СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защита от стресса

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стресс – это неспецифическая приспособительная реакция организма на новизну

Просмотр содержимого документа
«Защита от стресса»

Стресс Основоположником учения о стрессе является канадский ученый  физиолог и эндокринолог Ганс Селье (1907 – 1982 гг.). Стресс – это неспецифическая приспособительная реакция организма на новизну

Стресс

Основоположником учения о стрессе является канадский ученый

физиолог и эндокринолог Ганс Селье (1907 – 1982 гг.).

Стресс – это неспецифическая приспособительная реакция организма на новизну

Изменения, происходящие в организме при стрессе:   1 стадия: Общая реакция тревоги (волнения) . Как только организм принимает внешние условия как экстремальные:  Активируется симпатическая нервная система; задача которой помочь выжить организму в новых условиях: сердце бьется сильнее, зрачки расширяются,  мышцы напрягаются и работают более интенсивно; усиливаются обменные процессы, подавляются воспалительные процессы, появляется больше глюкозы, организм становится менее чувствительным к боли – в результате организм лучше приспосабливается к повышенным требованиям среды.

Изменения, происходящие в организме при стрессе:

  • 1 стадия: Общая реакция тревоги (волнения) . Как только организм принимает внешние условия как экстремальные:
  • Активируется симпатическая нервная система; задача которой помочь выжить организму в новых условиях: сердце бьется сильнее, зрачки расширяются,
  • мышцы напрягаются и работают более интенсивно;
  • усиливаются обменные процессы, подавляются воспалительные процессы, появляется больше глюкозы, организм становится менее чувствительным к боли – в результате организм лучше приспосабливается к повышенным требованиям среды.
Изменения, происходящие в организме при стрессе:    (если стресс-фактор продолжает действовать) 2 стадия: Адаптация: , все ресурсы расходуются экономичнее – организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена. Все изменения, происходящие на этой стадии в организме обратимы .   (если стресс-фактор продолжает действовать) 3 стадия: Истощение: - Нарушаются обменные процессы, что приводит к снижению сопротивляемости организма . Человек заболевает: такие болезни, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других заболеваний являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов. У пессимистов стадия истощения может сопровождаться повышенной тревожностью и переходить в депрессию.

Изменения, происходящие в организме при стрессе:

(если стресс-фактор продолжает действовать) 2 стадия: Адаптация:

  • , все ресурсы расходуются экономичнее – организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.

Все изменения, происходящие на этой стадии в организме обратимы .

(если стресс-фактор продолжает действовать) 3 стадия:

Истощение:

- Нарушаются обменные процессы, что приводит к снижению сопротивляемости организма . Человек заболевает: такие болезни, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других заболеваний являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов. У пессимистов стадия истощения может сопровождаться повышенной тревожностью и переходить в депрессию.

Классификации стрессов

Классификации стрессов

Физиологический стресс Психологический Вызывается физическими стимулами: жара, голод, холод информационный Возникает при информационных перегрузках: человек оперирует большим объемом информации, выполняет большое количество задач при этом он заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации превышает его возможности эмоциональный развивается: - в ситуации угрозы, обиды;  - в ответ на чрезвычайно радостное событие; - в конфликтных ситуациях, при столкновении противоречивых мотивов, потребностей Классификация стрессов

Физиологический стресс

Психологический

Вызывается физическими стимулами: жара, голод, холод

информационный

Возникает при информационных перегрузках: человек оперирует большим объемом информации, выполняет большое количество задач при этом он заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации превышает его возможности

эмоциональный

развивается:

- в ситуации угрозы, обиды;

- в ответ на чрезвычайно радостное событие;

- в конфликтных ситуациях, при столкновении противоречивых мотивов, потребностей

Классификация стрессов

Стресс  ( вызванный положительными и отрицательными стрессорами) Эустресс – стресс, вызванный положительными эмоциями. Внутренние резервы организма мобилизуются, человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне. Дистресс – разрушительный процесс, ухудшает протекание психофизиологических функций. Может привести к тяжелым заболеваниям. Классификация стрессов

Стресс ( вызванный положительными и отрицательными стрессорами)

  • Эустресс – стресс, вызванный положительными эмоциями. Внутренние резервы организма мобилизуются, человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне.
  • Дистресс – разрушительный процесс, ухудшает протекание психофизиологических функций. Может привести к тяжелым заболеваниям.

Классификация стрессов

Острые стрессовые реакции - апатия; - ступор; - двигательное возбуждение; - агрессия; - страх; - истерика; - нервная дрожь; - плач.

Острые стрессовые реакции

  • - апатия;
  • - ступор;
  • - двигательное возбуждение;
  • - агрессия;
  • - страх;
  • - истерика;
  • - нервная дрожь;
  • - плач.
Апатия Апатия - непреодолимая усталость – любое движение дается с огромным трудом, не хочется ни двигаться, ни говорить. Апатия возникает, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности.

Апатия

  • Апатия - непреодолимая усталость – любое движение дается с огромным трудом, не хочется ни двигаться, ни говорить. Апатия возникает, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности.
Апатия Помощь: - поговорить, задать несколько вопросов: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?»; общаться с человеком нужно на его языке ( темп, ритм, интонация ). - взять пострадавшего за руку и положить свою руку ему на лоб ( физический контакт обязателен! ). - «заземлить», например, снять обувь;

Апатия

  • Помощь:
  • - поговорить, задать несколько вопросов: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?»; общаться с человеком нужно на его языке ( темп, ритм, интонация ).
  • - взять пострадавшего за руку и положить свою руку ему на лоб ( физический контакт обязателен! ).
  • - «заземлить», например, снять обувь;
Ступор Ступор – человек сидит в неподвижной позе и ни на что не реагирует .

Ступор

  • Ступор – человек сидит в неподвижной позе и ни на что не реагирует .
Ступор Основные признаки: - резкое снижение или отсутствие произвольных движений;  отсутствие реакции на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, щипки); - «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности; - возможно напряжение отдельных групп мышц, ограничено действие глаз.

Ступор

  • Основные признаки:
  • - резкое снижение или отсутствие произвольных движений;
  • отсутствие реакции на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, щипки);
  • - «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности;
  • - возможно напряжение отдельных групп мышц, ограничено действие глаз.
Ступор Помощь: - помассировать большие пальцы (сложить ладони вместе, пальцы развести) или согнуть пострадавшему пальцы на обеих руках и прижать их к основанию ладони – большие пальцы д.б. выставлены наружу); - помассировать лобные точки над глазами, расположенные ровно посередине между линией роста волос и бровями; - дышать в ритм пострадавшего, положив ладонь на грудь пострадавшего, потом менять ритм на спокойное дыхание. - человек, находясь в ступоре может слышать и видеть, поэтому нужно говорить ему на ухо медленно и тихо то, что может вызвать эмоции:  - либо что-то с юмором;  - либо что-то негативное (что сидишь, корова страшная? Ты здесь сидишь, а ребенку нужна помощь); - человека любым способом нужно вывести из ступора и добиться реакции!!!

Ступор

  • Помощь:
  • - помассировать большие пальцы (сложить ладони вместе, пальцы развести) или согнуть пострадавшему пальцы на обеих руках и прижать их к основанию ладони – большие пальцы д.б. выставлены наружу);
  • - помассировать лобные точки над глазами, расположенные ровно посередине между линией роста волос и бровями;
  • - дышать в ритм пострадавшего, положив ладонь на грудь пострадавшего, потом менять ритм на спокойное дыхание.
  • - человек, находясь в ступоре может слышать и видеть, поэтому нужно говорить ему на ухо медленно и тихо то, что может вызвать эмоции:

- либо что-то с юмором;

- либо что-то негативное (что сидишь, корова страшная? Ты здесь сидишь, а ребенку нужна помощь);

  • - человека любым способом нужно вывести из ступора и добиться реакции!!!
Психомоторное возбуждение  Иногда, в критической ситуации, человек испытывает настолько сильное потрясение, что просто перестает понимать, что происходит вокруг. Он не понимает где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение.   Единственное что он может делать - это двигаться.

Психомоторное возбуждение

Иногда, в критической ситуации, человек испытывает настолько сильное потрясение, что просто перестает понимать, что происходит вокруг. Он не понимает где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение.

Единственное что он может делать - это двигаться.

Психомоторное возбуждение Помощь: Человека необходимо остановить, что можно осуществить с помощью приема «захват». Используйте методику «Три Да», она состоит в том, что пострадавшему задаются 3 вопроса, на которые он ответит утверждением: «ДА», а затем произносится фраза на выполнение необходимого действия. Например: «Ты меня понимаешь? Ты меня слышишь? Ты меня видишь? А сейчас ты встанешь и успокоишься!» Говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».

Психомоторное возбуждение

  • Помощь:
  • Человека необходимо остановить, что можно осуществить с помощью приема «захват».
  • Используйте методику «Три Да», она состоит в том, что пострадавшему задаются 3 вопроса, на которые он ответит утверждением: «ДА», а затем произносится фраза на выполнение необходимого действия. Например: «Ты меня понимаешь? Ты меня слышишь? Ты меня видишь? А сейчас ты встанешь и успокоишься!»
  • Говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».
Нервная дрожь Совершенно неконтролируемая нервная дрожь (дрожь не от холода), представляющая собой «сбрасывание» накопившегося напряжения и негативных эмоций. Дрожь начинается внезапно или спустя какое-либо время. Признаки: - человек не может удержать мелкие предметы: стакан воды, сигарету, ключи и т.д.  - сильное дрожание всего тела или отдельных его частей.

Нервная дрожь

  • Совершенно неконтролируемая нервная дрожь (дрожь не от холода), представляющая собой «сбрасывание» накопившегося напряжения и негативных эмоций. Дрожь начинается внезапно или спустя какое-либо время.
  • Признаки:
  • - человек не может удержать мелкие предметы: стакан воды, сигарету, ключи и т.д.
  • - сильное дрожание всего тела или отдельных его частей.
Нервная дрожь Помощь: Необходимо дрожь усилить! Предупредив человека, нужно взять его за плечи и сильно резко потрясите в течение 10-15 секунд. Попросить человека сильно сжать кулаки, потом резко разжать. Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.  Если данную реакцию остановить, то напряжение оставшееся в теле, может стать причиной мышечных зажимов, болей и других болезней.

Нервная дрожь

  • Помощь:
  • Необходимо дрожь усилить! Предупредив человека, нужно взять его за плечи и сильно резко потрясите в течение 10-15 секунд.
  • Попросить человека сильно сжать кулаки, потом резко разжать.
  • Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Если данную реакцию остановить, то напряжение оставшееся в теле, может стать причиной мышечных зажимов, болей и других болезней.

Агрессия Агрессия - Признаки: - раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); - нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; - словесное оскорбление, брань; - мышечное напряжение, увеличение кровяного давления

Агрессия

  • Агрессия - Признаки:
  • - раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); - нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
  • - словесное оскорбление, брань;
  • - мышечное напряжение, увеличение кровяного давления
Агрессия Помощь: 1. Необходимо свести к минимуму количество окружающих. 2. Очень важно дать понять человеку, находящемуся в таком состоянии, что вы с ним «одной крови» (не противоречить, соглашаясь с его суждениями). 3. Не менее важно дать возможность пострадавшему «выпустить пар» (возможность выговориться или «избить» подушку). 4. Направьте энергию человека, в нужное русло, что можно сделать, поручив ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой. 5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями. 6. Реакция может быть погашена страхом наказания, но только в том случае, если возможное наказание имеет значение для пострадавшего и вероятность его осуществления велика.  

Агрессия

  • Помощь:
  • 1. Необходимо свести к минимуму количество окружающих.
  • 2. Очень важно дать понять человеку, находящемуся в таком состоянии, что вы с ним «одной крови» (не противоречить, соглашаясь с его суждениями).
  • 3. Не менее важно дать возможность пострадавшему «выпустить пар» (возможность выговориться или «избить» подушку).
  • 4. Направьте энергию человека, в нужное русло, что можно сделать, поручив ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
  • 5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
  • 6. Реакция может быть погашена страхом наказания, но только в том случае, если возможное наказание имеет значение для пострадавшего и вероятность его осуществления велика.

 

Истерическая реакция  Признаки истерической реакции: сознание сохранено; контакт почти невозможен; чрезмерное возбуждение, множество движений; театральные позы; речь эмоционально насыщенная, быстрая;  крики, рыдания.

Истерическая реакция

  • Признаки истерической реакции:
  • сознание сохранено;
  • контакт почти невозможен;
  • чрезмерное возбуждение, множество движений;
  • театральные позы;
  • речь эмоционально насыщенная, быстрая;
  • крики, рыдания.
Истерическая реакция  Помощь:  Удалить зрителей, создать спокойную обстановку.  Совершить любое неожиданное действие (резко крикнуть на пострадавшего, с грохотом уронить предмет и т.п.)  Удалить зрителей, создать спокойную обстановку.  Совершить любое неожиданное действие (резко крикнуть на пострадавшего, с грохотом уронить предмет и т.п.)  Помните, что после истерики наступает упадок сил, поэтому позаботьтесь о последующем отдыхе человека. Так как истерика является негативно-агрессивной реакцией, она очень эмоционально яркая и на ее проявление затрачивается много энергии. У человека после таких реакций наступает упадок сил, и он нуждается в отдыхе, и если вы не можете ему предоставить спальное место, то хотя бы усадите его и дайте теплого чаю.

Истерическая реакция

Помощь:

  • Удалить зрителей, создать спокойную обстановку. Совершить любое неожиданное действие (резко крикнуть на пострадавшего, с грохотом уронить предмет и т.п.)
  • Удалить зрителей, создать спокойную обстановку.
  • Совершить любое неожиданное действие (резко крикнуть на пострадавшего, с грохотом уронить предмет и т.п.)

Помните, что после истерики наступает упадок сил, поэтому позаботьтесь о последующем отдыхе человека. Так как истерика является негативно-агрессивной реакцией, она очень эмоционально яркая и на ее проявление затрачивается много энергии. У человека после таких реакций наступает упадок сил, и он нуждается в отдыхе, и если вы не можете ему предоставить спальное место, то хотя бы усадите его и дайте теплого чаю.

Плач  Данная реакция представляет собой нормальную и даже желательную реакцию в кризисных ситуациях: потеря близкого человека, потери жилья, дома и др. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться. Острые стрессовые реакции способны, по окончанию, переходить одна в другую, и самым желательным вариантом такого перехода является переход любой из реакций – в реакцию плача. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Плач

  • Данная реакция представляет собой нормальную и даже желательную реакцию в кризисных ситуациях: потеря близкого человека, потери жилья, дома и др.
  • Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.
  • Острые стрессовые реакции способны, по окончанию, переходить одна в другую, и самым желательным вариантом такого перехода является переход любой из реакций – в реакцию плача.
  • Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.
Плач Признаки плача: - текут слезы; человек уже плачет или готов разрыдаться; у человека наблюдаются подрагивания губ и ощущение подавленности; в отличие от истерики - возбуждение в поведении отсутствует.

Плач

  • Признаки плача:
  • - текут слезы;
  • человек уже плачет или готов разрыдаться;
  • у человека наблюдаются подрагивания губ и ощущение подавленности;
  • в отличие от истерики - возбуждение в поведении отсутствует.
Плач Помощь: 1. Крайне важным является дать человеку поддержку на вербальном и телесном уровне. Нежелательно оставлять пострадавшего одного. Если невозможно оказать такому человеку профессиональную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек. 2. Желательно использование элементарных приемов телесно ориентированной терапии: установка физического контакта с пострадавшим (взять его за руку; положить свою руку на плечо или спину человека; погладить по голове), помогающих осознанию пострадавшим того, что он не один, с ним кто-то рядом, что является очень важным в такие моменты.

Плач

  • Помощь:
  • 1. Крайне важным является дать человеку поддержку на вербальном и телесном уровне. Нежелательно оставлять пострадавшего одного. Если невозможно оказать такому человеку профессиональную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек.
  • 2. Желательно использование элементарных приемов телесно ориентированной терапии: установка физического контакта с пострадавшим (взять его за руку; положить свою руку на плечо или спину человека; погладить по голове), помогающих осознанию пострадавшим того, что он не один, с ним кто-то рядом, что является очень важным в такие моменты.
Плач Помощь:  3. Применение приемов «активного слушания», помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе: периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. Главное – выслушать человека и обеспечить возможность «выхода» эмоций. Просто слушайте, будьте включенными в разговор, не настаивайте на том, что бы человек вам все рассказал, он скажет столько, сколько будет готов говорить. Ваша задача выслушать. Иногда просто по средствам активного слушанья можно помочь человеку справиться с горем, например на телефоне доверия.  4. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Лучше говорить: «Я чувствую, как внутри вас все сжимается» - и не говорить: «Я вас понимаю», потому что вам не поверят, так как переживания у всех разные.  5. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему «выплеснуть» из себя горе.

Плач

  • Помощь:

3. Применение приемов «активного слушания», помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе: периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. Главное – выслушать человека и обеспечить возможность «выхода» эмоций. Просто слушайте, будьте включенными в разговор, не настаивайте на том, что бы человек вам все рассказал, он скажет столько, сколько будет готов говорить. Ваша задача выслушать. Иногда просто по средствам активного слушанья можно помочь человеку справиться с горем, например на телефоне доверия.

4. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Лучше говорить: «Я чувствую, как внутри вас все сжимается» - и не говорить: «Я вас понимаю», потому что вам не поверят, так как переживания у всех разные.

5. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему «выплеснуть» из себя горе.

Страх Данная реакция способна побудить человека к бегству, к агрессии или наоборот, может вызвать у него оцепенение. При этом человек плохо понимает, что происходит вокруг и не способен к полному контролю над своим поведением.   Признаки: напряжение мышц (особенно лицевых); сильное сердцебиение; учащенное поверхностное дыхание; сниженный контроль над собственным поведением.

Страх

  • Данная реакция способна побудить человека к бегству, к агрессии или наоборот, может вызвать у него оцепенение. При этом человек плохо понимает, что происходит вокруг и не способен к полному контролю над своим поведением.

 

  • Признаки:
  • напряжение мышц (особенно лицевых);
  • сильное сердцебиение; учащенное поверхностное дыхание;
  • сниженный контроль над собственным поведением.
Страх  Помощь: Если возможен физический контакт с пострадавшим. 1. Собственное спокойствие. Для того, чтобы помочь человеку положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс это сигнал: «Я сейчас рядом, ты не один». При проявлении страха у человека учащенный пульс и прерывистое дыхание, он напуган. И что бы его немного успокоить можно просто подстроиться к нему на телесном уровне и поменять его биоритмы на более спокойные. К тому же он будет ощущать ваше присутствие рядом и поймет, что он не один, значит, рядом есть тот, кто может ему помочь и защитить. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме. 2. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела. Чаще при страхе у пострадавшего напряжены трапециевидные мышцы. Предложите ему легкий массаж, это расслабит его на телесном уровне и позволит понять, что вы рядом и готовы помочь .

Страх

  • Помощь:
  • Если возможен физический контакт с пострадавшим.
  • 1. Собственное спокойствие. Для того, чтобы помочь человеку положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс это сигнал: «Я сейчас рядом, ты не один». При проявлении страха у человека учащенный пульс и прерывистое дыхание, он напуган. И что бы его немного успокоить можно просто подстроиться к нему на телесном уровне и поменять его биоритмы на более спокойные. К тому же он будет ощущать ваше присутствие рядом и поймет, что он не один, значит, рядом есть тот, кто может ему помочь и защитить. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме.
  • 2. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела. Чаще при страхе у пострадавшего напряжены трапециевидные мышцы. Предложите ему легкий массаж, это расслабит его на телесном уровне и позволит понять, что вы рядом и готовы помочь .
Механизмы адаптации к стрессу Осознанные: копинг-поведение конструктивное (различные способы саморегуляции, позитивное мышление, поиск социальной поддержки и т.п.); неконструктивное (алкоголизм, наркомания) Неосознанные: механизмы защиты

Механизмы адаптации к стрессу

  • Осознанные: копинг-поведение
  • конструктивное (различные способы саморегуляции, позитивное мышление, поиск социальной поддержки и т.п.);
  • неконструктивное (алкоголизм, наркомания)
  • Неосознанные: механизмы защиты
Рис. 1 Техники саморегуляции «Мобилизация» Инструкция : интенсивно массируйте в течение 1 – 5 минут точки, отвечающие за деятельность надпочечников (точки расположены на тыльной стороне ладони (рис. 1)). Воздействие на точки, соответствующие надпочечникам (рис. 2), которые вырабатывают «гормон стресса» – адреналин – позволяет ускорить процесс мобилизации защитной системы организма.

Рис. 1

Техники саморегуляции

«Мобилизация»

Инструкция : интенсивно массируйте в течение 1 – 5 минут точки, отвечающие за деятельность надпочечников (точки расположены на тыльной стороне ладони (рис. 1)). Воздействие на точки, соответствующие надпочечникам (рис. 2), которые вырабатывают «гормон стресса» – адреналин – позволяет ускорить процесс мобилизации защитной системы организма.

Техники саморегуляции «Жестокость» Инструкция: вонзите ноготь указательного пальца в основание ногтя большого и надавливайте, пока не почувствуете сильную боль. Сосредоточьтесь на ней: это физический аналог душевных страданий. Прекратите выполнять упражнение только тогда, когда поймете, что внутреннее состояние меняется.

Техники саморегуляции

«Жестокость»

Инструкция: вонзите ноготь указательного пальца в основание ногтя большого и надавливайте, пока не почувствуете сильную боль.

Сосредоточьтесь на ней: это физический аналог душевных страданий. Прекратите выполнять упражнение только тогда, когда поймете, что внутреннее состояние меняется.

Техники саморегуляции Прием 4. «Разрядка» Этот прием заключается в поочеред­ном надавливании четырех точек в области губ (рис. 6). Инструкция: в течение трех секунд указательным пальцем массировать точку 1. Затем после перерыва в 10 – 15 секунд нажимать на точку 2. После второго перерыва следует одно­временно массировать точки 3 и 4. Результатом будет расслабление мышц всего тела. Затем сесть, расслабиться и постепенно удержать дыхание, обращая особое внимание на удлинение выдоха. Через 3 – 5 минут исчезнут многие негативные ощущения.

Техники саморегуляции

Прием 4. «Разрядка»

Этот прием заключается в поочеред­ном надавливании четырех точек в области губ (рис. 6).

Инструкция: в течение трех секунд указательным пальцем массировать точку 1. Затем после перерыва в 10 – 15 секунд нажимать на точку 2. После второго перерыва следует одно­временно массировать точки 3 и 4. Результатом будет расслабление мышц всего тела. Затем сесть, расслабиться и постепенно удержать дыхание, обращая особое внимание на удлинение выдоха. Через 3 – 5 минут исчезнут многие негативные ощущения.

Техники саморегуляции «Антистресс» Инструкция : в течение тридцати секунд плавно и равномерно надавливать на антистрессовую точку, которая находится под подбородком . При массировании этой точки, пострадавший должен почувствовать легкую ломоту, жжение.

Техники саморегуляции

«Антистресс»

Инструкция : в течение тридцати секунд плавно и равномерно надавливать на антистрессовую точку, которая находится под подбородком . При массировании этой точки, пострадавший должен почувствовать легкую ломоту, жжение.

Техники саморегуляции Для снижения усталости и утомления Массаж по срединной линии головы – спереди назад; Легкий массаж зоны сонных артерий – от нижней челюсти к ключице; Массаж задней поверхность шеи – справа и слева от костистых отростков шейных позвонков (по 10 поглаживаний вверх и вниз).

Техники саморегуляции

  • Для снижения усталости и утомления
  • Массаж по срединной линии головы – спереди назад;
  • Легкий массаж зоны сонных артерий – от нижней челюсти к ключице;
  • Массаж задней поверхность шеи – справа и слева от костистых отростков шейных позвонков (по 10 поглаживаний вверх и вниз).
Техники саморегуляции При сонливости и обморочном состоянии Инструкция: ногтем большого пальца (карандашом) последовательно надавливайте на следующие точки: центр кончика носа ; верхняя треть верхней губы по срединной линии; центр подбородочно-губной борозды ; центр кончиков пальцев кисти – 3 мм от ногтя .

Техники саморегуляции

  • При сонливости и обморочном состоянии
  • Инструкция: ногтем большого пальца (карандашом) последовательно надавливайте на следующие точки:
  • центр кончика носа ;
  • верхняя треть верхней губы по срединной линии;
  • центр подбородочно-губной борозды ;
  • центр кончиков пальцев кисти – 3 мм от ногтя .
Техники саморегуляции  «Успокаивающее дыхание» Инструкция: в исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием нужно повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем подобным же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения этих процедур должно наступить успокоение.  

Техники саморегуляции

«Успокаивающее дыхание»

Инструкция: в исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием нужно повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем подобным же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения этих процедур должно наступить успокоение.

 

Техники саморегуляции «Выдыхание усталости» Инструкция: удобно сесть, расслабиться, дышать медленно и ритмично. Как можно ярче представить, что с каждым вдохом легкие наполняет жизненная сила, а с каждым выдохом она распространяется по всему телу.

Техники саморегуляции

«Выдыхание усталости»

Инструкция: удобно сесть, расслабиться, дышать медленно и ритмично. Как можно ярче представить, что с каждым вдохом легкие наполняет жизненная сила, а с каждым выдохом она распространяется по всему телу.

Техники саморегуляции «Очистительное дыхание со звуком «Ха»  Обладает тонизирующим воздействием, способствует снятию нервного напряжения, освобождению от ощущения внутреннего беспокойства. Инструкция : исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. С медленным вдохом поднять расслабленные руки над головой, задержать дыхание на несколько секунд, представить себя стоящим на краю глубокой пропасти, держа в руках сосуд, содержащий все, что омрачает жизнь, – горести, страхи, физические недуги. Немного наклониться вперед (с прямой спиной) и со звуком «Ха» резким движением сбросить сосуд в пропасть. Звук должен не произноситься, а образовываться выходящим из груди воздухом. После выхода некоторое время оставаться в наклоне, раскачивая руки, до ощущения желания сделать вдох. Повторить 2 – 3 раза.  

Техники саморегуляции

«Очистительное дыхание со звуком «Ха»

Обладает тонизирующим воздействием, способствует снятию нервного напряжения, освобождению от ощущения внутреннего беспокойства.

Инструкция : исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. С медленным вдохом поднять расслабленные руки над головой, задержать дыхание на несколько секунд, представить себя стоящим на краю глубокой пропасти, держа в руках сосуд, содержащий все, что омрачает жизнь, – горести, страхи, физические недуги. Немного наклониться вперед (с прямой спиной) и со звуком «Ха» резким движением сбросить сосуд в пропасть. Звук должен не произноситься, а образовываться выходящим из груди воздухом. После выхода некоторое время оставаться в наклоне, раскачивая руки, до ощущения желания сделать вдох. Повторить 2 – 3 раза.