Здоровьесберегающие технологии, как инструмент успешной коррекционной работы с детьми
с особенностями психофизического развития
В современном образовании в последние годы стали чётко проявляться негативные тенденции, среди которых наиболее тревожными являются состояние физического, психического, социального и нравственного здоровья детей. Это выражается в увеличении заболеваний нервно-психической сферы, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, систем опорно-двигательного аппарата, возникновении стрессовых состояний, нарушений функций зрения, существенно снижающих эффективность учебной деятельности и адаптацию к образовательному процессу. Исследования по педагогической психологии отражают возможности создания психолого-педагогических условий формирования навыков здорового образа жизни; психологических оснований реализации здоровьесберегающих технологий; интерсубъективных условий психологического здоровья детей; условий для осознанного отношения к собственному здоровью, условий, позволяющих сохранить и поддержать психическое, психологическое, эмоциональное здоровье через учебное моделирование, знаково-символьное опосредование, компьютеризацию и др. (Р.Г. Добрянская, И.В. Кузнецова, А.В. Шувалов, В.М. Кабаева, Л.В. Тарабакина, О.В. Суворова, М.М. Халидов). [2]
Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, массаж, гимнастика, сказкотерапия.
В ходе теоретического изучения проблемы здоровьесбережения, необходимо рассмотреть понятия «здоровье», «здоровьесбережение». По определению всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
А.Я.Иванюшкин предлагает три уровня ценностного смысла «здоровья» и «болезни»:
1) биологический – изначальное здоровье – это: совершенство саморегуляции организма; гармония физиологических процессов; максимум адаптации, как следствие.
2) социальный – это: мера социальной активности; деятельное отношение к миру.
3) личностный, психологический – здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание её в смысле преодоления, т.к. здоровье – не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека».
Система здоровьесбережения в специальном образовании имеет следующие направления:
I. Образовательное – дать единые знания всем участникам учебно-воспитательного процесса по основам здорового образа жизни.
II. Создание здоровьесберегающей среды.
1. Диагностическое направление: изучение динамики развития ребенка. Педагогическое исследование ребенка – своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития, отслеживание динамики работоспособности.
2. Организация учебно-воспитательного процесса: выполнение санитарных норм; профилактика утомления и переутомления; осуществление индивидуального и личностно ориентированного подхода к ребенку; использование здоровьесберегающих педагогических технологий; организация физкультурно-оздоровительной работы.
3. Мониторинг здоровья проводится через изучение и отслеживание работоспособности, изучение заболеваемости детей.
4. Оздоровление и коррекция: образом жизни, педагогическими методами, оптимизацию двигательной активности, направление к специалистам. [1]
Тогда более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье ребёнка и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у детей культуры здоровья. [2]
Дошкольный, младший школьный возраст являются решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В связи с этим в работе с детьми с ОПФР получило широкое применение здоровьесберегающая практика [4]:
самомассаж рук, лица;
релаксационные упражнения;
двигательные упражнения статического характера;
двигательные упражнения динамического характера;
подвижные игры;
коррекционная ритмика;
пальчиковые упражнения;
артикуляционные упражнения;
дыхательные упражнения;
психогимнастика;
сказкотерапия.
Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой и система развития дыхания, разработанная отечественными физиологами В.В. Васильевой, Ю.С. Василенко, В.П. Морозовым; методики развития речевого дыхания у детей с речевой патологией (М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, В.И. Рождественская, В.И. Селиверстов); стихотворный материал для развития речи детей дошкольного возраста (Н.В. Новотворцева, Н.А. Маранова). [4]
Самомассаж лица. Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а значит — и на развитие речи.
Массаж лицевых мышц Этот массажный комплекс был разработан В.Б. Галкиной, Н.Ю.Хомутовой на основе рекомендаций А.А. Бирюкова. Он состоит из трех типов упражнений: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.
Плантарный массаж. Стопы ног — это еще один экран состояния систем и органов человека. Массаж стоп иначе называется плантарным, или индийским. Его, после предварительного обучения, проводят родители дома.
Аурикулярный массаж. Массаж ушных раковин — аурикулярный — показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.
Су-джок акупунктура (су — кисть, джок — стопа) последнее достижение восточной медицины. Цели: нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Логоритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. [3]
Психосоматическая гимнастика - это метод самовоздействия на организм. Психика управляет движениями, а целенаправленные движения, влияя на центральную и вегетативную нервную систему, воспитывают навыки, необходимые для устойчивого поведения в необычных условиях, а иногда в экстремальных ситуациях.
Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказка несет в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения [3].
Выводы:
1.Отличительной особенностью здоровьесберегающей технологии является воспроизводимость, устойчивость результатов, отражение приоритета принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат.
2.Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и сохранения здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2008.- 160 с.
Феоклистова В.Ф., Плиева Л.В. К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений.- Волгоград: Учитель, 2009.-201 с.
Прочь тревога, страх, сомнение, беспокойство, напряжение/авт-сост.Л.М.Карчевская.-2-е изд.-Мозырь:Содействие,2008.-88 с.
Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет/авт-сост.Е.И.Подольская.-Волгоград:Учитель,2010.-143с.