Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии»
КОУ ВО «Павловская школа-интернат № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Методический совет «Технологии здоровьесбережения в учебно-воспитательной работе» Подготовила: заместитель директора по УВР Беленко Виктория Викторовна
Здоровьесберегающие технологии -
все направления деятельности учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов.
Здоровьесбережение - одна из задач целостного образовательного процесса:
- медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте: педагог- медицинский работник- обучающийся);
- физкультурно- оздоровительной (отдаётся приоритет знаниям физкультурной направленности);
- экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии-
это набор психолого-педагогических приёмов и методов работы, технологий и подходов, плюс постоянное стремление педагога к самосовершенствованию .
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:
- обеспечить ребенку с ОВЗ возможность сохранения здоровья за период обучения в школе-интернате;
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ :
1. Средства двигательной
направленности;
2. оздоровительные силы
природы;
3. гигиенические факторы.
К средствам двигательной направленности относят:
- физические упражнения,физкультминутки и «подвижные перемены»;
- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
- гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
- лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность (занятия оздоровительной физкультурой);
- массаж, самомассаж;
Использование оздоровительных сил природы
- это проведение занятий на свежем воздухе, что способствует активизации биологических процессов, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т. д.
К гигиеническим средствам относятся:
* выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами ;
* личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);
* проветривание и влажная уборка помещений ;
* соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;
* привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.;
* обучение элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах ;
* ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Из личного опыта: (применяемые здоровьесберегающие технологии на занятии)
- Обстановка и гигиенические условия в классных и спальных комнатах (температура и свежесть воздуха, освещение аудитории и доски);
- различные виды учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание и т. д.);
- средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности ;
- чередование видов преподавания ( словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа);
- методы, способствующие активизации познавательной деятельности ( Метод свободного выбора :свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества; Активные методы: ученик в роли: преподавателя, исследователя, деловая игра, дискуссия);
- поза учащегося, чередование позы ;
- физкультминутки, динамические паузы;
- мотивация деятельности учащихся на уроке ( Внешняя мотивация : оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент);
- психологический климат на уроке и на занятии;
- эмоциональные разрядки (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, четверостишие);
- момент наступления утомления и снижения учебной активности (определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности .
-
-
Спасибо за внимание!