Государственное бюджетное образовательное учреждение «Мензелинская школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста в сенсорной комнате.
Тема: "Путешествие к звездам".
Подготовила и провела:
Педагог-психолог Назарова Е.А.
г. Мензелинск, 16 декабря 2022г.
Цель: создание оптимальных условий для укрепления психофизического и эмоционального состояния учащихся с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
создание положительного эмоционального состояния учащихся;
совершенствование навыков взаимодействия детей друг с другом;
развитие у детей зрительного, слухового, тактильного восприятия;
развитие памяти, речи, воображения, мышления;
обогащение словаря по теме «Космос»;
повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций
Продолжительность: 40 мин.
Категория участников: учащиеся 4 класса (дети с ОВЗ- обучаются по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью; с повышенным уровнем тревожности, эмоциональной неустойчивостью).
Место проведения: кабинет педагога-психолога с оборудованием тёмной сенсорной комнаты.
Необходимые ресурсы: оборудование тёмной сенсорной комнаты, компьютер, песочный стол, тактильная дорожка, релаксационная музыка на тему «Космос», текст медиативной сказки.
Приёмы и методы работы:
цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
песочная терапия (рисование песком)
работа с медиативной сказкой;
упражнения, активизирующие память, речь, мышление, воображение;
упражнение на развитие тактильных ощущений.
Ход занятия
Ритуал приветствия.
Игра «Приветствие».
Психологический смысл упражнений. Упражнение позволяет создать положительный настрой на групповую работу.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас пригласила в волшебную комнату.
Откуда отправимся мы с вами в необычное путешествие, а куда, попробуйте догадаться.
Предлагает детям прочитать загадку:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, тёмный и необычайный,
В нём живут Вселенные, звёзды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
Как выдумаете о чём идёт речь в этой загадке? ( О космосе.)
( Упражнение активизирует мыслительные процессы, память)
2. Основная часть.
- Ребята, а как вы думаете, что нам потребуется, чтобы совершить путешествие в космос?
Космический корабль, специальная одежда, дружная команда и хорошее настроение. Карточки с настроением. (выбирают)
Начинаем готовиться в путешествие. Приступим к тренировке.
Игра с обручами. Дети встают в круг, держась за руки. Нужно не разнимая рук пролезть через обруч.
Игра ходьба по веревке. Нужно держась за руки пройти боком по запутанной веревке.
Детям выдаются задания по группам:
Построить из модулей космический корабль. Упражнение развивает пространственную ориентацию, операцию синтеза.
С помощью песка изобразить на песочном столике космическое пространство. Упражнение развивает воображение, пространственную ориентацию, память.
«Садимся на космический корабль» - Молодцы! Вот теперь мы с вами готовы отправиться в путешествие к звездам. Теперь нам нужно сесть на космический корабль, где каждый займет свое место. Зайти на корабль можно через специальный отсек (туннель).
Упражнение «Заводим ракету»
Дети заводят ногами ракету. Завели и полетели!
Видео взлета ракеты.
Упражнение «Шарик».
Ведущий: «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я: «Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем»
Видео «Невесомость»
Упражнение «Невесомость»
Находясь в воображаемом космосе, мы стали невесомыми. Знают ли дети, что такое невесомость? (ответы детей). Передвигаемся по комнате в воображаемом состоянии невесомости. И заходим в темную комнату. Располагаемся в бассейне и на пуфиках.
- А теперь давайте отдохнём и послушаем необычную сказку. Рядом с нашей планетой находится много звёзд , вот история об одной из них…( дети рассаживаются на коврике и слушают медиативную сказку). Упражнение на релаксацию с помощью музыки, на развитие воображения.
«Сказка про звёздочку» ( можно использовать аудиосказку).
- Вот такая интересная история приключилась с маленькой звёздочкой, а нам, ребята пора идти дальше. Посмотрите, на нашей планете есть необыкновенный водопад.( Дети подходят к фиброоптическому водопаду «Звёздный дождь»).Струйки воды в нём светятся. Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться на нашу планету. Спускаемся на космическом лифте, проходим по волшебной дорожке, вот мы и дома. Надеюсь, что наше путешествие вам понравилось.
3. Рефлексия.
Ребята, если сегодня на занятии вы узнали что-то новое, вам было интересно, весело- выберите красную ракету и прикрепите её на магнитную доску, если вам было скучно и ничего нового вы не узнали, выберите жёлтую ракету, если на занятии вас что-то огорчило- выберите синюю ракету.
Спасибо, ребята! До новых встреч и путешествий.