Стресс
Основоположником учения о стрессе является канадский ученый
физиолог и эндокринолог Ганс Селье (1907 – 1982 гг.).
Стресс – это неспецифическая приспособительная реакция организма на новизну
Изменения, происходящие в организме при стрессе:
- 1 стадия: Общая реакция тревоги (волнения) . Как только организм принимает внешние условия как экстремальные:
- Активируется симпатическая нервная система; задача которой помочь выжить организму в новых условиях: сердце бьется сильнее, зрачки расширяются,
- мышцы напрягаются и работают более интенсивно;
- усиливаются обменные процессы, подавляются воспалительные процессы, появляется больше глюкозы, организм становится менее чувствительным к боли – в результате организм лучше приспосабливается к повышенным требованиям среды.
Изменения, происходящие в организме при стрессе:
(если стресс-фактор продолжает действовать) 2 стадия: Адаптация:
- , все ресурсы расходуются экономичнее – организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.
Все изменения, происходящие на этой стадии в организме обратимы .
(если стресс-фактор продолжает действовать) 3 стадия:
Истощение:
- Нарушаются обменные процессы, что приводит к снижению сопротивляемости организма . Человек заболевает: такие болезни, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других заболеваний являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов. У пессимистов стадия истощения может сопровождаться повышенной тревожностью и переходить в депрессию.
Классификации стрессов
Физиологический стресс
Психологический
Вызывается физическими стимулами: жара, голод, холод
информационный
Возникает при информационных перегрузках: человек оперирует большим объемом информации, выполняет большое количество задач при этом он заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации превышает его возможности
эмоциональный
развивается:
- в ситуации угрозы, обиды;
- в ответ на чрезвычайно радостное событие;
- в конфликтных ситуациях, при столкновении противоречивых мотивов, потребностей
Классификация стрессов
Стресс ( вызванный положительными и отрицательными стрессорами)
- Эустресс – стресс, вызванный положительными эмоциями. Внутренние резервы организма мобилизуются, человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне.
- Дистресс – разрушительный процесс, ухудшает протекание психофизиологических функций. Может привести к тяжелым заболеваниям.
Классификация стрессов
Острые стрессовые реакции
- - апатия;
- - ступор;
- - двигательное возбуждение;
- - агрессия;
- - страх;
- - истерика;
- - нервная дрожь;
- - плач.
Апатия
- Апатия - непреодолимая усталость – любое движение дается с огромным трудом, не хочется ни двигаться, ни говорить. Апатия возникает, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности.
Апатия
- Помощь:
- - поговорить, задать несколько вопросов: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?»; общаться с человеком нужно на его языке ( темп, ритм, интонация ).
- - взять пострадавшего за руку и положить свою руку ему на лоб ( физический контакт обязателен! ).
- - «заземлить», например, снять обувь;
Ступор
- Ступор – человек сидит в неподвижной позе и ни на что не реагирует .
Ступор
- - резкое снижение или отсутствие произвольных движений;
- отсутствие реакции на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, щипки);
- - «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности;
- - возможно напряжение отдельных групп мышц, ограничено действие глаз.
Ступор
- Помощь:
- - помассировать большие пальцы (сложить ладони вместе, пальцы развести) или согнуть пострадавшему пальцы на обеих руках и прижать их к основанию ладони – большие пальцы д.б. выставлены наружу);
- - помассировать лобные точки над глазами, расположенные ровно посередине между линией роста волос и бровями;
- - дышать в ритм пострадавшего, положив ладонь на грудь пострадавшего, потом менять ритм на спокойное дыхание.
- - человек, находясь в ступоре может слышать и видеть, поэтому нужно говорить ему на ухо медленно и тихо то, что может вызвать эмоции:
- либо что-то с юмором;
- либо что-то негативное (что сидишь, корова страшная? Ты здесь сидишь, а ребенку нужна помощь);
- - человека любым способом нужно вывести из ступора и добиться реакции!!!
Психомоторное возбуждение
Иногда, в критической ситуации, человек испытывает настолько сильное потрясение, что просто перестает понимать, что происходит вокруг. Он не понимает где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение.
Единственное что он может делать - это двигаться.
Психомоторное возбуждение
- Помощь:
- Человека необходимо остановить, что можно осуществить с помощью приема «захват».
- Используйте методику «Три Да», она состоит в том, что пострадавшему задаются 3 вопроса, на которые он ответит утверждением: «ДА», а затем произносится фраза на выполнение необходимого действия. Например: «Ты меня понимаешь? Ты меня слышишь? Ты меня видишь? А сейчас ты встанешь и успокоишься!»
- Говорите спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».
Нервная дрожь
- Совершенно неконтролируемая нервная дрожь (дрожь не от холода), представляющая собой «сбрасывание» накопившегося напряжения и негативных эмоций. Дрожь начинается внезапно или спустя какое-либо время.
- Признаки:
- - человек не может удержать мелкие предметы: стакан воды, сигарету, ключи и т.д.
- - сильное дрожание всего тела или отдельных его частей.
Нервная дрожь
- Помощь:
- Необходимо дрожь усилить! Предупредив человека, нужно взять его за плечи и сильно резко потрясите в течение 10-15 секунд.
- Попросить человека сильно сжать кулаки, потом резко разжать.
- Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.
Если данную реакцию остановить, то напряжение оставшееся в теле, может стать причиной мышечных зажимов, болей и других болезней.
Агрессия
- Агрессия - Признаки:
- - раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); - нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
- - словесное оскорбление, брань;
- - мышечное напряжение, увеличение кровяного давления
Агрессия
- Помощь:
- 1. Необходимо свести к минимуму количество окружающих.
- 2. Очень важно дать понять человеку, находящемуся в таком состоянии, что вы с ним «одной крови» (не противоречить, соглашаясь с его суждениями).
- 3. Не менее важно дать возможность пострадавшему «выпустить пар» (возможность выговориться или «избить» подушку).
- 4. Направьте энергию человека, в нужное русло, что можно сделать, поручив ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
- 5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
- 6. Реакция может быть погашена страхом наказания, но только в том случае, если возможное наказание имеет значение для пострадавшего и вероятность его осуществления велика.
Истерическая реакция
- Признаки истерической реакции:
- сознание сохранено;
- контакт почти невозможен;
- чрезмерное возбуждение, множество движений;
- театральные позы;
- речь эмоционально насыщенная, быстрая;
- крики, рыдания.
Истерическая реакция
Помощь:
- Удалить зрителей, создать спокойную обстановку. Совершить любое неожиданное действие (резко крикнуть на пострадавшего, с грохотом уронить предмет и т.п.)
- Удалить зрителей, создать спокойную обстановку.
- Совершить любое неожиданное действие (резко крикнуть на пострадавшего, с грохотом уронить предмет и т.п.)
Помните, что после истерики наступает упадок сил, поэтому позаботьтесь о последующем отдыхе человека. Так как истерика является негативно-агрессивной реакцией, она очень эмоционально яркая и на ее проявление затрачивается много энергии. У человека после таких реакций наступает упадок сил, и он нуждается в отдыхе, и если вы не можете ему предоставить спальное место, то хотя бы усадите его и дайте теплого чаю.
Плач
- Данная реакция представляет собой нормальную и даже желательную реакцию в кризисных ситуациях: потеря близкого человека, потери жилья, дома и др.
- Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.
- Острые стрессовые реакции способны, по окончанию, переходить одна в другую, и самым желательным вариантом такого перехода является переход любой из реакций – в реакцию плача.
- Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.
Плач
- Признаки плача:
- - текут слезы;
- человек уже плачет или готов разрыдаться;
- у человека наблюдаются подрагивания губ и ощущение подавленности;
- в отличие от истерики - возбуждение в поведении отсутствует.
Плач
- Помощь:
- 1. Крайне важным является дать человеку поддержку на вербальном и телесном уровне. Нежелательно оставлять пострадавшего одного. Если невозможно оказать такому человеку профессиональную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек.
- 2. Желательно использование элементарных приемов телесно ориентированной терапии: установка физического контакта с пострадавшим (взять его за руку; положить свою руку на плечо или спину человека; погладить по голове), помогающих осознанию пострадавшим того, что он не один, с ним кто-то рядом, что является очень важным в такие моменты.
Плач
3. Применение приемов «активного слушания», помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе: периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. Главное – выслушать человека и обеспечить возможность «выхода» эмоций. Просто слушайте, будьте включенными в разговор, не настаивайте на том, что бы человек вам все рассказал, он скажет столько, сколько будет готов говорить. Ваша задача выслушать. Иногда просто по средствам активного слушанья можно помочь человеку справиться с горем, например на телефоне доверия.
4. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Лучше говорить: «Я чувствую, как внутри вас все сжимается» - и не говорить: «Я вас понимаю», потому что вам не поверят, так как переживания у всех разные.
5. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему «выплеснуть» из себя горе.
Страх
- Данная реакция способна побудить человека к бегству, к агрессии или наоборот, может вызвать у него оцепенение. При этом человек плохо понимает, что происходит вокруг и не способен к полному контролю над своим поведением.
- Признаки:
- напряжение мышц (особенно лицевых);
- сильное сердцебиение; учащенное поверхностное дыхание;
- сниженный контроль над собственным поведением.
Страх
- Помощь:
- Если возможен физический контакт с пострадавшим.
- 1. Собственное спокойствие. Для того, чтобы помочь человеку положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс это сигнал: «Я сейчас рядом, ты не один». При проявлении страха у человека учащенный пульс и прерывистое дыхание, он напуган. И что бы его немного успокоить можно просто подстроиться к нему на телесном уровне и поменять его биоритмы на более спокойные. К тому же он будет ощущать ваше присутствие рядом и поймет, что он не один, значит, рядом есть тот, кто может ему помочь и защитить. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме.
- 2. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела. Чаще при страхе у пострадавшего напряжены трапециевидные мышцы. Предложите ему легкий массаж, это расслабит его на телесном уровне и позволит понять, что вы рядом и готовы помочь .
Механизмы адаптации к стрессу
- Осознанные: копинг-поведение
- конструктивное (различные способы саморегуляции, позитивное мышление, поиск социальной поддержки и т.п.);
- неконструктивное (алкоголизм, наркомания)
- Неосознанные: механизмы защиты
Рис. 1
Техники саморегуляции
«Мобилизация»
Инструкция : интенсивно массируйте в течение 1 – 5 минут точки, отвечающие за деятельность надпочечников (точки расположены на тыльной стороне ладони (рис. 1)). Воздействие на точки, соответствующие надпочечникам (рис. 2), которые вырабатывают «гормон стресса» – адреналин – позволяет ускорить процесс мобилизации защитной системы организма.
Техники саморегуляции
«Жестокость»
Инструкция: вонзите ноготь указательного пальца в основание ногтя большого и надавливайте, пока не почувствуете сильную боль.
Сосредоточьтесь на ней: это физический аналог душевных страданий. Прекратите выполнять упражнение только тогда, когда поймете, что внутреннее состояние меняется.
Техники саморегуляции
Прием 4. «Разрядка»
Этот прием заключается в поочередном надавливании четырех точек в области губ (рис. 6).
Инструкция: в течение трех секунд указательным пальцем массировать точку 1. Затем после перерыва в 10 – 15 секунд нажимать на точку 2. После второго перерыва следует одновременно массировать точки 3 и 4. Результатом будет расслабление мышц всего тела. Затем сесть, расслабиться и постепенно удержать дыхание, обращая особое внимание на удлинение выдоха. Через 3 – 5 минут исчезнут многие негативные ощущения.
Техники саморегуляции
«Антистресс»
Инструкция : в течение тридцати секунд плавно и равномерно надавливать на антистрессовую точку, которая находится под подбородком . При массировании этой точки, пострадавший должен почувствовать легкую ломоту, жжение.
Техники саморегуляции
- Для снижения усталости и утомления
- Массаж по срединной линии головы – спереди назад;
- Легкий массаж зоны сонных артерий – от нижней челюсти к ключице;
- Массаж задней поверхность шеи – справа и слева от костистых отростков шейных позвонков (по 10 поглаживаний вверх и вниз).
Техники саморегуляции
- При сонливости и обморочном состоянии
- Инструкция: ногтем большого пальца (карандашом) последовательно надавливайте на следующие точки:
- центр кончика носа ;
- верхняя треть верхней губы по срединной линии;
- центр подбородочно-губной борозды ;
- центр кончиков пальцев кисти – 3 мм от ногтя .
Техники саморегуляции
«Успокаивающее дыхание»
Инструкция: в исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием нужно повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем подобным же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения этих процедур должно наступить успокоение.
Техники саморегуляции
«Выдыхание усталости»
Инструкция: удобно сесть, расслабиться, дышать медленно и ритмично. Как можно ярче представить, что с каждым вдохом легкие наполняет жизненная сила, а с каждым выдохом она распространяется по всему телу.
Техники саморегуляции
«Очистительное дыхание со звуком «Ха»
Обладает тонизирующим воздействием, способствует снятию нервного напряжения, освобождению от ощущения внутреннего беспокойства.
Инструкция : исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. С медленным вдохом поднять расслабленные руки над головой, задержать дыхание на несколько секунд, представить себя стоящим на краю глубокой пропасти, держа в руках сосуд, содержащий все, что омрачает жизнь, – горести, страхи, физические недуги. Немного наклониться вперед (с прямой спиной) и со звуком «Ха» резким движением сбросить сосуд в пропасть. Звук должен не произноситься, а образовываться выходящим из груди воздухом. После выхода некоторое время оставаться в наклоне, раскачивая руки, до ощущения желания сделать вдох. Повторить 2 – 3 раза.