7
Занятие №9
«Береги здоровье смолоду»
Цель: - формирование ценностного отношения подростков к своему здоровью.
Задачи: - формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- повышение мотивации на сохранение здоровья несовершеннолетних;
- научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация «Береги здоровье смолоду», Тест «Твое здоровье», Тест «Правильно ли ты питаешься?», «Памятка здорового образа жизни» на каждого ребенка, ручки.
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель: - Жизнь доказала, что за здоровьем надо следить со школьной скамьи, смолоду. Сегодня мы попробуем разобраться, как в современном мире не потерять, сохранить и приумножить своё здоровье. Но прежде поговорим о факторах, влияющих на здоровье современного ребенка.
Просмотр презентации «Береги здоровье смолоду»
- Продолжите суждение «ЗДОРОВЬЕ ВАЖНО И ЦЕННО, ПОТОМУ ЧТО…» слайд 2
Примерные высказывания:
«оно является основой жизни»,
«быть здоровым, значит быть полностью уверенным в себе»,
«для меня важно прожить долгую и счастливую жизнь»,
«здоровые родители - здоровые дети»,
«здоровый организм - залог жизни»,
«оно самое ценное, что есть у меня»,
«от здоровья зависит будущее».
Основная часть
- Для того, чтобы Вы задумались о своем здоровье, предлагаю пройти тест «Твое здоровье». Слайд 1
Тест «Твое здоровье»
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
Результаты.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе…
Воспитатель: -Кто из вас считает себя здоровым на 100 %?
- Что мы с вами можем назвать показателями здоровья?
Стройность, общий тонус, хорошее самочувствие, активность, настроение, состояние отдельных органов организма - органов дыхания, пищеварительной системы, сердечно-сосудистой системы, кожи, волос, ногтей.
- Какое у вас зрение?
- Как часто вы болеете в течение одного года?
- Всегда ли у вас хорошее настроение и самочувствие?
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.
Главные составляющие здорового образа жизни слайд 3
- оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;
- закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
- рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы);
- соблюдение режима труда и отдыха;
- личная гигиена;
- экологически грамотное поведение;
- психическая и эмоциональная устойчивость;
- сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
- отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
- безопасное поведение дома, на улице и в школе, позволяющее избежать травм и других повреждений.
Другими словами, можно сформулировать правила здорового образа жизни.
«Правила здорового образа жизни» слайд 4-5
1. Правильное питание.
2. Сон.
3. Активная деятельность и активный отдых.
4. Отказ от вредных привычек.
- Остановимся на каждом пункте отдельно.
Беседа «Правильное питание»
- Сейчас я предлагаю пройти следующий тест на определение правильного стиля питания.
Тест «Правильно ли ты питаешься?»
1. Как часто в течение дня вы питаетесь?
А) 3 раза и более; Б) 2 раза; В) 1 раз.
2. Всегда ли вы завтракаете?
А) всегда; Б) не всегда; В) никогда.
3. Из чего состоит ваш завтрак?
А) каша, чай; Б) мясное блюдо и чай; В) чай.
4. Часто ли вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?
А) никогда; Б) 2 раза в день; В) 3 раза.
5. Как часто вы едите овощи, фрукты, салаты?
А) 3 раза в день; Б) 1 – 2 раза в день; В) 2 – 3 раза в неделю;
6. Как часто вы едите жареную пищу?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
10. Как часто вы едите хлеб?
А) меньше 3 дней в неделю; Б) от 3 до 6 дней в неделю; В) за каждой едой.
11. Сколько чашек чая и кофе выпиваете за день?
А) 1 – 2; Б) от 3 до 5; В) 6 и более.
12. Прежде чем есть первое блюдо с мясом, вы:
А) убираете из тарелки весь жир; Б) уберёте часть жира; В) оставите весь жир.
Подсчёт баллов: «А» – 2 балла, «Б» – 1 балл, «В» – 0 баллов.
Ключ к тесту:
0 – 13 баллов – есть опасность;
14 – 18 баллов – следует улучшить питание;
19 – 24 хороший режим и качество питания.
- Как вы считаете, правильно ли вы питаетесь?
- По какому принципу вы выбираете, что вам есть?
- Знаете ли вы, какие продукты полезны, а какие вредны?
- Что вы предпочтете на завтрак - гамбургер и кока-колу или овсяную кашу и свежевыжатый фруктовый сок?
- На обед - борщ с говядиной и компот или картошку фри со свининой под соусом чили и черный кофе?
- На полдник - творог, банан и ряженку или курицу-гриль и чипсы с фантой?
- На ужин - рыбу с овощным салатом и чай или лапшу быстрого приготовления с мясным полуфабрикатом, сникерс и чайный напиток?
Выводы:
Рациональное питание – важное слагаемое здорового образа жизни.
- Обеспечивает правильный рост и формирование организма;
- Способствует сохранению здоровья;
- Обеспечивает высокую работоспособность;
- Продлевает жизнь.
Рациональное питание - поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов и микроэлементов в нужных количествах и в правильных пропорциях для поддержания организма в работоспособном состоянии. Слайд 7
Беседа «Активная деятельность и активный отдых»
- Чередование труда и отдыха необходимо. Статистика утверждает: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.
- Недостаток сна провоцирует развитие диабета, нестабильность кровяного давления и даже ожирение. Отсутствие полноценного сна – гарантия снижения трудоспособности, сонливости в рабочее время, нарушения памяти и затрудненной концентрации внимания.
Выводы:
Спорт увеличивает продолжительность жизни. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше чем те, кто обращается к спорту эпизодически.
Только ходьба, бег, велосипед, лыжи, коньки, плавание способны привести вашу жизнь в движение, а где движение – там и здоровье.
Качество жизни человека напрямую зависит от качества его сна. Слайд 8
Физминутка для глаз
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.)
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз)
Беседа «Отказ от вредных привычек»
- Наряду со знакомыми вредными привычками в жизнь все настойчивее врываются новые, не менее порочные: компьютеромания, зависимость от мобильной связи, от сквернословия (мата), пивной алкоголизм, злоупотребления курительными смесями. Нужно срочно принимать меры по борьбе с этим нетрадиционным злом.
КУРЕНИЕ слайд 8-9
Историческая справка.
Курение табака возникло еще в глубокой древности. Высадившись на берегах Америки Колумб и его спутники увидели туземцев, которые держали во рту пучки дымящейся травы.
Во Францию табак попал из Испании, его привез посол Жан Нико в подарок королеве Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово «никотин».
В Китае замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере.
В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади.
В Турции курильщиков сажали на кол.
В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…»
В нашем гуманном обществе нет таких наказаний, но может быть эти картинки заставят вас задуматься стоит ли начинать.
АЛКОГОЛИЗМ - хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы. Слайд 10-12
НАРКОМАНИЯ
Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна.
В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз.
Сам термин «наркомания» связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos- усыпляющий).
Группу наркотиков в узком смысле слова составляют так называемые опиаты – вещества, которые добывают из мака: морфин, кодеин, героин, метадон.
Говоря о наркомании, мы имеем ввиду вещества, формирующие психическую зависимость от их потребления. Таким образом, в настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие. Слайд 13-15
Согласно международному принятому определению, наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество (или вещество из определённой группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синонимом термина наркомания является понятие «зависимость».
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
• сидячее положение в течение длительного времени;
• воздействие электромагнитного излучения монитора;
• утомление глаз, нагрузка на зрение;
• перегрузка суставов кистей;
• стресс при потере информации. Слайд 16
Сидячее положение.
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Электромагнитное излучение.
Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.
Воздействие на зрение.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.
Перегрузка суставов кистей рук.
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Стресс при потере информации.
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
«Памятка здорового образа жизни» слайд 17
Здоровье - это твой личный ответственный выбор.
Юность - время, когда ты каждый день строишь свою будущую жизнь.
Благополучие твоей жизни зависит от твоего здоровья, трудоспособности, созидательной энергии, образования и культуры.
Твое здоровье - в твоих руках.
Главное - это всегда ощущать свою ответственность за его сохранение и постоянно вырабатывать в себе привычки здорового образа жизни.
Найди такого друга, который поддержит тебя, разделит твои усилия на пути к здоровью и успеху в нашей сложной жизни.
Все препятствия на этом пути преодолимы.
А если будет трудно, повторяй формулу успеха:
Я смелый, твёрдо уверенный в себе человек!
Я всё смею, всё могу, всё мне по плечу!
Я смело смотрю миру в лицо.
Среди всех житейских ураганов и бурь я крепко стою как скала, о которую всё сокрушается!
Заключительная часть
- Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье – это самая большая ценность для человека. Мы построили наш «дом здоровья». Пусть он будет крепким, надёжным и долговечным.
- Что нового вы узнали сегодня?
- Какие выводы для себя сделали?
Помните, ваше здоровье - в ваших руках и беречь его нужно смолоду! Слайд 18
Оценка воспитанниками занятия.