СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие внеурочной деятельности во 2 классе "Курск-город-крепость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии реализуются следующие цели:

  • узнать происхождение названия города Курска;
  • расширить понятийные знания о Курске, как городе-крепости;
  • выяснить, где и каким образом строились города в Древней Руси. 

Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности во 2 классе "Курск-город-крепость"»

План – конспект занятия

по внеурочной деятельности «Курсковедение»

во 2 классе

Тема: «Город Курск – город-крепость Курск»

Цели:

  • узнать происхождение названия города Курска;

  • расширить понятийные знания о Курске, как городе-крепости;

  • выяснить, где и каким образом строились города в Древней Руси.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать представление о происхождении города Курска, его названии и роли города – крепости;

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: отрабатывать умения работать с различными источниками информации, отбирать необходимый материал по конкретной теме, анализировать полученные факты, соотносить факты, сравнивать и делать выводы;

2. Познавательные УУД: формировать устойчивый интерес к получению новых знаний;

3. Коммуникативные УУД: учиться работать на уроке, формировать логическое мышление, связную речь, аргументированно высказывать свою точку зрения, выслушивать мнения других;

Личностные: воспитание патриотизма и интереса к изучению истории родного города, истории и культуре своей страны.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: рабочие тетради по Курсковедению, мультимедийная презентация.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, математика.
















Ход занятия

I Организационный момент.

-Наше занятие я бы хотела начать с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

-Как вы ее понимаете? (Каждый день на уроке мы узнаем что-то новое.)

-Сегодня нам предстоит пополнить багаж знаний. Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

Вперед, за новыми знаниями! Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.

Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.


II Актуализация знаний

- Ребята, где мы с вами живем? (ответы детей)

- Как называется населенный пункт – Курск? (Город)

- Что такое город? (ответы детей)

- Давайте обратимся к словарю.

(слайд) Го́род — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Город (от слова «городить») — в древней Руси так называлось всякое крупное жилое место, окруженное оборонительной оградой.

III. Введение в тему занятия

- Предположите, о чем сегодня на занятии пойдет речь?

-Прочитайте тему занятии?

(Слайд) Город – Курск –

Но ,обратите внимание, что после фразы стоит тире .О чем это говорит?

IV. Открытие новых знаний.

-Я предлагаю вам отправиться сегодня в прошлое нашего города. У вас, ребята, было домашнее задание – узнать тайну имени города.


- Так откуда же взялось название города Курска? (ответы детей)


У каждого из нас есть дата рождения. Города не исключение. Откройте тетради на странице 13 и запишите день рождения города Курска. (1032 год) В этом 2016 году ему исполнилось 984 года.

Слайд.

Давайте сравним даты рождения города Курска и города Москвы (1147 год, 869 лет).

- Какое задание вам предлагает Куряночка, прочитайте. (работа с тетрадью)


- Год 1032-й, конечно условно, считается годом основания нашего города. Об этом говорят и многочисленные находки и различные предметы. Ну, а первое письменное упоминание о Курске есть в «Житии Феодосия Печерского» и относится оно к 1002-1004 гг. Там же мы читаем, что Курск, по тем временам, большой город, с каменными храмами, развитой торговлей. Более десятка раз упоминается Курск в летописях датированных 1002-1228 годах.  

Физминутка




(слайд) - Город – это всегда центр какой-то земли, территории, края. Вокруг располагаются другие населенные пункты - села, поселки, деревни. Но ведь было время, когда можно было пройти сотни километров и не встретить жилья человека.

- На этой территории в далеком прошлом жили наши предки – славяне.

  Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской и ответьте на вопрос:
- Почему именно на этих территориях остановились славяне?

Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, 
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: Места много, есть что есть и есть что пить!
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

- Почему же именно на этих территориях остановились славяне?
(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту).

(Ответы детей)
- Но не всё было так гладко и хорошо. Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили крепостную стену из прочных бревен.

- Слово “город” в древнерусском языке означало укрепленное поселение. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом.

- Так как же назывались такие города? (Ответы детей)


-Давайте вернемся к теме занятия и прочитаем ее полностью. (слайд)

- А что такое крепость? (Ответы детей)

- Обратимся к словарю В.И. Даля

КРЕПОСТЬ - укрепленное противу врагов, по военным правилам, место, твердыня.







Тысячу лет назад, Курск представлял из себя крепость, на высоком холме, окружённую частоколом. С восточной и южной сторон, город защищал высокий берег долины Тускари, с западной стороны обрывистый крутой склон к реке Кур.


Башня Знаменского монастыря и часть стены сохранились до наших дней. Фото 1962 г.

Это тоже башня монастыря, снесена в 60-х годах прошлого, 20-го века.

- Давайте запишем в тетрадь, чем в последствие стал Курск? (Работа в тетради)

В разные времена нашему городу приходилось не раз защищать своих жителей от врагов. Так было и в годы Великой Отечественной войны. С осени 1941 года жители города держали оборону Курска. Куряне проявили мужество и настойчивость, держали город до последнего. Дорог был не только день, а даже час. Еще раз Курск доказал, что не зря его называли городом – крепостью! В этом году, ребята, мы отметили 75-летие обороны города Курска.


VII. Итог занятия

-Ребята, давайте построим «стену знаний». Я буду задавать вам вопросы, ответы на которые написаны на кирпичиках, а вы крепите их на доску.

- Какая река предположительно легла в название города Курска? (р. Кур)

- Назовите год рождения города. (1032 г.)

- Сколько лет исполнилось нашему городу в этом году? (984 года)

- В каком году встречается первое упоминание о городе Курске? (1002-1004 г.г.)

- В житие какого святого упоминается о городе? (Феодосий Печерский)

- Чем в последствие стал Курск? (Крепостью)

- В каком месяце мы отметили 75-летие обороны г. Курска? (ноябрь)



VIII. Рефлексия.

- Возьмите смайлики и оцените свою работу на занятии.

Ж– Я всё понял, на занятии мне было интересно.

З – Мне было трудно и у меня остались вопросы.

- Ребята, спасибо за работу на занятии.


– До свидания !!!