Защитное слово
Здравствуйте уважаемые преподаватели. Разрешите мне представить вашему вниманию докладную работу на тему «Самостоятельная работа на физкультурно-спортивных занятиях по степ-аэробики как условие формирования у младших школьников универсальных учебных действий» (слайд1).
Для изучения этой темы были использованы следующие нормативно правовые документы. (слайд2)
В связи с изменениями в обществе, система образования вынуждена видоизменяться, так как школа в любом государстве выполняет его социальный заказ.
Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования».[1]
Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Таким образом, акцент в общем образовании со знаний, умений и навыков переносится на способы учебных действий, которые в совокупности обеспечивают обучающимся умение учиться. А, достижение «умения учиться» предполагает, в свою очередь, полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). (слайд 4)
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п. 2 ст. 13) позволяет установить следующее:
- «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования».
- «в основе преподавания учебных предметов лежит развивающее обучение, в основе которого лежит системно - деятельностный подход». 1]
Формирование ученика как субъекта деятельности должно обеспечиваться технологически в учебном процессе. А поскольку основным видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность, то задача начальной школы – сформировать у него качества, свойственные субъекту учебной деятельности
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет к участникам образовательного процесса требования по формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Под УУД понимается в данном случае система различных умений, навыков, способов планирования и реализации необходимых действий, как в образовании, так и в любой общественной сфере.
Регулятивные универсальные учебные действия создают условия для успешного выполнения самостоятельной работы. Сейчас актуальность быстрого реагирования на изменения в системе знаний, побуждают преподавателей к тому, чтобы акцентировать внимание учащихся на сознательном формировании у себя важнейших жизненных компетенций:
• информационной (навыки работы с информацией);
• коммуникативной (готовность к общению с другими людьми);
• кооперативной (способность к сотрудничеству с другими людьми);
• проблемной (ответственное решение проблем). (слайд 5)
Сложность организации самостоятельной работы по формированию универсальных учебных действий заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования универсальных учебных действий, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объёме можно применять на уроках физической культуры.
В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточной разработанностью содержания и методики самостоятельной работы, способствующие формированию УУД на уроках физической культуры.
Развивающие технологии предполагают воспитание человека творческого, ответственного, интеллектуально развитого на основе их решения, в результате чего ученики открывают для себя субъективно новое знание, осваивая в этом процессе способы учебных действий.
В концепции развития универсальных учебных действий, разработанной группой авторов под руководством А.Г. Асмолова, указывается, что: «потенциально все учебные предметы имеют возможность формирования универсальных учебных действий» [5, с.].
И, в вышедших с момента введения ФГОС НОО программах по физической культуре для начального общего образования, представлены универсальные учебные действия как результат обучения, но в итоге диагностируются показатели сформированности двигательных умений, навыков и уровень физической подготовленности. Отсутствуют в научно-методической литературе и материалы, в которых были бы представлены механизмы их формирования и диагностики.
В связи с этим возникает необходимость разработки теоретических основ построения учебного процесса по физической культуре в начальной школе, направленного на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Исходя из вышесказанного, мы определили тему «Самостоятельная работа на уроках физической культуры как условие формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий» и методологический аппарат исследования:
Целью выпускной квалификационной работы является: определение возможностей самостоятельной работы на физкультурно-спортивных занятиях формировать у учащихся универсальные учебные действия.
Для достижения цели мы последовательно решили ряд задач: (слайд 6)
Проанализировать теоретические основные формирования регулятивных универсальных учебных действий на физкультурно-спортивных занятиях;
Определить требования к современному занятию физкультурно-спортивной направленности;
Обосновать методы и условия формирования универсальных учебных действий на физкультурно-спортивных занятиях;
Дать определение понятию «самостоятельная работа»;
Систематизировать задания для самостоятельной работы учащихся на физкультурно-спортивных занятиях по степ-аэробики, способствующие формированию у них универсальных учебных действий.
Объектом исследования: формирование у младших школьников универсальных учебных действий.
Предмет: самостоятельная работа учащихся на физкультурно-спортивных занятих.
Для решения поставленных работе задач использовались следующие методы исследования (слайд 7)
Анализ нормативных документов, литературных источников по данной теме.
Моделирование и конструирование.
Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы (источников) и приложений.
В первой главе детально рассмотрены теоретические основы формирования универсальных учебных действий на современном занятии физкультурно-спортивной направленности, определены методы и условия формирования универсальных учебных действий на физкультурно-спортивных занятиях. Анализируя материалы мы пришли к следующим выводам:
Формирование УУД на физкультурно-спортивных занятиях направлено на:
самостоятельный поиск решения двигательной задачи;(слайд 8)
анализ и оценку двигательных действий;
поиск и формулирование цели;
систематизацию полученных знаний и умений.
Для повышения познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся необходимо использование современных педагогических технологий: (слайд 9)
На этапе начального разучивания необходимо создать у обучающихся представление об изучаемом двигательном действии, выделяя существенные признаки движения при демонстрации в различных её видах: (слайд 10)
показ учителя или ученика;
изображения, различные схемы;
видеоматериалы.
На этапе углубленного изучения рекомендуется:
организовать работу по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам;
создать условия для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия.
На этапе совершенствования в работе по формированию УУД наибольшее внимание уделяется развитию способности к использованию рациональных способов выполнения того или иного задания. Предлагается выполнить двигательное действие различными способами и их сравнение: (слайд 11)
выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей;
самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения;
создание условий, в которых необходимо концентрировать внимание на отдельной детали техники (например, сочетание с различными действиями);
усложнение условий, выполнение движения на фоне утомления для выделения групп мышц, которые необходимо в наибольшей степени задействовать в движении при повышающих волевых и физических усилиях.
Анализируя литературные источники мы определили методы и условия формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры. И пришли к выводу, что: универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
К ним относятся: (слайд 12)
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Помимо это есть ещё:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Во второй главе работы. Рассмотрены возможности организации самостоятельной работы в формировании универсальных учебных действий. Многие исследователи вкладывают в понятие «самостоятельная работа» разное содержание.
Но на наш взгляд, самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку учащихся и управляемую преподавателем.
В целом можно сказать, что самостоятельная работа есть многогранное явление обучения, обладающее следующими признаками: (слайд13)
является одной из форм проявления методов обучения;
является одним из видов деятельности;
является средством обучения;
является одной из форм познавательной деятельности;
является самостоятельной деятельностью учения.
Такое представление самостоятельной работы позволяет рассмотреть различные аспекты ее функционирования в учебном процессе. Так, если с точки зрения деятельностного подхода самостоятельная работа выступает в качестве самостоятельной деятельности учения и является одним из видов деятельности, то в организации учебного процесса она может выступать как метод, средство или форма обучения. Каждый из признаков самостоятельной работы, взятый отдельно от других, имеет лишь определенное назначение.
Анализ трудов педагогов и психологов (Ю.К. Бабановой, В.К. Буряк, Л.Г. Вяткин, В.Г. Дайри, В.Н. Есипов, Н.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова и др.), посвященных проблеме обучения самостоятельной работе в учебных заведениях, позволяет выделить следующие основные положения: (слайд 14)
самостоятельная работа определяется большинством исследователей как вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия;
самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.;
при самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознана, т.е. для выполнения учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения.
Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: (слайд15) образовательную, развивающую, воспитательную.
Исследования выше перечисленных педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям: (слайд 16)
1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу.
2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы памяти.
3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным методам.
4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.
Из выше сказанного можно сказать, что в процессе обучения, как известно, функция непосредственной передачи учителем знаний учащимся должна последовательно уменьшаться, а доля самостоятельности учеников в овладении знаний – соответственно расти.
Результатом практической части работы является отбор и систематизация способов и приёмов самостоятельной работы, способствующей формировании регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы на занятиях физической культурой. Предлагаемые нами учебные ситуации сформулированы таким образом, чтобы любое освоенное знание, способ или умение непосредственно проявлялись в предметной физкультурно-оздоровительной или спортивно-оздоровительной деятельности учащихся.
Способы и приёмы для организации самостоятельной работы, способствующей формированию регулятивных УУД оформлены в виде таблицы. В содержание которой входит:
собственно текст задания, которое соотносится с конкретным планируемым результатом и выполняется непосредственно самим учащимся (или группой учащихся);
развёрнутое описание правильно выполненного задания, что даёт образец достижения соответствующего планируемого результата;
критерии достижения планируемого результата на двух уровнях, позволяющие соотнести реальный уровень выполнения задания учащимся с базовым или повышенным уровнем достижений.
(слайд 17)
Раздел;
Уровень освоения;
Планируемый результат;
Формируемые умения;
Способы и приёмы организации самостоятельной работы, которые сопровождаются методическими рекомендациями по организации мест выполнения заданий, их оснащённости необходимым инвентарём, оборудованием и др. Большинство заданий предлагается в игровой или соревновательной форме.
В период проведения занятий по степ-аэробики мною применялись следующие способы и приёмы организации самостоятельной работы, на пример: (слайд 18)
Это задание может использоваться для оценки динамики сформированности навыка планирования индивидуального режима дня. С этой целью подобные задания следует предлагать в течение всего периода обучения, отслеживая включение в режим дня ежедневных физических упражнений, их длительность и время выполнения.
Подчеркнём, что приводимые ниже способы и приёмы, не являются исчерпывающими и тем более единственными. Представленные способы и приёмы могут выполняться учащимися в условиях организации активного отдыха в режиме учебного дня в школе, во время организованных перемен, прогулок и развлечений на свежем воздухе.
В докладной работе с помощью решения поставленных задач мы попытались раскрыть эту тему и доказать то, что самостоятельная работа является составной частью учебного процесса и способствует формированию универсальных учебных действий на физкультурно-спортивных занятиях младших школьников. На этом мое выступление закончено. Благодарю за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.