СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии инклюзивного образования

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это реферат на тему инклюзии в школе

 

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии инклюзивного образования»

Курсы «Педагогика, психология и технология инклюзивного образования»











Реферат на тему:

Здоровьесберегающие технологии инклюзивного образования















Работу выполнила

Козырева Д.А.

Учитель математики





Г. Казань, 2020

Содержание

Введение 3

1. Понятие инклюзии 4

2. Здоровьесберегающие технологии инклюзивного образования 7

Заключение 12

Список литературы 14



































Введение

Работа посвящена актуальным проблемам инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (специальными образовательными потребностями) в образовательном учреждении. Одним из стратегических направлений является обеспечение необходимых условий, предоставляющих детям с ОВЗ равные возможности участия в социальной жизни, получение общего образования и профессиональной подготовки. Инклюзивное образование подразумевает, что барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются дети, возникают из-за консервативной организации учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов образовательной деятельности. Я рассмотрела приемы и подходы, необходимые для обучения ребенка в условиях инклюзивного образования и формирования базовых компетенций. Особое внимание направлено на специфику внедрения здоровьесберегающих технологий, включающих следующие направления: медико-гигиеническое (осуществляется при тесном контакте педагога, медицинского работника и ученика), физкультурно-оздоровительное (приоритет занятиям физкультурной направленности, реализуется на уроках физической культуры, а также во внеурочное время во время занятий в спортивных кружках и секциях) и экологическое (создание гармоничных взаимоотношений с природой).















Понятие инклюзии

Число детей с ограниченными возможностями здоровья, неуклонно растет. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об Образовании» Ст. 2 п. 16 говорится, что …обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

статья 55 «…Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) принимаются на обучение по адаптированным общеобразовательным программам только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии»».

Сегодня, за относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых в последнее время наибольшее распространение получило инклюзивное образование.

Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Замена слова «интегративный» на «инклюзивный» отражает как изменение в понимании этого процесса, так и достижение некоторого иного уровня, при котором обучающиеся не только объединены в единое целое (от «to integrate» –  объединять в единое целое), но и включены в социум, являются полноправной его частью (от «to include» – содержать, включать, иметь в своём составе).

Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные учреждения по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей - обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Приказом Министерства образования и науки от 19.12.2014г. № 1598 был утвержден ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ разработанный в соответствии:

  • С Законом «Об Образовании» на основе:

  • Конституции РФ;

  • Законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, о правах инвалидов, региональных, национальных и Этнокультурных потребностей народов РФ.

Целью разработки ФГОС для детей с ОВЗ является гарантия для каждого ребенка с ОВЗ реализации права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:

- степени тяжести нарушения психического развития,

- способности к освоению цензового уровня образования,

- вида учебного заведения,

- региона проживания.

Специфика проекта ФГОС включает неоднородную группу детей с нарушениями развития, ст.79 ФЗ «Об образовании»:

  • для глухих, слабослышащих, позднооглохших,

  • слепых, слабовидящих,

  • с тяжелыми нарушениями речи,

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

  • с задержкой психического развития, с умственной отсталостью,

  • с расстройствами аутистического спектра,

  • со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.















Здоровьесберегающие технологии инклюзивного образования

В настоящее время ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Чтобы урок был продуктивным, необходимо в образовательный процесс, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, включать ежедневно здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии:

  • дифференцированное обучение;

  • рациональная организация урока;

  • создание благоприятного психологического климата;

  • зрительная гимнастика;

  • динамические паузы.



Одной из основных задач здоровьесберегающей педагогики является поиск таких режимов труда и отдыха обучающихся, которые бы обеспечивали их высокую работоспособность на протяжении длительного времени учебных занятий, отодвинув утомление и избежав переутомления. Эта задача становится особенно актуальной в свете современных подходов к рассмотрению проблемы инклюзивного образования, а также дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время установлено, что на физиологическом уровне основу здоровья составляет гомеостаз – способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. Нарушение равновесия процессов и систем организма неминуемо приводит к нарушению параметров внутренней среды: организм начинает болеть. Болезненное состояние, при этом, будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное состояние организма. И в том случае, если необходимых для сохранения равновесия внутренней среды прежних параметров достичь не удается, организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах. При этом, общее состояние организма может отличаться от нормального, то есть проявляться в виде заболевания. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, и, следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации.

Следовательно, здоровье, как внутреннее состояние, должно управляться с помощью системы обратных связей, обеспечивающих контроль над внутренней средой организма и поддерживающих её постоянство, вопреки изменениям внешних условий.

Отсутствие жёсткой территориальной привязки в процессе реализации дистанционной формы образования позволяет получить дополнительную тематическую информацию от наиболее компетентных и «интересных» педагогов, уточняя её детали с тьюторами (преподавателями) на месте.

В отличие от классических форм обучения, при организации дистанционной формы у себя дома, родители, для сохранности физической формы своего ребёнка, могут подготовить более эргономически обеспеченное учебное место. Меняется вся структура и сфера эмоционального обучения. Взаимодействие между субъектами образовательного процесса, каковыми являются обучаемый и обучающий, должно ощущаться не менее реальным, чем при очной форме обучения. Электронные методы коммуникации позволяют создавать нелинейные планы выполнения работ, когда каждый обучающийся в пределах единого раздела выполняет задания в своём темпе и порядке, а тьютор имеет возможность сразу же – в режиме он-лайн – обратить внимание на сложные для обучающихся темы, сформировав подгруппы, в рамках которых происходит дополнительное рассмотрение требуемых тем. Методы геймификации позволяют «учиться самообучению», что, вкупе со специальной психологической подготовкой обучаемых, значительно повышает их стрессоустойчивость в процессе прохождении любой профессиональной переподготовки.

При этом, дистанционное образование не должно восприниматься как отрыв от реальности, как блокировка обучающегося – лица с ограниченными возможностями здоровья – в четырёх стенах у себя дома, как препятствие общению с друзьями, а лишь как способ улучшения качества его обучения, исходя из его особых потребностей и статуса.

Дистанционная форма обучения значительно снижает привязанность к чёткому режиму обучения: занятия могут длиться как по 15 минут, так и по 1,5 часа, в зависимости от группы и предмета, что может снизить стрессовые элементы и психологическую нагрузку на обучаемого в процессе усвоения им отдельных вопросов, тем и разделов тех или иных учебных дисциплин.

Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и воспитанниками. Очень важно создать позитивный психологический настрой в начале занятий.

Особая роль, место и значение в инклюзивном образовании отводится электронным образовательным ресурсам. Электронное обучение, которое сегодня называется дистанционным, исходя из контекста его доступности и возможности получать образование практически в любом уголке земного шара, может стать основным видом обучения в будущем, если образовательный контент будет адаптирован к локальным потребностям культура и будет разработана соответствующая методика электронной педагогики, учитывающая различные стили обучения (персонализация и мультимодальное представление); электронное обучение является способом повышения и расширения участия в высшем образовании за счет предложения различных режимов сочетания работы и обучения в перспективе непрерывного обучения; для построения общества знания национальная структура должна быть прозрачной, однако отражать национальные и культурные особенности.

Одной из основных задач здоровье сберегающей педагогики является поиск таких режимов труда и отдых обучающихся, которое бы обеспечивали их высокую работоспособность на протяжении длительного времени учебных занятий, отодвинув утомление и избежав переутомления. Эта задача становится особенно актуальной в свете современных подходов к рассмотрению проблемы инклюзивного образования, а также дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Применение в современной психолого-педагогической практике здоровьесберегающих образовательных технологий предполагает выход за рамки концепции Г. Селье и обоснование закономерностей содружественного, системно-динамического, синергетического регулирования психики и организма человека, в зависимости от характера и динамики воздействия на них неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды. Анализ подобных воздействий осуществляется не только и не столько с позиций физиологии, но и с позиций философско-психологических, в том числе в рамках духовно-нравственных и аксиологических подходов.

Современная инклюзивная практика настоятельно требует от специалистов новых компетенций и знаний. Наиболее востребованными в современных условиях становятся специалисты, обладающие не просто педагогическим или психологическим образованием и соответствующим опытом работы, но и высоким уровнем профессионализма в таких областях как специальная педагогика и психология. Возникает необходимость хорошо подготовленных специалистов новых для отечественной системы образования направлений – таких, например, как тьютор. Именно поэтому одним из приоритетных направлений реализации инклюзивного образования в нашей стране является повышение квалификации и переподготовка специалистов образовательных учреждений, включенных в инклюзивную практику.





Заключение

Идея инклюзивного образования займет свое истинное место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами педагогов, станет составной частью их профессионального мышления. Для того, чтобы это произошло, требуются специальные усилия.

Как показывает опыт внедрения инклюзивного образования, педагоги и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным требованиям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Даже хороших и опытных специалистов нередко одолевают сомнения: «А смогу ли я сделать это?» Они, как правило, боятся ответственности, боятся риска, боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, опасаются, что не справятся с поставленными задачами и потеряют работу.

Во все времена грядущие перемены пугали всех, вселяя в некоторых людей страх и чувство неуверенности. Инклюзия – это перемена, а человеческий организм устроен таким образом, что по-разному адаптируется к тому, что есть и, нередко, отрицательно реагирует на необходимость новых затрат энергии на предстоящую адаптацию к чему-то новому, неизвестному. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу этим переменам – необходимость, продиктованная реальностью.

По данным Всемирной организации здравоохранения, на нашей планете проживает около 1 миллиарда людей с ограниченными возможностями. В большинстве западных стран они учатся в школах и университетах, в которых проходят обучение их здоровые сверстники. Следует признать, что в нашей стране – инклюзия – пока что является экспериментом.

Несмотря на то обстоятельство, что уже в 30-х годах прошлого столетия в МВТУ им. Н.Э. Баумана (учебное заведение, которое по праву можно назвать пионером инклюзивного высшего образования в России) начали обучать студентов, имеющих значительные проблемы со слухом, статистика по нашей стране остаётся неутешительной: из 3000 отечественных ВУЗов только 150 (что составляет лишь 5% от общего количества) обучают в своих стенах людей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий и лишь в 50 из них (чуть больше 1,5%) можно насчитать более ста таких студентов. Вне всякого сомнения – это невероятно низкий показатель.

На сегодняшний день почти 10% населения нашей страны является инвалидами. Разработка специальных программ необходима для 120 тыс. детей каждого года жизни. Пока же в отечественных ВУЗах обучается лишь 30 тысяч студентов с ограниченными возможностями, что составляет лишь 4% от общего возможного числа





















Список литературы

1. Андреев А.А. Проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // [Электронный ресурс]: http:www.ito.su/2002/1/1-1-251.html.

2. Бут Т. Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль? / Ш. Рамон, В. Шмидт. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. – М., 2003.

3. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.Н. Ковшова. – М., 2005.

4. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 16162-р. – http://www.youngscience.ru/753/820/978/index.shtml

5. Морозов А.В. Проблемы и реалии развития инклюзивного образования в современной высшей школе // Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Международной научно-практической конференции ЮНЕСКО / Под ред. проф. Н.М. Прусс, проф. Ф.Г. Мухаметзяновой. – Казань: ТИСБИ, 2014. – С. 31-39.