СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательные задания на автоматизацию звука с

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

С целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях, подобран разнообразный речевой материал и игровые задания на автоматизацию звука [с], которые помогут: • освоить произношение трудных звуков; • научиться различать звуки, смешиваемые в речи; • освоить род существительного, некоторые правила изменения и образования слов; • расширить активный и пассивный словарь; • научиться составлять словосочетания, предложения, краткий рассказ; • играть и общаться со взрослым в процессе реальной, а не виртуальной игры.

Просмотр содержимого документа
«Занимательные задания на автоматизацию звука с»

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]

В СЛОГАХ, СЛОВАХ, СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ.


1. Повтори слоги.

2. Повтори слоги, выделяя голосом ударение.

3. Хлопни, когда услышишь звук [с].

4. Игра «Наборщик» (для детей, знающих буквы) найди на клавиатуре буквы С и нажимай на них, произнося звук [c].


5. Накачай колесо насосом.




















6. Забрось мячики в корзину.



7. Повтори слоги и короткие слова.



8. Повтори слоги и слова.



9. Повтори слова со звуком [с].



10. Определи, где звучит звук [с] в выделенных словах задания 9 (в начале, середине или конце слова). Закрась нужное окошко синим цветом.





11. Игра «Звуковичок». Рассмотри картинки, выдели в названии каждой картинки первый звук. Соедини эти звуки. Какое слово получилось? Нарисуй ответ в заданной фигуре.
































12. Назови слова во множественном числе.


13. Повтори пары слов.



14. Повтори сначала все слова, а затем только те, где [с] стоит в конце слова.


15. Играем в игру «Звуковой шкаф».


Варианты игры:

• Назови все слова. Следите за правильным произношением звука.

• Назови слова во множественном числе (они — много кого? много чего?).

• Назови слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

• Закрой картинку. Чего не стало?


16. Продолжи предложение. Повтори его полностью. Соедини линией каждую картинку с картинкой собачки.


Пёс (собака) увидел (увидела)…





















17. Повтори за мной словосочетания.

18. Спрячь в корзину (проведи линии) слова — названия картинок, состоящие из 1, 2 и 3 слогов.



19. Повтори за мной чистоговорки.


Са, са, са — сидит лиса (оса).

Са, са, са — в лесу бегает лиса.

Су, су, су — найду лису (осу).

Со, со, со — у Вовы колесо.

Сы, сы, сы — ой, нет нигде лисы (осы).

Ас, ас, ас — свет у нас погас.

Су, су, су — я сумку несу.

Са, са, са — коси, коса, пока роса.

Са, са, са — у сосны стоит лиса.


Сa-са-са, са-са-са,

Ой-ой-ой! Летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы —

Не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су —

Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы —

Мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са —

Отгадайте, где оса?

Са-са-са, са-са-са —

Укусила в нос оса.

Со-со-со, со-со-со —

Стал мой нос, как колесо.



20. Назови словосочетания по образцу.

усатый сом — (они) усатые сомы — (нет) усатых сомов

полосатая оса —

острая коса —

красная миска —

сказочная принцесса —

длиннохвостая сорока —

соболиное место —

сливовый сад —


21. Назови слова обычно и ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.




22. Игра-лото «Мой, моя, моё». Помоги мальчику найти предметы, о которых он скажет: «Это мой...».


Например: мой кактус, мой нос, …


23. Проговори предложения.

1) У сомика длинные усики. 2) В совочке светлый песочек. 3) Сонечка каталась на самокатике. 4) В колясочке спал маленький Стасик. 5) В стаканчике сливовый сок. 6) В мисочке сметанка для котёночка.


24. Послушай предложения из задания 23. Проговори их, меняя «ласковые» слова на обычные.



25. Повтори слова, где несколько [с]. Объясни значение каждого слова.


2 6. Расшифруй ошибки Незнайки.



1) Эскалатор спускался на Свете. 2) Сливы едят Зимову Соню. 3) У усов длинный сом. 4) Над осой летает полосатая банка. 5) Острая трава папой косит косу. 6) Лес и Саня гуляют по Соне.







27. Вспомни 5–7 названий детенышей животных и птиц со звуком [с].


28. Повтори стихотворение про слонёнка.

Слонёнок удивил ребят,

Слонёнок стал на самокат,

Немножко покатался —

И самокат сломался.

(Г. Сапгир)


29. Проговори слова — названия картинок. Подбери для каждого слова звуковую схему.

Д л я с п р а в о к . К (красный) — гласный звук. С (синий) — согласный твёрдый звук. З (зелёный) — согласный мягкий звук.


30. Придумай предложения со словами из задания 29.



3 1. Проговори загадки. Нарисуй отгадки.

А) Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.



Б ) Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы —

Уши больше головы?



В ) Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд —

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.


32. Проговори названия картинок. Расскажи о каждом предмете или животном как можно больше (внешний вид, качества, свойства, роль в жизни человека и т. д.).


Например: Это слива. Слива — фрукт, который растёт на дереве. Сверху слива фиолетовая, а внутри у неё светлая мякоть и небольшая косточка. Сливу можно есть. Она сладкая.


33. Игра «Четвёртый — лишний». Послушай слова, определи четвёртое, лишнее слово. Объясни свой выбор.


34. Послушай рассказ. Перескажи его.


1. Лиса живёт в лесу. На одной из полян у лисы нора. Там лиса прячется от охотничьих собак. В норе лиса выводит маленьких лисят.


2. Весной природа оживает. Птицы начинают строить гнёзда. Звери в лесу заводят семьи. Просыпаются от зимнего сна деревья и кусты. От ледяного плена освобождаются реки, озёра, пруды.


35. Послушай скороговорки, проговори их. Выучи любую.

1) У Саньки новенькие санки.

2) У маленькой Сани перевернулись сани.

3) У сосенки-сосёнки выросли опёнки.

4) У Сени и Сани в сетях сом с усами.

5) В семеро саней по семеро в сани уселись сами.

6) Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

7) Зря Ласка лаской названа:

Совсем не ласкова она.

У Ласки злые глазки.

Не жди от Ласки ласки!

(А. Шибаев)

8) У нас Стас. А у вас?

36. Вспомни по 2–3 слова со звуком [c], которые относятся к разным темам.

К фруктам: _______________________________________________________________

К продуктам: _____________________________________________________________

К одежде: ________________________________________________________________

К обуви: _________________________________________________________________

К животным: _____________________________________________________________

К птицам: ________________________________________________________________



37. Придумай предложения с теми названиями, которые ты вспомнил (задание 36). Посчитай звуки [с], которые встречаются в предложениях. Брось столько конфеток в банку, сколько раз

встретился звук [с].



38. Рассмотри картинку. Придумай по ней рассказ.


39. Игра «Живое — неживое». Назови картинки, обозначь живое — зелёным цветом, а неживое — жёлтым. Проговори сначала названия живых предметов, затем неживых.



40. Найди сходство и различие между предметами. Старайся объяснять различия, пользуясь полными предложениями.



41. Проговори скороговорки, выучи любую.


1) Косарь Касьян косой косит косо.

Не скосит косарь Касьян покоса.


2) Сидел воробей на сосне.

Заснул — и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне —

До сих пор бы сидел на сосне.


42. Составь рассказ по картинке. Раскрась картинку (при желании).


43. Выучи загадки. Отгадай их.


44. Повтори стихотворение.


ДВА КОТА

Жили-были два кота —

восемь лапок, два хвоста.

Подрались между собой

серые коты.

Поднялись у них трубой

серые хвосты.

Бились днём и ночью.

Прочь летели клочья.

И остались от котов

только кончики хвостов.

(С. Маршак)

45. Проговори стихотворения.


СОРОК СОРОК

Сорок сорок для своих сорочат

сорок сорочек, не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек прострочены в срок —

сразу поссорились сорок сорок!

(Ю. Кушак)


САМОКАТ

Я несусь на самокате

Мимо сосен и берёз.

Оставляет на асфальте

Самокат следы колёс.

Самокат я сам катаю,

В стану сам, сам разгоню.

Ну а если сам сломаю,

Сам его и починю.

(И. Лопухина)


46. Расшифруй ошибки Незнайки.

1) У колеса отвалился самокат. 2) У старого барсука нора сосны. 3) Сорока пыталась поймать лису. 4) В самолёте летит небо. 5) У маски красивая Света. 6) Посылка ждала Соню от тёти Алисы.


47. Выучи считалки.

А) Раз, два, три, четыре.

Сосчитаем дыры в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нём одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.


Б) Раз, два, три, четыре,

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон.

Кто не спит, тот выйдет вон!


48. Подскажи, что может быть круглым. Я назову слова, а ты нарисуй к ним картинки. Придумай предложения с каждым словом.

Слова: апельсин, солнце, колесо, глаз (зрачок), бусы, снеговик.