Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса.
Это может быть образовательный процесс:
медико-гигиенической направленности (осуществляемый при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик);
физкультурно-оздоровительной (отдаётся приоритет занятиям физкультурной направленности);
экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающей педагогики.
- Общеметодические принципы
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип «Не навреди!»
- Принцип повторения
- Принцип постепенности
- Принцип доступности и индивидуализации
- Принцип непрерывности
- Принцип цикличности
- Принципа учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- Принцип оздоровительной направленности
- Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников
- Принцип активного обучения
- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
- Принцип связи теории с практикой
Средства здоровьесберегающих технологий.
- средства двигательной направленности;
- оздоровительные силы природы;
- гигиенические факторы.
Методы здоровьесберегающих технологий.
- специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
В структуре метода выделяют приёмы:
- Защитно-профилактические
- Компенсаторно-нейтрализующие
- Стимулирующие
- Информационно-обучающие
Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики.
- Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
- Этап углублённого изучения
- Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Организация учебной деятельности
Одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.
Под работоспособностью обычно понимается свойство человека, определяемое состоянием высших психических функций и характеризующее его способность выполнять определённую деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени.
Умственная работоспособность – это возможность ребёнка продуктивно и длительно выполнять определённую умственную деятельность, доступную его возрасту, при нервно-физиологических затратах; это одно из важных условий успешного обучения в школе.
Работоспособность в процессе проведения одного урока.
- Фаза врабатывания
- Фаза устойчивой оптимальной работоспособности
- Фаза «конечного прорыва».
Ранговая шкала трудности предметов
№ п/п
Предмет
1
Балл
Математика
2
Русский (национальный) язык
8
3
4
7
Природоведение
Русская (национальная) литература
6
5
5
История
6
Рисование и музыка
4
7
3
Труд
8
Физкультура
2
1
Гигиенически рациональные характеристики школьного расписания (по данным В.Р. Кучмы и др., 2000)
Параметры расписания
Гигиенически рациональные характеристики параметров
Начало занятий и их сменность.
Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов. Запрещается проведение нулевых уроков. Лучшее время для начала занятий – 8.30-9.00 с организацией их только в первую смену. Вторая смена может начинать работу в помещениях 1-и смены только через 30-40 минут после ее окончания при хорошем предварительном проветривании помещений (не менее 15-30 минут). Желательно начинать занятия 2-й смены не позже 14 часов. В образовательных учреждениях, работающих в 2 смены, учащиеся 1-х, 5-х классов должны обучаться в первую смену. Обучение в общеобразовательных учреждениях с расширенным и углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в первую смену.
Продолжительность урока
Для учащихся начальной школы рекомендуется 35 минут, в остальных классах – 45 минут.
Малые и большие перемены
Длительность малых перемен не должна быть менее 10 мин., а больших – 20-30 мин. 5-минутные перемены могут быть только после 30-35-минутных уроков. Лучше иметь две большие перемены по 20 минут с расположением их после 2 и 3-го уроков. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх средней интенсивности
Дневная и недельная нагрузка школьников в учебных часах
При 6-дневной учебной неделе максимально допустимое число часов в неделю: в 3-летней начальной школе для учащихся 1-3 кл.– 25 ч.; в 4-летней начальной школе для учащихся 1-х кл.-22ч, 2-4кл. – 25ч. Часы факультативных занятий в школах с расширенным и углубленным содержанием обучения должны входить в объём допустимой нагрузки учащихся. При 5-ти дневной учебной неделе предельно допустимое число учебных часов в неделю должно быть уменьшено: в 3-летней начальной школе для учащихся 1-3 кл.– 22 ч.; в 4-летней начальной школе для учащихся 1-х кл.-20ч, 2-4кл. – 22ч.
Распределение по урокам учебных предметов в зависимости от их трудности.
Учебные предметы по трудности должны быть распределены в течение дня в соответствии с поурочной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы ставятся на те уроки, когда работоспособность детей максимальна. Наиболее высокая работоспособность у младших школьников отмечается на 1-3 уроках, причём оптимальная на 2-м уроке. Учебные предметы по трудности располагаются в ранговом порядке.
Распределение учебных предметов различной трудности по дням недели.
Учебные предметы по трудности должны быть распределены в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы должны приходиться на дни наиболее высокой работоспособности. Загруженность учебного дня можно определить количеством уроков и трудностью (по баллам) предметов. Целесообразно распределять учебную нагрузку следующим образом: вторник и среда в 1 кл. – 4 урока с суммарной трудностью предметов до 25 – 27 баллов; во 2-4-м кл. по 5 уроков, до 29 баллов (2-й кл.) и до 30-32 баллов (3-4-й кл.). Понедельник – 4 урока с суммарной трудностью предметов до 20 баллов (1-2-й кл.) и до 22 баллов (3-4-й кл.). Четверг – 4 урока с суммарной трудностью предметов до 15-10 баллов (1-2-й кл.) и до 17 баллов (3-4-й кл.). Пятница – 4 урока с суммарной трудностью предметов до 18 баллов (1-2-й кл) и до 20 баллов (3-4-й кл.). Суббота – 4 урока до 20 баллов (1-2-й кл.) и до 22 баллов (3-4-й кл.).
Распределение по урокам сходных по характеру учебных действий предметов.
При освоении школьных предметов на уроках детьми выполняются преимущественно следующие виды учебных действий: аудиовизуальные, речевые, локомоторные, счетно–решающие, аналитико – синтетические. Близкие по характеру выполнения учебных действий предметы не желательно располагать на смежных уроках.
Сдвоенные уроки по изучению одного учебного предмета.
В младших классах недопустимо ставить в расписании сдвоенные уроки по изучению одного предмета, т.к. это приводит к быстрому утомлению школьников.
Место уроков физической культуры и труда в расписании дня недели.
Физкультура и физический труд снимают умственное утомление школьников и поддерживают их работоспособность на стабильном уровне. Поэтому эти предметы следует ставить 3-4-м уроком и в учебные дни, с которых начинается падение работоспособности у детей и подростков (четверг, пятница).
Облегченный учебный день в течении недели
Для поддержания недельной динамики работоспособности школьников необходимо предусматривать в расписании занятий облегченный день в середине недели. Таким днем предпочтительно делать четверг. Облегченный день создается как путем уменьшения длительности или числа уроков, так и планированием на этот день двух-трех уроков по изучению легких предметов (физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование).
«Ступенчатый» режим обучения первоклассников.
Для облегчения адаптации первоклассников необходимо уменьшить число уроков на первой неделе. В течение первого года обучения используется «ступенчатый» режим: 1-я четверть – 3 урока по 30 мин., 2-я четверть – 4 урока по 30 мин., 3-я и 4-я четверти – 4 урока по 40 мин..
Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову).
Факторы урока
Гигиенически рациональный уровень урока
Плотность урока
Не менее 60% и не более 75-80%.
Число видов учебной деятельности
4-7
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
Не более 10 мин.
Частота чередования различных видов учебной деятельности
Смена не позже чем через 7-10 мин.
Число видов преподавания
Не менее 3.
Чередование видов преподавания
Не позже чем через 10-15 мин.
Наличие эмоциональных разрядок (число)
2-3
Место и длительность применения ТСО
В соответствии с гигиеническими нормами
Чередование позы
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.
Физкультминутки
Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого.
Психологический климат
Преобладают положительные эмоции
Момент наступления утомления учащихся
Не ранее чем через 40 мин.