Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительная соль»
Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли.
Программное содержание:
- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;
- Уточнить знания детей о свойствах соли ; продолжать знакомить с ее видами;
- Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Формировать представления о соли и её свойствах;
- Продолжать развивать речь как средство общения.
- Упражнять в использовании нетрадиционного приёма рисования;
Материал и оборудование: три вида соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, 2 яйца, одноразовые стаканчики, свеча, ложка метал, листы для рисования, клей пва, цветная соль, красители .
Ход занятия.
Приветствие:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём,
И с гостям поздороваемся!
Наш клуб почемучки?
И девиз у нас простой,
Мы хотим узнать побольше
Про огромный шар земной
Вот и слышится в саду:
Почему , да, Почему?
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Сегодня Мы пригласили вас в нашу научную лабораторию. Отгадав загадку Вы узнаете с каким веществом мы будем проводить опыты.
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Это (соль)
Воспитатель: - Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
-Дети, а что вы знаете про соль? (Ответы детей).
Показ презентации.
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная (наглядно).
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
- А вы хотите узнать, как люди добывают соль?
Помогут ответить на это вопрос Младший научный сотрудник Алан Асади
Рассказ Ребенка Слайды
Воспитатель:А еще соль есть у нас в Казахстане .
Рассказ ребенка Алан Оспанов фото или слайды.
Опыт 1: Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (. Выпаривание воды.) давайте мы с вами сейчас попробуем добыть соль. Поможет мне в это Матвей. Вот перед вами морская вода из которой мы должны получить соль.
Получили соль Описание соли «Соль сыпучая, без запаха» . «Соль растворяется в воде» (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
Дети, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А где есть соленная вода? ( в морях , океанах). А в реках пресная. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо. Опыт 2: Возьмите яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
А теперь возьмите другое яйцо и опустим его в стакан с водой простой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать). Что еще мы можем из соленной воды?
Давайте вспомним, что мы делали с соленой водой и ниткой. Приглашаю научного сотрудника Адилю.
Проводим опыты 3: растворяем соль в воде, выращиваем кристаллы, делаем иней весной)
Показываем итог работы.
Физкультминутка.
Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают).
Воспитатель: Дети посмотрите какая у нас стоит красивая разноцветная соль. Почему соль разного цвета?
Ответ на этот вопрос приготовил для нас младший сотрудник Линар.(Слайды)
Воспитатель: Дети давайте вспомни как мыс вами проводили опыт окрашивание соли. И расскажет о нем наш научный сотрудник Лиза
Опыт 4: Окрашивание соли разные методы. (Показываем что получилось)
Воспитатель: Дети скажите где мы можем применить Окрашенную соль?
Творческая работа : Рисунок солью Настя и Даша.
Молодцы , работы других сотрудников можно посмотреть на стенде.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была и остается важным продуктом. Рассказ Афины
Наш научный сотрудник Вика провела в домашних условиях опыт как соль влияет на растения. Рассказ.
Мнения детей и их выводы.
Вывод много соли вредно для организма. Показать вредные продукты.
Воспитатель : Соль в большом количестве может нанести нам вред. Но в тоже время соль имеет лечебные свойства.
Расскажет о них наш сотрудник Артур
Дополнение: Так же соль добывают в соляных шахтах. Дети, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, соль кристаллизовалась. И образовались горы.
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
Так какая соль полезная для организма?
Ответы детей….
- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и проходите за столы.
Прежде чем начать наши новые исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем делать лечебную морскую соль для ванны.
Опыт 5: Приготовление лечебной морской соли с маслами. Подарят мамам.
Молодцы !!! У всех получилось.
Для закрепления материала проводится игра «Что мы знаем о соли».
(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).