СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Завершение эпохи освободительных реформ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Завершение эпохи освободительных реформ.

Задачи: обуч.: на основании фактов истории сформировать представление о причинах завершения эпохи «освободительных реформ»;определить значение в этом процессе убийства Александра II;

Разв: выделить причины разногласий между либеральными  и социалистическими силами и императором; выявить факты, свидетельствующие о наличие кризиса в стране; выявить взаимосвязь между политическим кризисом в стране и появлением террора.

Восп: дать возможность осознать преимущества реформистского пути  развития над революционным (террористическим);определить свое отношение к  убийству Александра II.

Просмотр содержимого документа
«Завершение эпохи освободительных реформ»

Завершение эпохи освободительных реформ.

Задачи: обуч.: на основании фактов истории сформировать представление о причинах завершения эпохи «освободительных реформ»;определить значение в этом процессе убийства Александра II;

Разв: выделить причины разногласий между либеральными и социалистическими силами и императором; выявить факты, свидетельствующие о наличие кризиса в стране; выявить взаимосвязь между политическим кризисом в стране и появлением террора.

Восп: дать возможность осознать преимущества реформистского пути развития над революционным (террористическим);определить свое отношение к убийству Александра II.

Основные понятия и даты:

1879г. – раскол «Земли воли» на «Черный передел» и «Народную волю».

1880-взрыв Халтуриным бомбы в Зимнем дворце.

1880-предоставление диктаторских полномочий министру-либералу М.Т. Лорис-Меликову

1881 проект Лорис-Меликова по продолжению либеральных реформ

1 марта 1880 –убийство Александра II

1 марта 1880-манифест АлександраIII « О незыблемости самодержавия»

Ход урока

1.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

- Рассмотрите иллюстрации на с. 245,248,249. Что их объединяет?

-убийство человека – это преступление?

- Значит и убийство царя Александра II – это тоже преступление?

- прочитайте документ на с 250 « Из выступления народовольца Андрея Желябова на суде». Исходя из этого документа, Желябов преступник или нет? (Желябов себя преступником не считает).

- Теперь сравните ответы на первый и второй вопросы. Какое наблюдается противоречие?

- Какую проблему нам предстоит решить на уроке? (Народовольцы, убившие Александра II, - преступники или нет?)

2. Гипотезы.

- Как вы думаете, какие действия Александра II смогли спровоцировать охоту на царя?

- итак, проблему мы сформулировали. Теперь давайте подумаем, что нам надо узнать, чтобы решить её. Давайте определим задачи на урок.

План

  1. Выяснить причины кризиса власти .

  2. Доказать, что волна террора захлестнула Россию.

  3. Выяснить, какой путь развития был выбран при М.Т. Лорис-Меликове.



3.Актуализация знаний.

- какие действия предпринимало русское правитеольство в 1860-1870годы?

- Какие порядки сдерживали процессы модернизации? ( феодальные пережитки в деревне, сословный строй).

- что нам нужно узнать для успешного решения проблемы? (какие действия правительства вызвали всплеск терроризма в стране)

4. поиск решения проблемы.

1. используя материал учебника (п.1 с.240-242) докажите что кризис власти на рубеже 1870-1880г. затронул три сферы жизни общества: экономику, политику, общественное устройство. ( Игра «3 предложения»). ( Работают сам-но)

- Как вы думаете, в каком случае кризиса можно было бы избежать?

- Сделайте вывод .

2. (на доске таблица). Работая в парах. Заполните таблицу.

Приведите 4-5 доказательств, что волна террора и насилия захлестнула Росси. Запишите их в 1 колонку. Во вторую запишите действия правительства, направленные на улучшение ситуации в стране. Ниже под таблицей запишите слово, которое наиболее полно характеризует действия обоих сторон (ТЕРРОР)

- какой можно сделать вывод? (Обе стороны использовали террор против друг друга).



Факты, свидетельствующие о росте

Террора в стране

Действия правительства

1.С. Кравчинский заколол кинжалом главуIII

Отделения.


Растерянность

2. выстрелом из револьвера ранен прокурор.

Введение военного положения

3. В Киеве убит ударом кинжала жандармский

офицер.


Вся власть передана в руки чрезвычайных генерал-губернаторов – тысячи людей отправлены на каторгу, в ссылку, десятки газет закрыты, сотни студентов отчислены из университетов

  1. З 4. Застрелен Харьковский губернатор


Террор

По 5. Покушения на Александра II(А.Соловьев, С.Перовская,С.Халтурин)

  1. (

Террор





- Вспомните, какие пути развития были возможны у России?

- Какой путь развития возможен был для Росси после назначения М.Т. Лорис-Меликова диктатором в стране?

(предложил перейти о конфликта с либеральными силами к сотрудничеству. Создана правительственная группировка, велась разработка новых законов, в том числе и конституция).

-Суждено ли было этим планам сбыться? Приведите 2-3 аргумента для доказательства своей точки зрения.

5. Итоги.

- все ли задачи, поставленные нами мы рассмотрели?

- как теперь можем ответить на вопрос?

(на листочках) отвечаем на ворос: Народовольцы, убившие царя, - преступники или нет. Аргументируйте вашу точку зрения.

П озиция Аргумент

я считаю,Потому, что…

что…