Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Занимательная химия»
Оглавление
1. | Введение.............................................................................................. | 4 |
2. | Общая характеристика мероприятия............................................... | 5 |
| Цели и задачи мероприятия.......................................................... | 5 |
| Форма проведения.............................................................................. | 5 |
| Методы и приёмы проведения.......................................................... | 5 |
| Оформление и оборудование............................................................ | 5 |
| Место и время проведения, участники............................................ | 5 |
3. | Подготовительный этап..................................................................... | 5 |
4. | Содержание мероприятия.................................................................. | 6 |
| 4.1. | Организационный момент....................................................... | 6 |
| 4.2. | Ход мероприятия...................................................................... | 6-16 |
5. | Заключение.......................................................................................... | 17 |
6. | Список литературы............................................................................. | 18 |
| | |
Аннотация
Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии «Занимательная химия» написана для студентов средних профессиональных образовательных учреждений, ориентирована на расширение возможности педагога , позволяет ему не просто обучать студентов, но и создавать условия для формирования творческих , социально-успешных личностей.
Подготовке мероприятия предшествовала большая подготовительная работа: подбор вопросов, стихов. Соответственной заданной теме создана мультимедийная презентация.
Методика проведения внеклассного мероприятия соответствует новым педагогическим технологиям.
1.Введение
Химия как общеобразовательный предмет обладает своими особенностями. К числу важнейших из них относится абстрактность большинства химических понятий и явлений. Никто из нас не видел атомов и молекул, движения электронов и многого другого. Это порождает ряд серьёзных трудностей ещё при изучении химии. Учёными доказано отсутствие психологической готовности студентов к восприятию и усвоению абстрактного химического материла. Как следствие – резкое снижение интереса к предмету.
Обучение любому предмету должно быть организовано таким образом , чтобы студентам было интересно на уроках , чтобы они стремились сами получать новые знания. И для того, чтобы студенты продуктивно и деятельно работали на уроках, были заинтересованы в изучении дисциплин, воспитывали в себе черты интеллектуалов , развивали коммуникабельность , необходимо проведение в учебном процессе интеллектуальных игр.
Внеклассная работа по химии – это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Её разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания студентов, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии.
2.Общая характеристика мероприятия
Цели интеллектуальной игры-викторины «Занимательная химия»:
развивать знания студентов в процессе игры,
вырабатывать у них познавательную активность,
прививать интерес к предмету, формировать мотивацию к учению
Задачи:
систематизировать знания студентов по химии,
развивать познавательный интерес,
доказать практическую значимость химии, знание законов и закономерностей в жизни человека,
воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний.
формировать уверенности в своих способностях.
Форма проведения: викторина.
Методы и приёмы проведения: словесный, наглядно-иллюстративный, творческий.
Оформление и оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Занимательная химия».
Место проведения, участники: конференц - зал, 18марта 2019 года, группы первого курса
3. Подготовительный этап
3.1. Подготовка сценария, стихотворений для студентов.
3.2. Подбор материала, создание презентации.
4. Содержание мероприятия
4.1. Вступительное слово преподавателя:
Преподаватель начинает викторину со слов: "Сегодня мы проведём игру и проверим ваши знания , умения и навыки» . Далее преподаватель представляет состав жюри и команды игроков.
Затем преподаватель демонстрирует на интерактивной доске слайды:
"Без химии жизни , поверьте , нет ,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим , живём и летаем ,
В разных точках Земли обитаем ,
Чистим , стираем , пятна выводим.
Химией лечимся , клеим и шьём ,
С химией мы бок о бок живём!
И чтоб больше и лучше все знать ,
Надо химию понять".
Затем преподаватель переходит по плану мероприятия к самой игре , начиная её с I тура.
4.2.Ход мероприятия.
Сценарий внеклассного мероприятия «Занимательная химия»:
1 тур "Разминка".
I тур проводится преподавателем для команд игроков под диктовку.
Задание: заслушав вопрос , напиши ответ
1) Их занятия включали в себя мистику , веру в чудеса. Они стремились превратить металл в золото. Знаменитый врач Теофраст Парацельс был одним из них. Кем были эти люди? ( Алхимиками)
2) В человеческом организме разные химические элементы накапливаются в разных частях: олово – в языке , калий и медь – в сердце , цинк – в зубах. Где накапливается мышьяк? (В волосах)
3) Если бы получить всё золото из этого источника , то на каждого жителя планеты его пришлось бы не менее тонны. Где же его так много? ( В морской воде)
4) В этой стеклянной посуде смешивают малые количества вещества и проводят химические реакции. Назовите эту посуду. (Пробирка)
5) Назовите вещество, которое при определённой концентрации может и спасти человека в случае сердечного приступа , и мгновенно уничтожить множество людей и сооружения при взрыве.( Нитроглицерин)
6) Некоторое вещество , содержащееся в древесном дыме , позволяет получать копчёную рыбу и колбасу , а водный раствор этого вещества используется для консервирования анатомических препаратов и крови , выделке кож , дезинфекции помещений и хирургических инструментов , протравливания семян для уничтожения личинок вредителей. Назовите это вещество( формальдегид)
7) Эта смесь состоит из 200 вредных веществ , среди которых угарный газ , сажа , бензпирен , муравьиная кислота , метанол , бензол , фенол , мышьяк , аммиак , сероводород , цианистый водород , ацетилен , формальдегид , радиоактивные элементы и другие вещества. Назовите эту смесь. ( Табачный дым)
8) Как называется индикатор, который вырабатывается из некоторых видов лишайников? Назовите его. ( Лакмус)
9) Назовите органическое вещество, с помощью водного раствора которого можно удалить с яйца скорлупу , не разбивая её. ( Уксусная кислота)
10). В организме человека желудочный сок имеет кислую реакцию среды , кровь – слабощелочную. Какое значение pH имеют слёзы? ( рН 7)
11). О каком веществе писал Антуан Лоран де Сент-Экзюпери?… "Ты самое большое богатство на свете …". Назовите это вещество. ( Вода)
Критерий оценивания I тура: за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.
II ТУР: "ПОИГРАЕМ В СЛОВА"
II тур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу.
Задание. Команды игроков получают листы бумаги , на которых написано слово: СУЛЬФАДИМЕТОКСИН. Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 3 минуты. Критерий оценивания II тура: за каждое правильно составленное слово команде игроков ставится 1 балл.
3ТУР: "ПРОВЕРЬ СЕБЯ"
Задание: выбери правильный ответ.
1) Название наиболее распространённого наполнителя для стиральных
порошков:
а) сульфат натрия; б) сульфит натрия; в) фосфат натрия.
2) Для удаления пятна от растительного масла лучше использовать:
а) воду; б) спирт; в) бензин.
3) Какое вещество придаёт растительным блюдам привкус и аромат мяса:
а) сорбиновая кислота; б) глутаминат натрия; в) мальтоза?
4) Какое вещество пахнет как роза:
а) линалоол; б) гераниол; в). толуол?
5) Источником приятных запахов являются:
а) органические кислоты; б) эфирные масла; в) многоатомные спирты.
6). Какую водку не станет пить даже самый "горький пьяница":
а) королевскую; б) императорскую; в) царскую?
7). Какая единственная кислота растворяет золото:
а) хлорная; б) азотная; в) селеновая?
8). Из какого вещества можно приготовить нежную косметику и динамит:
а) глицерина; б) парафина; в) вазелина?
9). Каким спиртом можно лечить отравившегося алкоголем:
а) нашатырным; б) винным; в) камфорным?
10). Какую часть автомобиля можно сделать из ацетилена:
а) кузов; б) шину; в) бампер?
Критерий оценивания 3 тура: за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл
ТУР ІV. Конкурс чтецов
Чтение стихов о Д.И. Менделееве и Периодическом законе. За каждое стихотворение 3 балла. Дополнительный балл команде, в которой будет лучший чтец
1 чтец.
Мир сложен.
Он полон событий, сомнений.
И тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо Природы является гений
И в хаосе этом наводит порядок...
Весь мир большой: жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит,
Природы ищет алфавит!
2 чтец.
Кумир ученых и поэтов
Глядит внимательно с портретов,
Своих открытий зная ширь,
С осанкой вечно молодою,
С окладистою бородою,
Былинный русский богатырь.
Все было в химии неясно,
Порой запутано ужасно.
Но вот вмешался в хаос он,
И силой мудрого прозренья
Открыл ценою озаренья
3 чтец.
Периодический закон.
Проник он мыслью дерзновенной
И в микромир,
И в глубь вселенной,
Нас знанием вооружа.
И элементы подравнялись,
Могучей мысли подчиняясь
И человечеству служа.
Науку русскую взлелеяв,
В ней возвышался Менделеев,
Был, как блистательный пример.
Не только химик, но геолог,
Статистик, инженер, метролог,
И агроном, и землемер.
4 чтец.
Шагал прогресс, трещали троны,
С тиранов падали короны,
А он в двадцатый новый век
пришел как новый Ломоносов,
Решить сумевший тьму вопросов –
Природно русский человек.
Доброжелательный, веселый,
Любил гармонию во всем он,
Во всем глубокий смысл любил.
Не потому ль, ценя природу,
Стремясь к общению с народом,
Усадьбу в Боблове купил?
Толпою оживляла местность,
Бурлила клинская окрестность,
Спеша не пропустить момент,
И шар воздушный поднимался,
Когда им гений занимался,
Чтоб провести эксперимент.
5 чтец
Сегодня мы воображаем,
Как небывалым урожаем
Крестьян сумел он поразить.
А он работал и работал,
Стыдиться не умея пота, –
Работе трудно возразить.
Сегодня б нам его программу,
Да б в дело воплотить упрямо.
Но мы сегодня на мели.
Завет забыли исполина,
Что мыслил в Боблове под клином
О плодородии земли.
Всегда познанья сея семя,
Иное он предвидел время:
Не будет нищеты и зла…
Обогатив трудом науку,
Он нам протягивает руку
И вдохновляет на дела.
6 чтец
Для стройности теорий химии
Решил ученый обобщить
Все свойства атомов сравнимые,
Что человек успел открыть.
Приснилась, говорят, ему таблица,
А в ней открытых элементов лица.
Из лиц сложился групповой портрет,
В портрете лишних линий нет.
Чтобы в систему строгую сложиться,
Вес атомный не всем порой годится.
В другом ряду мы их сейчас поставим,
Веса их на немножечко поправим...»
Решил ученый тут же очень смело.
Пустыми клетками таблица запестрела.
Все просто, гармонично, есть логичность...
«Открылась свойств периодичность!»
V ТУР: "ВЫДЕЛИ УЧЁНОГО ПО ЕГО ЗАСЛУГАМ"
Задание: узнай учёного по его заслугам и выбери правильно только один ответ в каждом из вопросов теста в виде буквы.
1.Русский учёный , который изучал физику , химию , занимался переводами , писал оды , редактировал книги , создал рецепт мозаики , руководил академической гимназией , организовал работу по созданию первой карты России. Этот учёный …
а) И. А. Каблуков; в) А. М. Бутлеров;
б) М. В. Ломоносов; г) В. В. Марковников.
2) Великий русский химик , который очень хорошо переплетал книги , клеил рамки для портретов , изготавливал отличные чемоданы. Однажды он услышал: "Таких людей знать надо. Это чемоданных дел мастер". Этот учёный …
а)В. В. Марковников; в) Д. И. Менделеев;
б) А. П. Бородин; г) И. А. Каблуков.
3) "Если бы он не сделал ничего более , кроме превращения нитробензола в анилин , то его имя и тогда осталось бы записанным золотыми буквами в историю химии". О каком учёном идёт речь?
а) Н. Н. Зинин; в) Н. Д. Зелинский;
б) Н. Н. Соколов; г) И. М. Сеченов.
4) Кто автор этого закона: "В равных объёмах различных газов при одинаковых условиях (температуре и давлении) находится одинаковое число молекул"?
а) Фридрих Вёлер; в) Антуан Лоран Лавуазье;
в) Джон Дальтон; г) Амедео Авогадро.
5) Датский физик , создавший первую квантовую теорию строения атома водорода. Этот учёный …
а). Джозеф Джон Томсон; в). Эрнест Резерфорд;
б). Нильс Бор; г). Макс Планк.
6) Русский химик , впервые практически доказавший влияние удобрений на урожайность различных культур. Также известны его работы в области экономики , металлургии , но мы , прежде всего , знаем его как создателя своеобразной "иконы" для каждого химика. Этот учёный …
а). Д. И. Менделеев; в). К. А. Тимирязев;
б). Н. Н. Семёнов; г). Б. А. Казанский.
7) По словам очевидцев того времени этот учёный был "творцом в химии и подмастерьем в музыке". Он нашёл метод определения азота в органических соединениях , сконструировал азотометрический прибор. Одновременно этот человек был музыкантом , автором исполняемых перед европейской публикой симфонических произведений (автор опер "Богатыри" , "Млада" , "Князь Игорь"). О каком учёном идёт речь?
а). А. М. Бутлеров; в). И. М. Сеченов;
б). Д. И. Менделеев; г). А. П. Бородин.
8) Русский химик-органик , воспитавший целую плеяду замечательных русских химиков , среди которых были Д. И. Менделеев , Н. Н. Бекетов и другие известные учёные. Его заслуга в деле подготовки химических кадров России огромна , недаром за ним закрепилось почётное имя – "дедушка русских химиков". Исследовал состав нефти , заложил основы нефтехимии как самостоятельной науки. О каком учёном идёт речь?
а). Владимир Васильевич Марковников; в). Николай Николаевич Бекетов;
б). Сергей Васильевич Лебедев; г). Фёдор Фёдорович Бельштейн.
9) До конца своей жизни этот русский учёный так и не признал возможность превращения одних элементов в другие в результате их радиоактивного распада , хотя ему были известны достоверные факты такого превращения , полученные его современниками. Он отверг и теорию электролитической диссоциации , считал , что взаимопревращаемость элементов подрывает открытый им закон.
О каком учёном идёт речь?
а). Андрей Николаевич Белозерский; в). Иван Иванович Андреев;
б). Дмитрий Иванович Менделеев; г). Михаил Григорьевич Кучеров.
10) Русский физик и физико-химик , академик. Лауреат Нобелевской премии. Научные исследования его относятся к учению о химических процессах, катализе, цепных реакциях , теориях теплового взрыва и горения газовых смесей. Этот учёный …
а). Николай Николаевич Семёнов; в). Михаил Григорьевич Кучеров;
б). Сергей Васильевич Лебедев; г). Климент Аркадьевич Тимирязев
6 ТУР: "ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ"
Гонка за лидером
1. Как называется реакция взаимодействия карбоновых кислот со спиртами? (Реакция этерификации.)
2. Что за полисахарид образуется в результате фотосинтеза? (Крахмал.)
3. Какая реакция является характерной для крахмала? (С раствором йода.)
4. Как называется токсичный туман? (Смог.)
5. Недостаток какого галогена в организме вызывает кариес? (Фтора.)
6. Какие вещества снижают скорость реакции? (Ингибиторы.)
7. Какие вещества увеличивают скорость реакции? (Катализаторы.)
8. Что является природными катализаторами? (Ферменты.)
9. Какие вещества изменяют окраску в присутствии других веществ?
(Индикаторы.)
10. Как называются химические средства для уничтожения растений-сорняков? (Гербициды.)
11. Какое вещество создает парниковый эффект? (Углекислый газ.)
12. . Как называются разрушение металла под воздействием окружающей среды? (Коррозия.)
13. Какое вещество по свойствам противоположу кислоте? (Щелочь.)
14. Как называются остатки сырья, непригодные для производства продукции? (Отходы.)
15. Как называются вещества, поступающие в окружающую среду в количествах, вредных для нее? (Загрязнители.)
16. В результате чего происходят кратковременные поступления загрязнителей в окружающую среду? (Выброс.)
17. Какая самая вредная часть выхлопных газов автомобиля? (Угарный газ.)
18. Какие приспособления являются приборами для очистки воды от нерастворимых примесей? (Фильтры.)
19. Как называются токсичные вещества? (Яды.)
20. Какое излучение вызывает необратимые изменения в живых тканях? (Радиация.)
21. Какой из металлов, содержащийся в выхлопных газах, является ядовитым? (Свинец.)
22. Какие вещества способствуют возникновению раковых опухолей. (Канцерогены.)
23. Какие вещества препятствуют окислению и влияют на окислительно-восстановительные свойства природной среды? (Антиоксиданты.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Ведущий (преподаватель) завершает игру стихотворением:
Знаем мы , что встреча ваша – лишь игра ,
И расставаться нам пришла пора.
Будете с улыбкой вспоминать
Как пытались баллы добывать.
Но не важен в баллах результат ,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни вас ведет
Знатокам везде везет .
5. Заключение
В процессе проведения внеклассного мероприятия « Занимательная химия» были достигнуты основные цели и задачи. Данное мероприятие способствовала расширению кругозора студентов, способствовало формированию чувства коллективизма и ответственного отношения к порученному делу. Студенты углубили знания по химии и получили информацию о деятельности ученых-химиков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безуевская В.А. Химические задачи с экологическим содержанием //Химия в школе , №3 , 2000. – с. 59 – 61.
2. Гара Н. Н. Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации в 8 – 9 классах. Книга для учителя / Н. Н. Гара , М. В. Зуева. – Москва:
Просвещение , 2006. – 175 с. , ил. – (Текущий контроль).
3. Денисова В. В. Промышленная экология. Учебное пособие. Москва: ИКЦ Март , 2008. – 248 с. , ил.
4. Евстафьева Е. И. , Титова И. М. Начальное профессиональное
образование: развитие внутренней мотивации учения // Химия в школе №7 , 2002. – с. 20 – 25.
5. Ким Е. П. Химия 8 – 9 классы: внеклассные мероприятия (игры , шоу- программы , театрализованные представления) / Е. П. Ким. – 2-е издание – Волгоград: Учитель , 2011. – 134 с.
6. Краснянский А. В. Введение в химические расчёты. Справочное
руководство для средней школы. Часть 1. Москва , 1998. – 120 с.
7. Краснянский А.В. Введение в химические расчёты. Справочное
руководство для средней школы. Часть 2. Москва , 1998. – 76 с.
18