СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга "Справимся с агрессией вместе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тренинг был разработан мной по просьбе классного руководителя 7 класса. Ребята с большим удовольствием принимали участие в тренинге.

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга "Справимся с агрессией вместе"»

Занятие с элементами тренинга «Справимся с агрессией вместе»

Участники: педагог – психолог, 10 учащихся 7 класса

Время: 50 минут

Цель: научить детей регулировать выход агрессивных эмоций.

Задачи: 1. Дать представление учащихся об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий

2. Выяснить, каким образом можно безопасно выразить свои негативные эмоции, агрессию.

3.Научить находить альтернативные стили поведения в конфликте.

4. Осуществить на основе психологических упражнений снятие агрессивного напряжения.

Оборудование: музыкальное сопровождение, воздушные шарики, нитки, иллюстрация раздраженного человека, надписи «Опасно», «Безопасно», таблички со способами выражения агрессии, свеча, 10 листов А4, 10 ручек

Примечание: перед занятием участники делятся на 2 группы.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.

Цель: знакомство с членами группы, снятие напряжения, включение участников тренинга в групповой процесс.

Участникам необходимо оформить визитку, написать на ней – то имя, которым они бы хотели, чтобы их называли. Далее участникам предлагается назвать одно положительное и одно отрицательное собственные качества на первую букву своего имени. После окончания упражнения проводится обсуждение: легко или трудно было найти качества, какие качества приходили на ум быстрее – положительные и отрицательные.


2. Основная часть (педагог - психолог).

Сегодня нам предстоит поговорить о том, почему иногда наши настроение и поведение меняются, становятся плохими и неуправляемыми. Почему с нами случаются перемены и как этого избежать. Вы готовы? Тогда приступим.

Согласитесь, иногда, когда у нас плохое настроение, мы начинаем понимать, что нас начинает все раздражать. (Например: «Какой огромный рассказ нужно прочитать!», «Как громко разговаривает сосед по парте!», «Почему дежурные так медленно накрывают порции на завтрак?», «Я хочу идти гулять без шапки, а мне не разрешают, почему?»)

Скажите, пожалуйста, что происходит с человеком, когда его начинает все раздражать? (ответы, обобщение). Человек начинает сердиться, злиться.

Что происходит с его лицом? (ответы, обобщение). Лицо краснеет, мышцы напряжены, рот искривлен, брови нахмурены, зубы стиснуты. Иногда у человека даже сжаты кулаки. (показываю иллюстрации).

Что происходит у человека внутри? Какие эмоции его переполняют? (ответы) В это время человек хочет причинить вред другому.

Объясняется это просто: человек думает - мне плохо, пусть и другим будет плохо. Как мы можем назвать такое поведение? (ответы). Такое поведение называется агрессивным. Как вы думаете, что такое агрессия?

Агрессия - это поведение человека, направленное на причинение вреда другим, вследствие переполнения его негативными эмоциями.

Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?

Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п. Это то, что человек чувствует, но держится, скрывает, прячет свои чувства от других.

Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном причинении вреда другому человеку: оскорблениях, драках. Понятна разница?


Упражнение «Рассерженные шарики».

Я попрошу вас надуть воздушные шарики и завязать их.

Представьте, что надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух – чувства раздражения и гнева.

Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него? (нет)

Что может случиться, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека? (ответы) Человек не выдержит и «взорвется», лопнет, как шарик. (лопаем шарики) Что получилось с негативными эмоциями и чувствами? Они вырвались, выплеснулись на окружающих людей. Если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например драку.

Давайте надуем ещё один шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Вы помните, что шарик - это человек, а воздух внутри него - чувства раздражения и гнева.

А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

Вы заметили, что шарик уменьшился? (да)

Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух? (нет)

Остался ли шарик целым? Напугал ли он кого-нибудь? (не напугал)

Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда. А что значит «контролируем»? (ответы) Это значит, что мы выбираем безопасный способ выражения агрессии. Но есть и опасные способы, такие, которые причиняют другим людям вред.

Сейчас нам предстоит в этом разобраться. (работа в группах)


Упражнение «Разожми кулак!»

Цель: показать возможные стили поведения в травмирующей ситуации.

Участники группы разбиваются на пары, один сжимает кулак, другой должен его разжать за 1-2 минуты. Затем меняются ролями и ситуация повторяется.

Далее следует обсуждение, кому и как удалось это сделать. Возможны разные варианты – можно силой, можно просьбой, можно лёгким поглаживанием.

Рассказать сказку «Солнце и ветер». Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ, тот и будет признана сильнейшим». И вот ветер стал дуть, очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, и путник снял свой плащ. После сказки психолог задает вопросы: «Кто выиграл в этом споре и почему? Всегда ли можно добиться своего силой? Как ещё можно добиться своего?»


Задание «Опасно или безопасно?»

Наша доска разделена на 2 части. На 1-й половине доски вы видите надпись «ОПАСНО», и на эту половину доски вы будете прикреплять выбранные вами таблички с опасными способами выражения агрессии. Это те действия, которые выполнять опасно, которые не смогут снять с человека накопившуюся в нём агрессию. (Задание для первой группы).

А на 2-й половине доски вы видите надпись «БЕЗОПАСНО». Сюда вы будете прикреплять таблички, где написаны разные действия, которые можно выполнять, чтобы снять агрессивное состояние, чтобы чувство гнева уменьшилось. (Задание для второй группы).

А теперь берите со стола таблички, читайте их, выбирайте нужные и прикрепляйте на доску с соответствующей стороны.

Обижаться Петь Оскорблять Рисовать Жаловаться Успокоиться Обвинять Заниматься спортом Драться Трудиться Злиться Смеяться Использовать вредные привычки Помечтать Грубить Танцевать Сердиться Почитать Спорить Топать ногами Лениться Посоветоваться Нервничать Послушать музыку Ругаться Играть Не прислушиваться к совету старших Поговорить

(Проверка выполненного задания каждой группы. Доказательство правильности выбора).


Когда вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу, как необузданное чудовище, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения сделайте следующее упражнение:

Упражнение саморегуляции: (включаем звуки природы)

Представьте свечу, в пламени которой сгорает плохое, (зажечь свечу). Прислушайтесь к шуму воды, представьте, как вода смывает всю злость и агрессию, очищая вашу душу. Медленно сожмите и разожмите пальцы рук. Дыхание на счёт 5-5-5 (вдох-пауза-выдох)


3.Рефлексия.

Самопохвала.

Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания. Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание – тяжёлый труд.

Что вы узнали сегодня нового?

Чему научились?

Что запомнилось?

Что понравилось?

Какие можете сделать выводы?


На прощание я хочу рассказать вам притчу:

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».


Спасибо, ребята, за вашу активность, за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!