СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие практикум для педагогов-психологов: "Дети дождя"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие-практикум для психологов, что такое аутизм, как работать с такими детьми.

Просмотр содержимого документа
«Занятие практикум для педагогов-психологов: "Дети дождя"»

На нашей сегодняшней встрече мы попробуем разобраться, кто же такие дети-аутисты, в чем их особенность. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми.


  1. Игра «Отвечай, сосед слева»


Цель: Дать почувствовать, насколько необходим контакт глаз при общении.

Содержание: Все участники сидят (или стоят) в кругу. Психолог по очереди подходит к каждому игроку и, глядя на него, задает ему один вопрос. На этот вопрос отвечает не тот, на кого смотрит ведущий, а тот, кто сидит (стоит) слева от него.


Вопросы должны быть подготовлены заранее, чтобы игра проходила в быстром темпе

ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ОТВЕЧАЙ, СОСЕД СЛЕВА»


Суждение: Участники отвечают на вопрос, что они чувствовали во время игры, насколько для них важен контакт глаз с партнерами, который часто отсутствует при общении у аутичных детей


В настоящее время мы часто стали слышать слово «аутизм».

Что такое аутизм?

  1. Ведущий предлагает участникам семинара дать свои определения к слову «аутизм», свое понимание этого термина. Можно попросить педагогов продолжить предложение:

«Я думаю, аутизм — это…» Ведущий может зафиксировать мысли участников на доске или ватмане.

После этого он подводит общий итог, выбирая наиболее краткое толкование термина:

  • «Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).

  • «Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».

  • «Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.


  1. Мини-лекция «Как выявить аутичного ребенка»


Аутизм - это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача - определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов.


Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно - с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении аутизма у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы. У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма.


Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению аутичного ребенка. Безусловно, диагноз должен ставить только врач.

Задача же педагога - выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться и направить к специалистам.

Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.



Симптомы аутизма выделены в три категории:

  • недостаток социальных взаимодействий,

  • нарушенная взаимная коммуникация,

  • ограниченность интересов

  • повторяющийся репертуар поведения.

Особенности поведения ребенка-аутиста

Психолог предлагает участникам семинара представить себе ребенка с подобными особенностями.

На доске схематически представлена фигура ребенка, рядом с доской ставится коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка.

Каждый педагог подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребенка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.

Во время выполнения задания психолог никак не комментирует ответы педагогов. Когда все участники сделали свой выбор, психолог проводит анализ коллективно составленного портрета, отмечая характерные признаки ребенка-аутиста. После того как комментарий завершен, психолог спрашивает: «Может быть, после нашего обсуждения кто-то хочет изменить свое мнение?» Если кто-то из педагогов понял, что его ответ неверен, он может его исправить и прикрепить карточку на доску (или снять с доски). При этом важно не акцентировать внимание на ошибках педагогов.

Ребенок с аутизмом:
- избегает прямого зрительного контакта или словно «смотрит сквозь»;
- не умеет общаться с другими людьми, очень быстро устает от прямых попыток других людей пообщаться с ним, предпочитает быть предоставленным самому себе;
- выглядит избалованным, непослушным, т.к. чаще всего не выполняет просьб, не реагирует на прямые обращения, ему трудно что-либо запретить, особенно когда дело касается значимых, особых для ребенка интересов;
- мало использует речь и жесты для общения, даже в тех случаях, когда ему что-то нужно, он может лишь привести другого человека за руку и подтолкнуть в направлении интересующего его предмета руку взрослого;
- не обращает внимания на то, что обычно интересно детям его возраста;
- выглядит «необычно» из-за странных и непонятных движений, таких как трясение руками, перебирание пальчиками, раскачивания, или из-за неадекватно ситуации произносимых звуков, слов, фраз;
- находит себе необычные занятия, от которых его часто трудно отвлечь, практически невозможно дозваться, например, крутит в руках веревочку, выстраивает предметы в ряд, пролистывает книги и многое другое;
- его сложно чему-либо научить, порой даже в русле его игры – он начинает расстраиваться и сердиться;
- часто взрослому бывает трудно почитать ему детскую книжку – он тут же захлопывает ее и уносит, или закрывает вам рот своей рукой;
- слишком чувствителен к происходящему вокруг него – звукам, прикосновениям, запахам, вкусам, видам, что может проявляться в страхах шума бытовых приборов, определенной рекламы на ТВ, или отдельной комнаты (ванны, туалета), отказа от приема некоторых пищевых продуктов и много другого;
- вместе с тем может без проблем находиться в темноте (часто от родителей можно услышать фразу, что «он в темноте чувствует себя, как рыба в воде»), т.к. интенсивность окружающих стимулов притупляется, не доставляя дискомфорта ребенку;
- с трудом принимает перемены – новые маршруты («с ним невозможно договориться на улице, он хочет идти только туда, куда считает нужным сам»), изменения режима дня, новую одежду, еду и др.

  1. «Как помочь аутичному ребенку»


Поскольку «аутизм» — медицинский диагноз, коррекционная работа с ребенком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, педагогами. Причем главная задача — не вылечить детей (поскольку это невозможно), а помочь им адаптироваться в обществе.

Этапы помощи аутичному ребенку

Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:

  • посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);

  • посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);

  • пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);

  • обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;

  • начать работу с соответствующим специалистом.


Рекомендации по взаимодействию с аутичным ребенком


• Конечно, несмотря на особенности общения, аутичный ребенок хоть иногда должен быть в коллективе. И вначале нужно разрешать родителям присутствовать на занятиях, поскольку знакомые лица снизят высокую тревожность и боязнь нового. Когда ребенок привыкнет к новым лицам, родители постепенно станут не нужны на занятиях.


• Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому нужно научиться за ним наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами. Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность. Важно постараться определить, что именно вызывает у аутиста истерики, нервные срывы или приступы агрессии.


• Необходимо предоставлять ребенку возможность раскрыться. Для этого использовать его специфические интересы и расширять их.

• Предоставить ему щадящие условия, компенсирующие его сенсорную чувствительность.


• Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.


• Принимайте его таким, какой он есть. Обращайтесь к ребенку по имени.


• С аутистом надо говорить четко, последовательно и делать паузы, позволяющие ему понять, что именно было сказано. Лучше обращаться напрямую и простыми словами, без метафор: «Пожалуйста, положи свою книгу на стол. Пора идти обедать».


• Придерживайтесь определенного режима дня.


• Соблюдайте ежедневные ритуалы.


• Четко организовывайте пространство. Используйте подписанные системы хранения, подпишите предметы, которыми пользуется ребенок.


• Не трогайте ребенка. Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.


• Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.


• Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.


• Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».


• Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.


• Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.


• Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

• Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить. Доносить информацию можно через схемы, наглядные картинки. Для работы с такими детьми можно придумывать «пооперационные карты», в которых схематически изображать алгоритм действий (например, инструкция сборки «Киндер-сюрприза» или «Лего»). Каждому занятию нужно придавать целевой характер, тем самым, добиваясь осмысленности.



КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ НЕОБХОДИМЫЙ  РЕБЕНКУ С АУТИЗМОМ ПОДХОД

Однако аутистические расстройства настолько неоднородны, что более выгодной является позиция «разным детям, в зависимости от их индивидуальных особенностей – разные подходы».

Выбор, в первую очередь зависит от актуального состояния ребенка.

Вот основные моменты, которые стоит учитывать:

  1. Индивидуальные особенности ребенка (возраст, особенности коммуникации, уровень развития интеллектуальной сферы, наличие страхов и гиперчувствительности).

  2. Социальная ситуация развития ребенка (острая необходимость социальной адаптации и интеграции; позиция родителей по отношению к ребенку; позиция родителей в сотрудничестве со специалистами).
    3. Организационные возможности учреждения, оказывающего помощь.

Желательно иметь экспериментальное подтверждение эффективности тех или иных коррекционных подходов.
На сегодняшний день существует множество подходов к коррекции и обучению детей с аутизмом.

Важно, чтобы у родителей была возможность получить полную информацию о них, ознакомиться с их теоретическими основами и конкретными методиками и приемами.

Ни одно направление в специальной педагогике и психологии не предлагает «всесильных» способов, позволяющих «сделать» ребенка другим. Однако продуманная коррекционная работа, основанная на тесном конструктивном сотрудничестве семьи и специалистов, может дать положительные результаты, в отдельных случаях превосходящие самые смелые ожидания родителей.

Прерогативой специалистов являются:

  • установление диагноза;

  • установление глубины нарушений;

  • выбор оптимального коррекционного подхода;

  • разработка индивидуальной коррекционной программы.

Важнейшим моментом в коррекции РАС является работа специалистов с семьей. Под этим подразумеваются различные формы психологической помощи родителям, разъяснение истинных проблем ребенка, обучение приемам и методам работы с ребенком в условиях семьи, т.к. это делает процесс оказания помощи детям более интенсивным, а главное – непрерывным.

Подведение итогов семинара

Педагоги продолжают работать в тех же командах. Каждая команда получает перечень рекомендаций по работе с детьми-аутистами.

Список нужно обсудить в группах и разделить рекомендации на три части. Обвести те способы, которые педагоги уже используют (возможно, это какие-то установленные правила или навыки, которыми педагоги уже обладают).

Затем обвести те рекомендации, которые педагоги могли бы использовать в своей работе, и зачеркнуть те рекомендации, которые, по мнению педагогов, на данном этапе практически невозможно реализовать.

По завершении обсуждения каждая группа озвучивает результаты своей работы.

В конце семинара психолог еще раз озвучивает основные рекомендации, которые педагоги сочли реалистичными, и благодарит педагогов за участие в нем.

Рекомендации по работе с детьми-аутистами

  • Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:

  • Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

  • Принимайте его таким, какой он есть.

  • Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.

  • Придерживайтесь определенного режима дня.

  • Соблюдайте ежедневные ритуалы.

  • Не трогайте ребенка.

  • Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.

  • Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

  • Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

  • Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

  • Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

  • Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:

  • хороводные игры,

  • игры с правилами,

  • пускать мыльные пузыри,

  • игры с водой,

  • игры, направленные на развитие мелкой моторики. Как учить ребенка-аутиста:

  • доносить информацию через схемы, наглядные картинки;

  • избегать переутомления;

  • четко организовывать пространство;

  • использовать подписанные системы хранения;

  • подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;

  • обращаться к ребенку по имени;

  • обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;

  • осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;

  • использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);

  • постоянно развивать крупную и мелкую моторику.


































Признаки аутизма

Черты обычного ребенка

- постоянно задает вопросы,
- залезает на горку, на верх дивана,
- любит играть на детской площадке, когда там много детей, 
- активно привлекает детей в свою игру,
- любит кошек,
- разбирает вещи по частям,
- разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
- любит разноцветные шерстяные свитера,
- любит громкую музыку,
- любит играть на барабанах или стучать,
- требует новых игрушек,
- постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате,
- пьет из разных чашек

Черты ребенка-аутиста

- не смотрит в глаза,
- не играет со сверстниками,
- не испытывает радость,
- не нуждается в контакте с окружающими,
- не разговаривает с окружающими,
- повторяет одни и те же слова или предложения,
- выполняет одни и те же механические движения,
- играет только с определенными игрушками,
- использует постоянные ритуалы,
- играет с мелкими игрушками,
- выстраивает предметы в ряд,
- общается только с одним членом семьи, 
- общается с одним выбранным взрослым,
- избирателен в еде, 
- предпочитает еду одного цвета,
- не любит телесный контакт,
- избирателен в одежде,
- часто ходит босиком,
- плохо спит,
- играет один,
- фантазирует, 
- делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
- постоянно намеренно соблюдает определенные правила,
- сопротивляется переменам, 
- выполняет действия в определенном порядке,
- совершает действия, приносящие вред ему самому, 
- боится громких звуков, закрывает уши руками,
- избегает яркого света,
- нюхает предметы, в том числе и несъедобные,
- избегает двигательной активности,
- не переносит прикосновения к себе,
- боится испачкаться,
- быстро утомляется,
- хаотично передвигается по помещению


























Коррекционная работа.

Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить.

Вот основные правила коррекционной работы:

1. Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.

2. Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или по крайней мере близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.

3. Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.

4. Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но "коррекцию всей жизнью". Это прежде всего касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).

5. Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.