Завершение эпохи освободительных реформ.
Задачи: обуч.: на основании фактов истории сформировать представление о причинах завершения эпохи «освободительных реформ»;определить значение в этом процессе убийства Александра II;
Разв: выделить причины разногласий между либеральными и социалистическими силами и императором; выявить факты, свидетельствующие о наличие кризиса в стране; выявить взаимосвязь между политическим кризисом в стране и появлением террора.
Восп: дать возможность осознать преимущества реформистского пути развития над революционным (террористическим);определить свое отношение к убийству Александра II.
Основные понятия и даты:
1879г. – раскол «Земли воли» на «Черный передел» и «Народную волю».
1880-взрыв Халтуриным бомбы в Зимнем дворце.
1880-предоставление диктаторских полномочий министру-либералу М.Т. Лорис-Меликову
1881 проект Лорис-Меликова по продолжению либеральных реформ
1 марта 1880 –убийство Александра II
1 марта 1880-манифест АлександраIII « О незыблемости самодержавия»
Ход урока
1.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
- Рассмотрите иллюстрации на с. 245,248,249. Что их объединяет?
-убийство человека – это преступление?
- Значит и убийство царя Александра II – это тоже преступление?
- прочитайте документ на с 250 « Из выступления народовольца Андрея Желябова на суде». Исходя из этого документа, Желябов преступник или нет? (Желябов себя преступником не считает).
- Теперь сравните ответы на первый и второй вопросы. Какое наблюдается противоречие?
- Какую проблему нам предстоит решить на уроке? (Народовольцы, убившие Александра II, - преступники или нет?)
2. Гипотезы.
- Как вы думаете, какие действия Александра II смогли спровоцировать охоту на царя?
- итак, проблему мы сформулировали. Теперь давайте подумаем, что нам надо узнать, чтобы решить её. Давайте определим задачи на урок.
План
Выяснить причины кризиса власти .
Доказать, что волна террора захлестнула Россию.
Выяснить, какой путь развития был выбран при М.Т. Лорис-Меликове.
3.Актуализация знаний.
- какие действия предпринимало русское правитеольство в 1860-1870годы?
- Какие порядки сдерживали процессы модернизации? ( феодальные пережитки в деревне, сословный строй).
- что нам нужно узнать для успешного решения проблемы? (какие действия правительства вызвали всплеск терроризма в стране)
4. поиск решения проблемы.
1. используя материал учебника (п.1 с.240-242) докажите что кризис власти на рубеже 1870-1880г. затронул три сферы жизни общества: экономику, политику, общественное устройство. ( Игра «3 предложения»). ( Работают сам-но)
- Как вы думаете, в каком случае кризиса можно было бы избежать?
- Сделайте вывод .
2. (на доске таблица). Работая в парах. Заполните таблицу.
Приведите 4-5 доказательств, что волна террора и насилия захлестнула Росси. Запишите их в 1 колонку. Во вторую запишите действия правительства, направленные на улучшение ситуации в стране. Ниже под таблицей запишите слово, которое наиболее полно характеризует действия обоих сторон (ТЕРРОР)
- какой можно сделать вывод? (Обе стороны использовали террор против друг друга).
Факты, свидетельствующие о росте Террора в стране | Действия правительства |
1.С. Кравчинский заколол кинжалом главуIII Отделения. | Растерянность |
2. выстрелом из револьвера ранен прокурор. | Введение военного положения |
3. В Киеве убит ударом кинжала жандармский офицер. | Вся власть передана в руки чрезвычайных генерал-губернаторов – тысячи людей отправлены на каторгу, в ссылку, десятки газет закрыты, сотни студентов отчислены из университетов |
З 4. Застрелен Харьковский губернатор | Террор |
По 5. Покушения на Александра II(А.Соловьев, С.Перовская,С.Халтурин) ( | Террор |
- Вспомните, какие пути развития были возможны у России?
- Какой путь развития возможен был для Росси после назначения М.Т. Лорис-Меликова диктатором в стране?
(предложил перейти о конфликта с либеральными силами к сотрудничеству. Создана правительственная группировка, велась разработка новых законов, в том числе и конституция).
-Суждено ли было этим планам сбыться? Приведите 2-3 аргумента для доказательства своей точки зрения.
5. Итоги.
- все ли задачи, поставленные нами мы рассмотрели?
- как теперь можем ответить на вопрос?
(на листочках) отвечаем на ворос: Народовольцы, убившие царя, - преступники или нет. Аргументируйте вашу точку зрения.
П
озиция Аргумент
я
считаю,Потому, что…
что…