происходило с Догони-Ветром, когда он оказался на улице? - Как управлялась жизнь в Винете? - Какое решение вынесло вече? б) Деление текста на части. Работа в группах: - Проверить, насколько внимательно вы читали текст, поможет следующее задание: расположите пункты, составленного к рассказу плана по порядку. (Название частей рассказа - на листках, детям нужно расставить порядковые номера. 4.Нарушенное обещание. 2.Как Догони - Ветер спас хозяина от смерти. 7.Решение народного собрания. 5.Догони-Ветер изгнан из дома. 3.После возвращения купца домой. 1.Знакомство с Уседомом и Догони-Ветром. 6.Слепая лошадь просит защиты. в) Упражнение в постановке вопросов к тексту. Работа в группах: 1 группа. Найдите границы 2-й части. Перечитайте ее, задайте вопросы по особенностям речи автора. (Примерные вопросы: Какие эпитеты использует автор, описывая лес? Как описаны разбойники? И т.п.) 2 группа. Найдите границы 5-й части. Перечитайте ее, задайте вопросы по содержанию (Как вела себя слепая лошадь, оказавшись за воротами дома? Что такое вече? Кто мог звонить в колокол на площади?) 3 группа. Найдите границы 4-й части. Перечитайте ее, задайте вопросы по осмыслению текста. (Каким был Уседом? Как вы относитесь к главному герою? О чем заставил задуматься этот рассказ? Какова главная мысль? И т.п.) г) Итоговая беседа: - Прочтите еще раз название нашей большой темы. Можно ли сказать, что это рассказ о долге и чести? О каком долге идет речь? О чем заставил задуматься этот рассказ? - Слайд 2: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это сказал французский летчик, писатель, погибший во время второй мировой войны, Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт С.Есенин назвал животных «братьями нашими меньшими». Этот рассказ учит нас тому, что за добро надо платить добром. А ведь добро, доброта начинаются часто с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим». К сожалению, человек не всегда достойно ведет себя по отношению к домашним животным, вчерашним своим друзьям. Сколько в городах бездомных собак и кошек! Бывают такие случаи, когда сердце человека черствеет и он предает друга. Как реагирует животное на это? |