Учитель: Сымбелова Ирина Аюшеевна
КЛАССНЫЙ ЧАС: “ МЫ ВЫБИРАЕМ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ”
Цель: Способствовать выбору учащимися здорового образа жизни.
Задачи:
1.Вооружить учащихся знаниями о здоровом образе жизни.
2. Способствовать повышению мотивации на сохранение здоровья обучающихся.
3. Расширить знания школьников о здоровом питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
4.Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни.
Оборудование: листы А4 для командной работы, распечатанные листы с кодами пищевых добавок для каждого ученика, на доске изречения:
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Шопенгауэр А.
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Гораций
Предварительная подготовка: напечатать список кодов пищевых добавок и 4 листа с названиями вредных привычек, разделить класс на 4-5 команд, пригласить в состав жюри преподавателя физкультуры, школьного повара, психолога, медработника.
ПЛАН:
1. Разминка.
2. Конкурс на составление продуктов для правильного питания.
3. Конкурс на проведение утренней зарядки.
4. Конкурс на составление режима дня.
5. Конкурс на знание вредных и полезных привычек.
6. Подведение итогов.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам “Здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Знаете ли вы, что в самом приветствии заложено пожелание друг другу здоровья? А это потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем. Поэтому наш классный час сегодня посвящён здоровому образу жизни. У нас пройдёт несколько конкурсов, которые будет оценивать наше компетентное жюри. Позвольте мне их представить, это … А сейчас каждая команда должна придумать себе название и представить себя (5 минут ребятам даётся, чтобы выбрать название команды, после команды представляют себя).
1. Разминка.
Ведущий:Дорогие участники наших конкурсов, какие пословицы о здоровье вы знаете, ведь не секрет, что в пословицах заключена мудрость народа. ( дать ребятам возможность вспомнить пословицы о здоровье. )
А теперь я буду говорить начало, а вы попробуйте закончить:
А) Здоровье дороже … (богатства)
Б) Здоровье за деньги не …(купишь)
В) От хорошего сна …(молодеешь)
Г) Сон – лучшее … (лекарство)
Д) Выспался – будто вновь …(родился)
E) An apple a day keeps ….(the doctor away)
Ведущий: Итак, это была наша разминка перед тем как мы будем говорить о ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ и проводить наши конкурсы. А как вы думаете, что включает в себя здоровый образ жизни, назовём его ЗОЖ?
( ребята дают свои варианты: занятия спортом, правильное питание, режим дня, не курить, не употреблять алкоголь и т.д.)
Давайте выделим основные:( на доске учитель записывает)
1)Правильное питание
2)Занятия физическими упражнениями
3)Соблюдение режима дня
4)Отказ от вредных привычек.
2. Ведущий: Поговорим о каждой части. Каждой группе я даю листы бумаги, за 7 минут вам нужно написать в одной колонке полезные продукты, которые составляют основу здорового питания, а в другой колонке – продукты, которые вредят нашему здоровью. Если команды будут объяснять почему полезен или не полезен тот или иной продукт, тогда они получают по 1 баллу, если просто назвали, то 0,5 балла.
Через 7 минут команды зачитывают свои варианты ответов, по возможности объясняя полезность или вредность продуктов (баллы подсчитываются).
После каждого конкурса жюри объявляет итоги, либо каждый член жюри выставляет свою оценку и всё суммируется.
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, прослушайте небольшую информацию.
Наблюдения показывают, что компоты в столовой не пользуются популярностью, все конечно хотели бы видеть на своих столах разного рода газировку. Однако, важно знать, что именно газированными напитками можно нанести реальный вред своему организму. Во-первых, в них содержится огромное количество углеводов. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них - белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.
Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса.
Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр.
Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.
1. Народные американские рецепты по использованию КОКА-КОЛЫ в быту:
Чтобы почистить раковину, вылейте в неё банку Колы и не смывайте в течение часа. Эффект удивительный – раковина засверкает как новая!
2. Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле.
3. Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.
4. Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока -кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.
О составе кока-колы. Активный ингредиент кока- колы - фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.
Все еще хотите бутылочку Колы?
Теперь поговорим о беде многих ребят, это вечно валяющиеся пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, что мы едим?
Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов. Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».
Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.
Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: (распечатаны и раздаются детям)
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466
Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых жирах, заправленных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..
Итак, мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые, кисломолочные продукты и т. д.
3. Ведущий: А теперь, поговорим о физической активности. Что это такое, по вашему мнению?
(Ребята наверняка, назовут утреннюю зарядку, уроки физкультуры, секции и т.д.),Я должна сказать, что практически половина наших ребят занимаются спортом, посещают спортивные секции. И с уверенностью можно сказать, что они сейчас уже закладывают себе основы хорошего полноценного будущего.
А сейчас, мы проведём конкурс утренних зарядок. Каждой команде дается 5 минут на подготовку и через 5 минут по очереди со своим капитаном ребята проводят зарядку. Максимальный балл -5. Учитываются настрой, бодрость , эмоциональность и разнообразие упражнений. (проходит конкурс зарядок)
4. Ведущий:4-я часть – это режим дня. Режим дня - это разумное распределение времени на учёбу, прогулки, занятия любимым делом, встречи с друзьями, своевременный приём пищи и отдых. Во всём должна быть мера и всему должно быть своё время. Перед тем как составить правильный режим дня, послушайте некоторые рекомендации. При составлении режима дня стоит соблюдать основные его положения: выполнение различных видов деятельности в строго определённое время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать.
Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе. Особое внимание уделите полноценному сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.
Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Прежде всего, стараться ложиться спать всегда в одно и то же время, не есть и не пить много на ночь. Очень полезно в свой режим ввести регулярные прогулки перед сном.
Подросток должен спать 10-11 часов.
Итак, исходя из этих рекомендаций, команды должны в течение10 минут составить правильный режим дня. ( Через 10 минут команды зачитывают режим дня.Ведущий оценивает их работы, учитывая насколько разумно распределено время). Максимальный балл – 5б.
5.Ведущий: Следующая 4 важная часть – это отказ от вредных привычек. Но сначала скажите мне, что такое привычки? (ребята дают свои варианты)Привычки—это форма нашего поведения. Недаром А. С. Пушкин говорил:
«Привычка свыше нам дана, замена счастию она».
Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой
личности, вредные, — наоборот, тормозят ее становление. Привычки
чрезвычайно устойчивы.
А что считается вредными привычками?( варианты ответов – курение, алкоголь и т.д.)
Ведущий: Представители команд подходят ко мне и выбирают листок на котором написана одна вредная привычка ( курение, алкоголь, наркотики, переедание, ежедневное времяпровождение за компьютером). Ваша задача - объяснить, почему она считается вредной. А на обратной стороне листа назовите как можно больше полезных привычек.
6. Ведущий: Я попрошу жюри подвести итоги и назвать команду – победителя. Хотя, по большому счёту, я думаю, что сегодня нет проигравших, так как все команды работали дружно и показали хорошие знания о здоровом образе жизни, а если вы узнали что-то новое, так это и есть главное в нашем конкурсах. А пока члены жюри работают, попробуйте закончить предложение ЗДОРОВЬЕ ВАЖНО И ЦЕННО, ПОТОМУ ЧТО … ( ребята дают свои варианты, можно подсказать, н-р, человек может вести полноценный образ жизни, путешествовать, заниматься спортом и т.д.)
Жюри подводит итоги, поздравляет всех ребят и называет ребят, которые лучше справились с заданиями. Команда – победитель получает грамоту, всех ребят можно угостить яблоками, с комментариями, что фрукты – это полезный продукты и не зря англичане говорят “An apple a day keeps the doctor away”.