Приветствие Мотивация Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой Включение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность. Практическое экспериментирование. Практическая деятельность детей. Рефлексия. Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье | Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории? Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования: (Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.) Люди ждут меня, зовут, А приду к ним – прочь бегут. (Дождь.) Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. (Река.) Стоит корыто Полно воды налито. (Озеро.) К речке-сестрице Бежит-журчит водица. (Ручей.) Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать? Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем. Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”. Опыт 1. Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыплем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает? А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему? Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Воспитатель закрепляет на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляет условные обозначения.) Опыт 2. У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость? Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока? ( Сок сладкий, вода без вкуса). Опыт 3. Воспитатель: А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.) Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы. Опыт 4. Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показывает стакан с молоком.) ( Молоко). Оно льется? Значит, мы можем назвать молоко жидкостью? А вы любите молоко? И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите? А так? (Вытаскиваю ложку.) А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу? Опыт 5. А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму. Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр). У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках? ( конуса, цилиндра). - А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.) (Наливает воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.) Мы с вами побывали сегодня в лаборатории. С каким веществом мы проводили опыты? Какие свойства воды мы исследовали? Что больше всего вам понравилось на занятии? А сейчас, как настоящим ученым нам нужно зарисовать свои опыты в дневник наблюдений. | Дети отвечают на вопрос, рассуждают Дети отгадывают загадки Дети вспоминают то, что знают о воде. Ответы детей. Ответы детей Ответы детей Опускают ложечку в стаканы с водой Дети выдвигают гипотезы, составляют план исследования, проводят эксперимент, делают выводы. Следят за действиями педагога. Дети передают свои впечатления о процессе и результатах деятельности. | Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности Проявление эмоциональной отзывчивости Проявление инициативности в общении со взрослым. Концентрация внимания. Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Вывод: Вода – безвкусная жидкость. Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Вывод: Чистая вода прозрачна. Самостоятельное владение способами экспериментирования. Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. Вывод: вода это жидкость без вкуса, без цвета, без запаха. Зарисовывают опыты в дневниках наблюдений. |