СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанры китайской живописи.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жанры китайской

живописи..

 

Просмотр содержимого документа
«Жанры китайской живописи.»

Тема урока: Тема урока: Жанры китайской живописи.

Тема урока:

Тема урока:

Жанры китайской

живописи.

Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись, представляющая собой одно из ярчайших явлений в истории мировой культуры.

Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись, представляющая собой одно из ярчайших явлений в истории

мировой культуры.

С необычайной убедительностью китайские мастера сумели воплотить поэтическую красоту природы, свои представления о совершенной гармонии и величии Вселенной. В картинах они передали не только свои личные впечатления, но и жизненную философию китайских мудрецов.

С необычайной убедительностью китайские мастера сумели воплотить поэтическую красоту природы, свои представления о совершенной гармонии и величии Вселенной. В картинах они передали не только свои личные впечатления, но и жизненную философию китайских мудрецов.

Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений  составляет характерную черту китайской живописи.

Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений составляет характерную черту китайской живописи.

Органическое слияние поэзии и живописи было отмечено одним из китайских критиков в IX в.: «Когда они не могли выразить свою мысль живописью, они писали иероглифы, когда они не могли выразить свою мысль через письменность, они писали картины».

Органическое слияние поэзии и живописи было отмечено одним из китайских критиков в IX в.:

«Когда они не могли выразить свою мысль живописью, они писали иероглифы, когда они не могли выразить свою мысль через письменность, они писали картины».

Китайская живопись пейзаж портрет историко - бытовой

Китайская живопись

пейзаж

портрет

историко - бытовой

Пейзажная живопись «цветы- птицы» «горы- воды»

Пейзажная живопись

«цветы- птицы»

«горы- воды»

Характерно, что китайские художники передавали не столько очертания гор, деревьев, сколько умели выразить мысль о безграничности окружающего мира. Открывая перед зрителем широкую панораму, художник предоставлял возможность тщательно изучать и исследовать изображенное с разных точек зрения. В величественном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки одного - двух путников. Они никуда не торопятся, они просто созерцают первозданную красоту.

Характерно, что китайские художники передавали не столько очертания гор, деревьев, сколько умели выразить мысль о безграничности окружающего мира. Открывая перед зрителем широкую панораму, художник предоставлял возможность тщательно изучать и исследовать изображенное с разных точек зрения. В величественном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки одного - двух путников. Они никуда не торопятся, они просто созерцают первозданную красоту.

На горной вершине Ночую в покинутом храме. К мерцающим звездам Могу прикоснуться рукой. Боюсь разговаривать громко: Земными словами Я жителей неба Не смею тревожить покой. Ли Бо. «Храм на вершине горы».   Перевод А. Гитовича

На горной вершине

Ночую в покинутом храме.

К мерцающим звездам

Могу прикоснуться рукой.

Боюсь разговаривать громко:

Земными словами

Я жителей неба

Не смею тревожить покой.

Ли Бо. «Храм на вершине горы». Перевод А. Гитовича

Известный поэт и живописец VIII в. Ван Вэй в трактате «Тайное откровение науки живописца» давал советы начинающим художникам: «Нельзя давать деревья без числа: важнее показать, как стройны, милы горы»;  «Среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево»; «Далекие горы нужно снижать и раскладывать; близким же рощам надо скорее дать вынырнуть резко».

Известный поэт и живописец VIII в. Ван Вэй в трактате «Тайное откровение науки живописца» давал советы начинающим художникам:

«Нельзя давать деревья без числа: важнее показать, как стройны, милы горы»;

«Среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево»; «Далекие горы нужно снижать и раскладывать; близким же рощам надо скорее дать вынырнуть резко».

В пейзажах китайских художников много символов, зачастую непонятных европейцу. Пара уточек символизировала семейное счастье, фазан — удачную карьеру, прекрасный цветок лотоса — символ чистоты, гибкий и полый внутри бамбук — олицетворение мудрости и противостояния жизненным невзгодам, вечнозеленая сосна служила аллегорией долголетия, цветущая слива мейхуа — символ благородства и стойкости.

В пейзажах китайских художников много символов, зачастую непонятных европейцу. Пара уточек символизировала семейное счастье, фазан — удачную карьеру, прекрасный цветок лотоса — символ чистоты, гибкий и полый внутри бамбук — олицетворение мудрости и противостояния жизненным невзгодам, вечнозеленая сосна служила аллегорией долголетия, цветущая слива мейхуа — символ благородства и стойкости.

Здесь показана природа пробуждающийся от сна и полный движения. Ритмы картины напряжены и беспокойны. Силуэты гор словно растут, прорывая туман, а деревья, будто стряхивая с себя сон, расправляют свои еще безлистые ветви. В этом вертикальном свитке передано ощущение могучей стихийности природы, ее напоенности весенними соками. Го Си. Ранняя весна. Фрагмент.

Здесь показана природа пробуждающийся от сна и полный движения. Ритмы картины напряжены и беспокойны. Силуэты гор словно растут, прорывая туман, а деревья, будто стряхивая с себя сон, расправляют свои еще безлистые ветви. В этом вертикальном свитке передано ощущение могучей стихийности природы, ее напоенности весенними соками.

Го Си. Ранняя весна. Фрагмент.

В пору, когда еще тихо  Дремлет природа под снегом, Вести приходят из сада,  Первые вести весны. Там мейхуа пробудилась: По воскрешенным побегам — Россыпи розовой яшмы С солнечной стороны... Ли Цинчжао.

В пору, когда еще тихо

Дремлет природа под снегом,

Вести приходят из сада,

Первые вести весны. Там мейхуа пробудилась:

По воскрешенным побегам —

Россыпи розовой яшмы

С солнечной стороны...

Ли Цинчжао.

 Ма Юань. «Утки, скала, мейхуа».

Ма Юань. «Утки, скала, мейхуа».

Жанр портрета — один из древнейших в китайской живописи. Он известен еще с V в. до н. э. и связан, как и в Древнем Риме, с культом предков. Написать портрет для китайского художника означало «выразить душу», «писать образ», «писать истинную природу человека». Наиболее популярны были изображения буддийских святых, исторических и государственных деятелей, знаменитых людей. Ли Гун - линь. «Портрет Вэймо».

Жанр портрета — один из древнейших в китайской живописи. Он известен еще с V в. до н. э. и связан, как и в Древнем Риме, с культом предков. Написать портрет для китайского художника означало «выразить душу», «писать образ», «писать истинную природу человека». Наиболее популярны были изображения буддийских святых, исторических и государственных деятелей, знаменитых людей.

Ли Гун - линь. «Портрет Вэймо».

Портрет Ли Бо — это обобщенный образ-символ, где портретное сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения поэта. На картине он изображен в момент поэтического вдохновения. Это скорее символический этюд в однотонных, пульсирующих тушью ритмических линиях. Ли Бо нарисован во весь рост в профиль. Его фигура спрятана в длинных складках и рукавах одежды, голова слегка приподнята. Создается впечатление, что художник рисует силуэт фигуры единым движением кисти, точно так же, как пишут иероглиф. Фон свитка остается незаполненным, а поэтому кажется, что Ли Бо навсегда уходит в пространство необъятного мира. Лян Кай. Портрет поэта Ли Бо.

Портрет Ли Бо — это обобщенный образ-символ, где портретное сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения поэта. На картине он изображен в момент поэтического вдохновения. Это скорее символический этюд в однотонных, пульсирующих тушью ритмических линиях. Ли Бо нарисован во весь рост в профиль. Его фигура спрятана в длинных складках и рукавах одежды, голова слегка приподнята. Создается впечатление, что художник рисует силуэт фигуры единым движением кисти, точно так же, как пишут иероглиф. Фон свитка остается незаполненным, а поэтому кажется, что Ли Бо навсегда уходит в пространство необъятного мира.

Лян Кай. Портрет поэта Ли Бо.

...Люблю однообразную мечту  В созданиях художников Китая, Застывшую, как иней, красоту, Как иней снов, что искрится, не тая.  Симметрия — их основной закон. Они рисуют даль — как восхожденье, И сладко мне, что страшный их дракон — Не адский дух, а символ наслажденья.  А дивная утонченность тонов, Дробящихся в различии согласном,  Проникновенье в таинство основ,  Лазурь в лазури, красное на красном! А равнодушье к образу людей, Пристрастье к разновидностям звериным,  Сплетенье в строгий узел всех страстей, Огонь ума, скользящий по картинам!.. К. Д. Бальмонт «Великое Ничто»

...Люблю однообразную мечту

В созданиях художников Китая,

Застывшую, как иней, красоту,

Как иней снов, что искрится, не тая.

Симметрия — их основной закон.

Они рисуют даль — как восхожденье,

И сладко мне, что страшный их дракон —

Не адский дух, а символ наслажденья.

А дивная утонченность тонов,

Дробящихся в различии согласном,

Проникновенье в таинство основ,

Лазурь в лазури, красное на красном!

А равнодушье к образу людей,

Пристрастье к разновидностям звериным,

Сплетенье в строгий узел всех страстей,

Огонь ума, скользящий по картинам!..

К. Д. Бальмонт «Великое Ничто»

Источники Электронное средство учебного назначения «История искусств. 10-11 классы» Мировая художественная культура.7 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. /сост. Н.Н. Куцман.- Волгоград: ИТД «Корифей» 2008. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века: учебник для 10 класса. Общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля /Г.И. Данилова. Москва.: Дрофа, 2007.

Источники

Электронное средство учебного назначения «История искусств. 10-11 классы»

Мировая художественная культура.7 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. /сост. Н.Н. Куцман.- Волгоград: ИТД «Корифей» 2008.

Мировая художественная культура. От истоков до 17 века: учебник для 10 класса. Общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля /Г.И. Данилова. Москва.: Дрофа, 2007.