Заседание школьного МО учителей английского языка
МАОУ «Байкало-Кударинская СОШ».
( 2020-2021 уч. год)
Современные образовательные технологии на уроках английского языка в начальной школе.
Использование современных образовательных технологий в работе учителя помогают современному учителю выполнять требования ФГОС. Представим систему работы учителя по обучению английскому языку в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению. В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Цель мотивации - формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей. Таким образом, основная задача педагога заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.
Целью своей работы считаю выявление возможностей современных педагогических технологий, как инструмента повышения мотивации к обучению и результативности обучения, и развития творческих способностей детей на уроках английского языка.
Для становления образовательной личности и личностного роста обучающихся в учебно-воспитательной работе как учитель-практик использую следующие педагогические технологии: критического мышления, обучение в сотрудничестве, проектной методики, игровые технологии, развивающего обучения,
здоровьесберегающие технологии, технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, компьютерные технологии.
Главной целью в начальной школе считаю развитие индивидуальности ребёнка в диалоге культур. Своей практической задачей в начальной школе считаю: научить своих ребят основам общения на английском языке, дать положительную мотивацию изучения иностранного языка, сделать обучение увлекательным, продуктивным процессом. Начальный этап в изучении иностранного языка позволяет заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения предмета. От того, как идет обучение на начальном этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Детям нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения.
В УМК« Rainbow English» реализуется деятельностный, коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку. Думаю, что технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Пассова Е.И. является обязательной при обучении детей различным видам речевой деятельности. Систематизируя речевую деятельность, я учитываю, что для обучения общению на английском языке значимыми являются как специальное, так и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, в том числе говорение, аудирование, чтение и письменная речь. Поэтому использую комплексный подход в обучении.
Как учителя меня всегда волнует вопрос- «Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал?» Проанализировав большое разнообразие приемов и методов организации учебной деятельности, опираясь на личный опыт, пришла к выводу, что самый эффективный способ это применение технологии обучение в сотрудничестве и интегративное обучение, игровых приёмов на раннем этапе обучения, использование метода проектов и элементов здоровьесберегающих технологий. При выборе технологий основным критерием были их эффективность и результативность в работе учителя. Считаю, что эффективность учебного процесса зависит от умелого сочетания различных методов и приёмов.
Использование элементов технологии обучения в сотрудничестве и интегративное обучение на уроках английского языка в начальной школе также способствует повышению положительной мотивации к изучению предмета. Интегративное обучение предполагает не объединение разных учебных дисциплин, т.е. межпредметную интеграцию, а взаимодействие различных видов деятельности в ходе учебно-познавательной деятельности на одном уроке. Дети сотрудничают друг с другом, работают в парах, в группах, помогают друг другу. Это укрепляет взаимоотношения между детьми.
На уроках в начальной школе использую следующие виды интегративного обучения-интеграция английского языка и изобразительной деятельности: рисование карандашами в школе и красочками дома, аппликация, вырезание картинок и составление коллажей, использование пластилина. Интеграция изобразительной деятельности с изучением иностранного языка позволяет облечь новые слова в конкретную наглядную форму. Результат этого вида деятельности- создание книжек-малышек «Моя первая английская книга»- «My first English book», в которых красочно оформляются изученные стихи и рифмовки и делаются их переводы. Дети сами и с помощью родителей выполняют творческие задания, пишут рассказы и придумывают кроссворды. Создание и оформление таких книг можно назвать индивидуальным долговременным проектом. В 3-4 классах учу детей готовить и защищать индивидуальные и групповые проекты по изученным темам при проведении нестандартных уроков .Интеграция английского языка и физической деятельности: -песни с движениями и танцами- «If you are happy and you know it», «Hockey-cockey » и др.; -игры с движениями -(изобрази животных- собачка, кошка, ёжик,);игра-ручеёк «London bridge is falling down..» -закрепление изученной лексики (вопросы-ответы); игра с мячом (съедобное- несъедобное). Также используем сюжетно-ролевые игры, разыгрываем различные сценки. например, «В магазине», «Доктор Айболит» и др. Результат этой работы - дети учатся навыкам общения в реальной жизни. Благодаря использованию этих видов интегративного обучения дети хорошо знают изучаемый материал, с удовольствием используют стихи и песни в своей речи, активно участвуют в языковых играх. В игре воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого ребёнка, углубляется социальный опыт младших школьников.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; в нем уделяется особое внимание работе с использованием здоровьесберегающих технологий. Применение здоровьесберегающих технологий помогает преодолевать психоэмоциональные и физические перегрузки учеников. Для сохранения здоровья детей применяю смену режимов работы, часто меняю виды деятельности (от 4 до 7 видов на уроке), продолжение одного вида работы не более 10 минут, чередование позы ученика, проведение динамических пауз и эмоциональных разрядок 2-3 за урок, расслабление во время прослушивания песен и стихов, упражнения для отдыха рук и глаз, массаж пальчиков.
В каждом классе есть свои любимые игры, которые дети просят провести во время динамической паузы- «Simon says»(Саймон говорит...)- 2класс, «Swimming in the ocean »(Плывём по океану)-4 класс,«Funny animals»(смешные животные)-3 класс,и др. Во время проведения физминуток используем различного вида движения, и одновременно вместе с детьми проговариваем и запоминаем языковой материал. Учитываю индивидуально-типологические особенности детей при рассаживании по типу темперамента, использую дифференцированные задания, обращаю внимание на утомляемость детей с разным типом нервной системы. В результате дети сохраняют активность и внимание в ходе урока, хорошо усваивают учебный материал.
Программа развития нашей школы предполагает вовлечение учащихся в создание учебных проектов. Использую элементы проектной методики как эффективный приём организации учебной деятельности на разных этапах обучения. Системно-деятельностный подход к обучению и метод проектов помогают решать задачи современной школы. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании. В ходе работы над проектом, актуальны все виды деятельности - чтение, аудирование, говорение и письмо. В процессе такой работы учащиеся овладевают языком в совместной деятельности, возникает деловое сотрудничество - дети взаимодействуют с другими участниками и учителем, они получают удовлетворение от своей работы, когда видят результат совместной деятельности. Каждый проект является итогом по изученной теме. На начальном этапе это мини-проекты, которые содержат небольшие сообщения по разным блокам одной темы. Например, групповой проект учеников 4 класса «Наши каникулы в сказочной стране» содержит рассказы детей на эту тему, коллажи, рисунки героев компьютерных игр, правила безопасности игры в компьютер. В проектах детей разного возраста приветствую творческий подход, манеру изложения материала, оформление. После защиты проекта ученики высказывают свои мнения, подчёркивают достоинства и указывают на недостатки в корректной форме.
Важна итоговая оценка проекта- учитываю лингвистическую правильность, уровень творчества и представление проекта, степень участия в реализации проекта. В результате использования данной технологии повышается мотивация, ребята имеют развитые коммуникативные и исследовательские умения, умеют сотрудничать и искать пути решения проблемы, в данной работе развивается мышление, творчество и оригинальность обучающихся.
В век компьютерных технологий на уроке иностранного языка и во внеурочное время невозможно обойтись без компьютерного сопровождения. Не только учитель, но и учащиеся активно используют возможности компьютера, обучающие диски, программы для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям, подготовке и оформлению проектных заданий, поэтому я активно стала применять компьютерные технологии. В начальной школе на уроках использую красочные иллюстрации, мультимедийный проектор, компьютер. Активно использую слуховую и зрительную наглядность, разные способы презентации одного и того языкового материала. Учащиеся любят такие формы работы, они видят, слышат, пропускают информацию через своё восприятие. Это делает занятия наиболее запоминающимися для учеников и укрепляет уже имеющиеся у них знания. Формы применения ИКТ в моей работе следующие: работа в Word, дидактический раздаточный материал, тематические тексты ; работа в Power Point. -презентации по предмету; использование Internet ресурсов -материалы к урокам, разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, музыка; ведение электронных журналов.
Результатом использования данной технологии считаю повышение интереса детей к изучению языка, особенно это видно в защите проектов, внеклассной и воспитательной работе. Использование данных традиционных и современных технологий в практической деятельности способствует развитию ребёнка, его творческих и индивидуальных способностей и возможностей, расширяет кругозор, каждый ребёнок проявляет себя в различных видах деятельности, выбирая то, что ему по душе.
Таким образом, учитель достигает выполнения поставленных задач в рамках реализации ФГОС, а дети в интересной и увлекательной форме путешествуют по стране «английского языка».
Таким образом, применение современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным. Применяя педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы.
Используемая литература:
1. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2018.
2. ГалиулинаТ.Н. «Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск,2016г.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М: АРКТИ, 2014.
4. Гусельникова Е.В. Как работает школьный Интернет-класс, Москва, РАО, 2017г.
5. Фомина Э.В. «Активизация инновационной деятельности учителя английского языка. Новые технологии в обучении английского языка».
6. Часовникова О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. Использование новых информационных технологий обучения в школе. Материалы Региональной Научно-практической конференции Английский язык в системе Школа - Вуз, Новосибирск, 2017г.