СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Земля – наш общий дом» для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное занятие на основе сочетания фронтальной и парной форм деятельности. Цель: уточнение представлений у детей о том, что Земля – общий дом для всех людей и живых существ, живущих рядом с человеком.

Просмотр содержимого документа
««Земля – наш общий дом» для детей с ОВЗ»

Интегрированное занятие на основе сочетания фронтальной и парной

форм деятельности на тему: «Земля – наш общий дом» для детей с ОВЗ


  1. ОУ: МДОБУ «Детский сад №14» г. Минусинск, Красноярский край

  2. ФИО, должность: Валова Светлана Ивановна, воспитатель (в/кв. кат.)

  3. Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности (ЗПР).

  4. Цель: уточнение представлений у детей о том, что Земля – общий дом для всех людей и живых существ, живущих рядом с человеком.

  5. Образовательные задачи: уточнять и расширять представления детей об уникальности планеты Земля, о способах охраны окружающей среды.

Развивающие задачи: - развивать познавательную активность, стремление узнавать новое, быстроту мышления, воображение, кругозор, диалогическую форму речи, умение делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

Воспитательные задачи: воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе; уважение к собеседнику, взаимопомощь.

  1. Тип занятия: интегрированное занятие на основе сочетания фронтальной и парной форм деятельности (фронтальной беседы, циклов фронтально-парной работы и работы в парах под фронтальным руководством).

  2. Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический; схематизация, взаимотренаж, парная работа – постоянного и сменного состава, сюрпризный момент.

  3. Интеграция образовательных областей: познание, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.

  4. Материалы и оборудование: колокольчик, глобус, карта полушарий Земли, магнитная доска, магниты, карточки для парной работы, клей, набор картинок-символов на экологическую тему, мнемотаблица с пустыми ячейками (на листе А4), картинки-символы на магнитиках для мнемотаблицы, аналогичные наборы и пустые таблицы – для парной работы детям, карточки с нейросимволами, дополнительный материал к занятию (картинки).


Ход:

I этап. Вводная часть.

Оргмомент. Дети заходят в группу, здороваются с гостями, встают в круг, произносят слова: «Утром солнышко встает, колокольчик свой берет, колокольчиком звонИт, детям «здравствуй» говорит…»

Педагог: -Поприветствуйте друг друга, называя ласково по имени. Здравствуй, Сашенька! Здравствуй, …! и т.д. (дети здороваются, ласково называя соседа по имени и передавая по кругу колокольчик.) А как вы еще можете друг друга поприветствовать, кроме слова «здравствуй»? Ну что, у вас хорошее настроение? (продолжают стоять в кругу)

II этап. Основная часть.

Педагог: -Ребята, я знаю загадку. Вы попробуете разгадать? У меня есть шар на ножке, поиграем с ним немножко. Раз, два, три, скорей крути, потом страны рассмотри. Что это? (Глобус) Верно, глобус. Подскажите, пожалуйста, глобус – это… (ответы детей: модель нашей планеты Земля). Педагог ставит перед детьми глобус.

Цикл парной работы под фронтальным руководством

Задание для работы в парах

Педагог: -Ребята, разделитесь на пары по желанию. Ответьте друг другу, что вы знаете о нашей планете Земля? Какая она? (ответы детей)

Фронтальная проверка и коррекция результатов

Педагог: -У меня к вам один вопрос: что интересного о нашей планете Земля вам рассказал ваш напарник? Давайте от каждой пары выслушаем одну версию. (Ответы детей: круглая; красивая и живая; на ней есть жизнь; третья в Солнечной системе; у нее есть спутник Луна; огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве вокруг себя и вокруг Солнца.)

А вот эти интересные версии … мы подробнее обсудим на следующих занятиях.

Акцентирование по способу взаимодействия в парах осуществляется по ситуации, например, если в какой-либо паре ребёнок отказался от деятельности или не смог, то можно спросить причину, при необходимости подбодрить или успокоить.

Фронтальная беседа

Педагог: -Ребята, предлагаю вам рассмотреть глобус. Какой он? (ответы детей) Как вы думаете, почему он разноцветный? (ответы детей) Скажите, что и каким цветом здесь изображено? (Дети ищут названные ими цвета, называют объекты, им соответствующие: моря, океаны, озера, реки – синим цветом; ледники, снега (Арктика, Антарктида) – белым цветом; горы – коричневым цветом. пустыни – желтым цветом; леса, поля, луга – зеленым цветом.) А вы знаете, что у глобуса есть сестра? (Если дети затрудняются с ответом, педагог предлагает загадку.) Разгадаете загадку – узнаете. Я ходил по разным странам, плыл по рекам, океанам, по пустыне шёл отважно– на одном листе бумажном. Верно, это географическая карта. На ней всё то же самое, что и на глобусе. Давайте рассмотрим, сравним их.

Г лобус – важный господин,

гордо кружится один,

Карта – глобуса сестрица,

очень плоская девица.

Можно карту расстелить,

можно к стенке прикрепить.

С ней легко идти в поход:

лишь свернуть – и нет хлопот.

Цикл парной работы под фронтальным руководством

Задание для работы в парах

Педагог: -Ребята, разделитесь на пары по цветовому признаку (карточек одного цвета по две). Внимательно послушайте задание: один отвечает на вопрос, чем схожи глобус и карта? Второй отвечает на вопрос, чем они отличаются? Решите сами, кто на какой вопрос будет отвечать.

Фронтальная проверка и коррекция результатов

Педагог опрашивает детей по желанию, остальные дополняют. Похожи: глобус повторяет не только форму Земли, но и наклон ее оси, а значит, является моделью планеты. И глобус, и карта наглядно отображают земную поверхность. Различия: глобус, в отличие от карты, представляет собой объемную модель земного шара, он выпуклый и круглый, а карта плоская, гораздо удобнее в использовании. Дети или педагог высказывают свое мнение относительно ответов других, включая момент о том, что информация на карте и глобусе абсолютно одинаковая.

Педагог: -Ребята, как вы думаете, кому нужны глобус, карта? (Ответы детей – ученикам и учителю в школе, дошкольникам в саду, путешественникам, военным, морякам, ученым, геологам, археологам, туристам, водителям.)

Фронтально-парный цикл

Вброс

Педагог: -Ребята, а теперь давайте уточним с помощью схемы цветовые обозначения на глобусе и карте. Послушайте, пожалуйста, небольшое четверостишие (при его прочтении педагог последовательно выставляет на магнитную доску в пустую таблицу картинки-символы на магнитиках):

М ы на глобус

поглядим,

Что же здесь –

определим…

Коричневые горы,

Зеленые леса

Зеленые степи,

Зеленые луга,

Желтые пустыни,

Синие моря,

Белые льдины,

Белые снега.














З адание для работы в парах

Педагог: - Глобус и карту мы с вами рассмотрели, четверостишие вы прослушали. Предлагаю разделиться на пары, объединив одинаковые нейросимволы (как пример - рис. справа), и пройти за столы (мнемотаблица детям не видна).

(Педагог - на свое усмотрение - может вместе с детьми проговорить четверостишие еще раз.) Ребята, расскажите друг другу в паре четверостишие, последовательно раскладывая в таблице символы цветовых обозначений на глобусе. Способ работы - на ваше усмотрение.

Работа в парах

Акцентирование по содержанию и способу работы

Сколько цветов используется на глобусе и карте? Затруднения в работе были? Были ли ошибки при заполнении мнемотаблицы у вас в паре? Кто у вас в паре первый начал рассказывать четверостишие?

Молодцы, здорово!

Физкультминутка на основе взаимодействия в парах

Педагог: - А сейчас предлагаю поиграть. Называется игра «Вода, воздух, земля». Вам нужно создать пару, взяв товарища за руку, пока я сосчитаю до трех. На счет «три» пара должна образоваться. Договорились? При команде «воздух» набираем воздух носом – глубокий вдох, затем длинный выдох через рот. При команде «вода» – плавные движения свободной рукой. При команде «земля» – приседаем. При команде «раз, два, три» образуется новая пара.

Цикл парной работы под фронтальным руководством

Педагог: - Ребята, вспомните, пожалуйста, мы недавно разговаривали с вами об особенном празднике - каком? (ответы детей - 22 апреля, день планеты Земля). Верно, к этому дню неравнодушные люди стараются украсить наш общий дом, позаботиться о нем: собирают опавшие осенью листья, мусор, садят деревья, делают клумбы под цветы, развешивают скворечники, очищают водоемы и многое другое. Даже есть такая профессия – природу защищать. Этим занимаются экологи. Повторите, пожалуйста: экологи. (дети повторяют) Они заботятся о природе, изучают ее. Экологи следят за сохранением растений, животных, чистотой воды и воздуха, учат людей, как нужно беречь природу, с их помощью создаются Красные книги природы.

Работа в парах

1 задание для работы в парах

Развернитесь друг к другу (дети сидя на стульчиках, поворачиваются друг к другу, образуя пару), расскажите друг другу в паре, кто такие экологи и чем они занимаются?

Ребята, чтобы обо всем этом узнали даже самые маленькие граждане нашей планеты, экологи придумали специальные экологические символы – правила в картинках.







Рис.1







Рис.2


Наша планета большая, поэтому порядок на ней может быть только в том случае, если каждый житель будет поддерживать его. Экологи предупреждают нас о том, что если мы все будем сообща стараться сохранить природу, то наша планета будет самой красивой и чистой.

Сегодня я вам предлагаю побыть в роли экологов. Работать будем в парах, вспомните, кто с кем был в паре в самом начале занятия, и образуйте пары, пожалуйста. (Пары подходят к столам.)

2 задание для работы в парах

О братите внимание на картинки на ваших столах - с левой стороны на листе полушарие с грустной эмоцией, а с правой стороны – полушарие с веселой эмоцией. Ваши предположения - почему? (Ответы детей: грустная эмоция – на планете возникли экологические проблемы, загрязнены вода или земля, или воздух и т.д.; радостная эмоция – планета процветает, все хорошо, люди заботятся об окружающей природе.)


Внимательно послушайте задание. У вас на столах в конвертах - набор правил-символов. Вы их достанете, рассмотрите, подумаете, что обозначает та или другая картинка-правило, распределяя их вокруг полушарий Земли. Слева – запрещающие символы, что не нужно делать, справа – наоборот, те правила, выполняя которые, мы можем помочь нашей планете не погибнуть, а процветать еще долгие годы и столетия.

Только когда будут распределены все правила вокруг полушарий, их можно наклеить, и ваша работа будет закончена. Предупреждаю, у вас один клей на двоих, вам придется договариваться, как вы будете выполнять практическую часть задания.

Ребята, всё понятно, вопросы есть? Можете приступать к работе. (Педагог может задать вопросы парам, уточняя, верно ли понято задание.)

Фронтальная проверка и коррекция результатов

Педагог: -Я вижу, вы все справились с заданием, молодцы. Ребята, кем вы сегодня были, назовите профессию? Максим, какие правила ты объяснял Игорю? Александра, ты сама справилась с заданием или тебе помогал напарник? Артем, какие правила ты запомнил? Костя, ошибки, затруднения случились в вашей паре?


III этап. Заключительная часть.

Рефлексия.

Педагог: -Ребята, у меня для вас есть видеосюрприз, но вы его увидите, когда вспомните, что мы сегодня делали на занятии? Давайте перечислим.

Какое задание было интересным? Чем отличаются глобус и карта? Чем похожи? Почему нужно беречь Землю? Что мы можем сделать для нашей планеты? Скажи, за что ты похвалил бы себя сегодня?

А сейчас видеосюрприз (видеоролик о том, что нужно беречь планету Земля). Желаю вам приятного просмотра. (просмотр)

Дети, наше занятие закончилось, благодарю вас.


Ссылка на видеоролик https://cloud.mail.ru/public/JZbW/EBQMo298u




Дополнительный материал к занятию


В связи с тем, что у детей с ЗПР разный темп работы, педагогу всегда необходимо иметь дополнительный материал.


Дополнительное задание № 1. Разрезная картинка




Дополнительное задание № 2. Найди экоправила в чудо-дереве.


Дополнительное задание № 3. Разложи на две группы. Объясни свой выбор.

Дополнительное задание № 4. Подумай и объясни, что значат для природы эти экосимволы на рисунке.


Материал для распечатки