Методическое объединение учителей - предметников
«Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности».
Руководитель: Варавина Л.В.
25.03.2019г.
Здоровье -это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты:
Физиологический - высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям.
Психологический - уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями.
Нравственный - стремление и умение управлять своими чувствами и мыслями.
Здоровьесберегающие технологии совокупность мероприятий направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель
, психического
Школьные факторы, негативно влияющие на рост, развитие и здоровье детей:
- 1. Стрессовая тактика педагогического общения;
- 2. Интенсификация учебного процесса;
- 3. Несоответствие методик и технологии обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- 4. Нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы)
- 5. Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Принципы реализации здоровьесберегающей деятельности
- 1. Масштабность деятельности в результате 100% охвата всех обучающихся 2. Комплексность профилактических мер.
- 3. Принцип целостности, обеспечивающий системность и преемственность целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.
- 4. Длительность и систематичность оздоровительных мероприятий в течение всего периода обучения.
- 5. Этапность и целенаправленность реализации мер по формированию здорового образа жизни.
- 6. Принцип природосообразности - подход к ребенку с учетом половозрастных, конституциональных и психофизиологических характеристик.
- 7. Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим нормам.
- 8. Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.
Основные пути предупреждения, возникновения и прогрессирования заболеваний у детей :
- укрепление здоровья ребенка,
- правильный режим дня,
- закаливание,
- двигательная активность,
- правильное, богатое витаминами и микроэлементами питание,
- соблюдение режима зрительных нагрузок,
- организация здоровьесберегающей среды и в учреждении, и дома.
Практическое применение здоровьесбегающих технологий в педагогической работе:
Организация здоровьесберегающей среды.
ПИТАНИЕ
БЕЗОПАСНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ
ЗАКАЛИВАНИЕ
ЗАРЯДКА И СПОРТ
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
ЧИСТОТА И ГИГИЕНА
ОТДЫХ
Здоровьесберегающая
среда
- Утренняя зарядка (на 1 и 2 перемене).
- Физические минутки на уроках
- Спортивные секции.
- Соревнования, эстафеты .
- Проветривание кабинета.
- Уроки на свежем воздухе.
- Частая смена деятельности
- Осанка во время урока, чтения, письма, ответа у доски.
- Задания разного уровня.
- Игры на разных этапах урока.
- Учет индивидуальных особенностей и здоровья.
- Игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторина, игра);
- Инсценированием литературных сюжетов;
- Подвижные игры
- Наглядности.
- Занимательных упражнений.
- Фантазирования.
- Зрительная гимнастика и многое другое.
фитотерапия
хромотерапия
психогимнастика
массаж
ароматерапия
музыкотерапия
Нетрадиционные
методы
Курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр),направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка(как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
лечение с помощью лекарственных растений
- Нормализует сон;
- Снимает усталость, раздражительность;
- Повышает работоспособность, память, внимание;
- Улучшает общее состояние детей.
Следует знать, что разные травы содержат полезные вещества в разных своих частях. Это могут быть корни, листья, кора, цветы, плоды и т. д. Немаловажное значение имеет и время года, в которое производился сбор той или иной лекарственной травы. Например почки рекомендуется собирать в самом конце февраля или в марте, кору - в апреле, мае, причём наиболее полезна кора, собранная с молодых растений. Вообще, рекомендуется проводить сбор травы в тот период, когда у растений начинают появляться цветы
Воздействие на биологически активные точки (БАТ), пальцем или кистью.
Всего таких точек около 700
- Воздействие на биологически активные точки (БАТ), пальцем или кистью. Всего таких точек около 700
- Воздействие на биологически активные точки (БАТ), пальцем или кистью. Всего таких точек около 700
- Воздействие на биологически активные точки (БАТ), пальцем или кистью. Всего таких точек около 700
Запахи способны управлять настроением и работоспособностью
Ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе
и устраняют состояние стресса, запахи лимона и эвкалипта
возбуждают нервную систему и повышают работоспособность.
Эфирное масло садового чабреца прекрасно действует на
нервную систему .
Ароматерапия применяется в сочетании с музыкотерапией.
Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения - от 10 до
20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных или,
наоборот, перевозбужденных лиц.
Наука, изучающая свойства цвета.
Синий
Оранжевый
Зеленый. Расслабляет и успокаивает, рекомендован при заболеваниях нервной системы. Этот цвет улучшает зрение, понижает кровяное давление, положительно влияет на сердечно-сосудистую систему. Почти не имеет противопоказаний.
Красный.
Лекарство, которое слушают.
ЧТОБЫ СНЯТЬ ГОЛОВНУЮ БОЛЬ
- Бетховен «Фиделио»
- Моцарт «Дон Жуан»
- Лист. Венгерская рапсодия №1
ПРИ ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ
- Шопен. Мазурки и Прелюдии (успокаивает, отгоняет тревогу)
- Штраус. Вальсы
ОТ НЕКОНТРОЛИРУЕМОЙ РЕВНОСТИ
- Бах. Концерт РЕ МИНОР
- для скрипки
- Бах. Кантата № 21
ЧТОБЫ СНЯТЬ ПРИСТУП ЗАВИСТИ
- Бах. Итальянский концерт
- Гайдн. Симфония
СНИМАЕТ ОЗЛОБЛЕННОСТЬ
СНИЖАЕТ КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ Лебединое озеро
Колокольный звон убивает микробов и бактерии, изгоняет грызунов.
СЛУШАЯ МУЗЫКУ ЛУЧШЕ ДВИГАТЬСЯ И ПОДТАНЦОВЫВАТЬ.
Литература: