ГБОУ НАО «СШ с.ОМА» Заполярный район
Доклад на тему: «Здоровье сберегающий урок как основная форма организации учебных занятий».
Подготовила: Хвастунова Ольга Александровна,
учитель начальных классов.
Цель: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.
Задачи:
1. Пропаганда здорового образа жизни;
2. Создание здоровьесберегающей среды в классе;
3.Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании
Актуальность проекта:
В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.
Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.
Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.
Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.
Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.
Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.
Урок-это основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах. Он состоит из объёма учебной работы и порядка выполнения учебной работы в рамках определённого времени.
Здоровье сберегающий урок- это физиологически обоснованная организация процесса обучения, обеспечивающая соответствие содержания и объёма учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и способствующая сохранению их умственной и физической работоспособности, развитию и воспитанию здоровой личности.
Здоровье сберегающий урок-это урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся к учебному материалу.
Умение учителя отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приёмы, способы обучения позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.
Требования к организации здоровье сберегающего урока.
Учитель обязан обеспечить комфортные гигиенические условия в классе:
-соблюдение по СанПиН режима температуры и влажности воздуха
-строго соблюдать график проветривания помещения
-контролировать уровень освещения классной комнаты и освещение доски
- осуществлять контроль за посторонними звуками
-ранжирование парт
-соблюдать чистоту и порядок в классе
Структура здоровье сберегающего урока должна состоять из разных элементов:
Цель урока определяет тип урока, он в свою очередь определяет его структуру, где нужно учитывать время на различных этапах урока.
При подготовке урока учитель должен вместе с учебной целью, ставить цель здоровье сбережения учащихся. Она определяется целесообразным подбором методов, приёмов, средств обучения, необходимых для решения поставленных целей. Это должно исключить однообразность урока, которая способствует утомлению учащихся.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут. Частая смена видов учебной деятельности вызывает у школьников необоснованную напряженность.
Учитель на уроке должен использовать разные методы преподавания. Число используемых методов на уроке должно быть не менее трёх:
-словесный
-наглядный
-самостоятельная работа
-работа с книгой
-тсо
Меньшее использование методов, ведёт к потере интереса, внимания, низкому уровню усвоения учебного материала, делая этим самым урок малоэффективным и здоровье затратным.
Следует соблюдать правила чередования методов преподавания. Методы преподавания целесообразно чередовать в среднем через 13 минут. Слишком частое чередование вызывает излишнее напряжение учащихся и может способствовать утомлению и появлению стресса.
Применение ТСО во временном пространстве урока ограничено. Не допускается единовременное использование ТСО более 10 минут, а общее время использования на уроке не должно превышать более 15 минут. Учитель ТСО должен использовать как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
Хроническое утомление является главным фактором истощения ресурсов здоровья. Проблема утомления актуальна для любого возраста учащихся. Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха.
При правильно организованном здоровье сберегающем уроке, дети сохраняют работоспособность в течение всего урока.
Учитель должен видеть момент наступления утомления учащихся. Снижение их учебной активности, проявление «двигательного беспокойства» и неправильная посадка за партой, служат сигналом для учителя, что учащиеся утомлены. К внешним признакам утомления учащихся относится:
-частая смена позы
-потягивание
-зевота
-закрывание глаз
-подпирание рукой головы
-остановившийся взгляд
-ненужное перекладывание предметов
-разговор с соседом
-увеличение количества ошибок в ответах
-невосприятие вопроса
-задержка с ответом
-частое поглядывание на часы в ожидании конца урока
Исключить утомление на уроке невозможно, но с помощью методов, приёмов и средств обучения можно снизить утомляющее действие урока на организм обучающихся. Для этого учитель должен знать и использовать приёмы, устраняющие утомление:
-комплекс физических упражнений общего воздействия, направленный на восстановление общей работоспособности учащихся
-для снятия утомления с кистей рук и пальцев
-плечевого пояса и рук
-улучшения мозгового кровообращения
-зрительного напряжения
-дыхательные упражнения общей направленности
Обязательный элемент здоровье сберегающего урока –это физкультминутка, которая оказывает благоприятное влияние на организм человека. Главное условие здоровье сберегающего урока избегать длительного сидения на уроке.
Характер физических упражнений, выполняющий роль активного отдыха, должен обеспечить отдых тем уставшим мышцам, которые на занятии подвержены физической нагрузке.
Очень важно, чтобы физкультминутки, помогающие снять усталость и напряжение у детей на уроке, были простыми, интересными, хорошо знакомыми. Физкультминутки могут быть тематическими (комплекс объединён одним сюжетом) и просто последовательные упражнения (3-4 упражнения, повторяющиеся по 3 раза).
Здоровье сберегающему уроку характерен определённый психологический климат урока. Он должен быть благоприятен как для учителя, так и для ученика. Во время урока необходимо создать доброжелательную атмосферу взаимодоверия, поддержки и успешности. Необходимо избегать стрессовых и напряженных ситуаций. Залог эффективности урока с позиции здоровьесбережения-это создание успеха для каждого учащегося.
Учитель должен уметь снять эмоциональное напряжение на уроке. Это позволяют сделать игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания и задачи, введение в урок исторических экскурсов. Этот приём позволяет решить несколько задач:
-обеспечить психологическую разгрузку учащихся
-дать сведения развивающего и воспитательного плана
-показать практическую значимость изучаемой темы
-побудить к активации самостоятельной познавательной деятельности
Хороший эффект дают интерактивные образовательные программы, которые развивают интерес у школьников и одновременно снимают у них элементы стресса и напряжения.