СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Женская современная поэзия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Женская современная поэзия

Просмотр содержимого документа
«Женская современная поэзия»

Женская современная поэзия.

Так что же такое женская поэзия? Хочу процитировать Веру Павлову: "Женская поэзия" - почти жанровое определение, что-то вроде "женского романа". Есть "женская поэзия", и есть поэзия, которая пишется женщинами. Эти области почти не пересекаются. Мне совершенно неинтересна первая и безумно интересна вторая". (Инна Лиснянская, Ольга Седакова, Елена Шварц, Аня Логвинова , Яшка Казанова, Ольга Чикина, Александра Крючкова, Аля Кудряшева, Алина Витухновская, )

Если сделать небольшой экскурс в историю, то мы увидим, что долгое время женщина в основном была объектом поэзии. Пришла и заговорила своим языком она лишь в XX веке. Тому было несколько причин: феминизм, технический и общественный прогресс и т.п.

Интересно сказал в своё время М. Волошин "Женщина сама не творит языка и поэтому в те эпохи, когда идёт творчество элементов речи, она безмолвствует. Но!!! Когда он создан, она может выразить на нём и найти слова для оттенков менее уловимых, чем способен на это мужчина".

Спорно, но со второй частью этого утверждения можно согласиться. Действительно, в силу своей природы женщина чувствует самые тонкие, глубинные оттенки явлений. К тому же она - хранительница очага и отсюда в её стихах материнская, жертвенная нота.

В чём же особенность именно женской поэзии, или как мы договорились говорить поэзии, написанной женщинами? Здесь вновь можно процитировать Веру Павлову:

***
И долго буду тем любезна,
Что на краю гудящей бездны
Я подтыкала одеяло
И милость к спящим призывала.

А что представляет собой современная женская поэзия? На этот счёт существуют самые разные мнения. Например, Ольга Седакова, считает, что поэзия кончилась, а женская тем более. 

Поэты-женщины 20-21 веков нисколько не уступают мужчинам по силе таланта и выразительности, их стиль своеобразен и неповторим. О чем чаще всего говорит женщина в своих стихах? Конечно, о том, что ей близко, что составляет сущность её жизни: о любви. Инь и Ян (женское начало и мужское начало) представляют собой две фундаментальные силы.

Лариса Миллер - поэт, прозаик, эссеист, родилась и живёт в Москве

Ни заграждений, ни перил... 
И надо много-много сил, Чтоб в яму не упасть... 
 Коль чёрт нас по миру носил, 
То в чём же Божья власть? 
 А в том, что мы не ТАМ, а ЗДЕСЬ: 
 Не в пропасти - над ней, 
 Откуда смертный ужас весь 
 И светлый рай видней.                          Сентябрь 1999 

* * * 

Жизнь - исчезновение Каждого мгновения, 
Всех до одного... 
Ты другого мнения? 
Выскажи его. 
Говоришь - тягучая, 
Долго длится, мучая 
Особь ту и ту... 
Вздор - она летучая, 
Жизнь - она лету...                                    Сентябрь 1999  

Поэзия Александры Крючковой поистине многогранна и вызывает особый интерес. Это не просто стихи, а авторская исповедь перед читателем! Поэт откровенно высказывает свои взгляды, мысли, сомнения, проникая в душу читателя. Особое место в творчестве А. Крючковой занимает тема любви. Ее любовная лирика поражает глубиной чувств и не оставляет читателя равнодушным. Стихи этого автора хочется перечитывать вновь и вновь. 

Осень бьётся в экстазе кленовом, 
Окровавлены листья тоскою – 
 Кем им стать в воплощении новом: 
Нежным облаком? Бурной рекою? 

Забытьём не торгуют в аптеке, 
Не поджечь ненавистную память – 
Зазеркально-немой картотеке 
Не грозят ни потопы, ни пламя. 

Твой гламурный покой не нарушу, 
Не присяду с тобой на дорогу, – 
Я в конверт запечатала душу, 
Пусть отправится с листьями к Богу… 

Саша Бесt поэтесса, весьма известная в интернете и не только. Периодически устраивает поэтические вечера в разных городах страны. Саша рассказывает, что при регистрации на литературном портале, все женские «ники», которые ей нравились, оказались заняты, и ей пришлось «выкручиваться». Так родилась Саша Бес и заблуждение о половой принадлежности автора, а Саша не спешила его опровергать, потому что, ей совсем не важно, как к ней обращаются. 

Ник читался как Саша Бес. Бес - Базовая Единица Слова Но по многим причинам, пришлось внести поправки в псевдоним - близкий друг поэтессы предложил подписать буковку "t" в конце ника. Теперь она Саша Бесt.

Я обесцвечен. И, ветер в руках теребя, 
Я окунулся в священные заводи смерти. 
Песня, в которой я не написал бы тебя, 
Льется из уст, оставляя десятки отметин 

На небосклоне и в сломанном теле реки. 
На перекошенной морде безликой старушки 
Долго искал мироздания черновики. 
И оказался у Господа Бога на мушке. 

Сообщение:

Кушнер Александр Семёнович (14 сентября 1936, Ленинград) — русский советский поэт, эссеист, переводчик. Стихи писал с детства, впервые опубликовался в коллективном сборнике «Стихи студентов».

В поэзии следует принципам, заложенным акмеистами и близкими по поэтике авторами (от И. Анненского до Бориса Пастернака): описание предметного мира, быта и одновременно включённость в мировую культуру (цитатность). Особое место в творчестве Кушнера занимает образ его родного Петербурга-Ленинграда: судьба лирического героя поэта неотделима от этого города: «Он и не мыслит счастья без примет / Топографических, неотразимых»

Что мне весна? Возьми ее себе!..

Что мне весна? Возьми ее себе!
Где вечная, там расцветет и эта.
А здесь, на влажно дышащей тропе,
Душа еще чувствительней задета
Не ветвью, в бледно-розовых цветах,
Не ветвью, нет, хотя и ветвью тоже,
А той тоской, которая в веках
Расставлена, как сеть;
ночной прохожий,
Запутавшись, возносит из нее
Стон к небесам… но там его не слышат,
Где вечный май, где ровное житье,
Где каждый день такой усладой дышат.

И плачет он меж Невкой и Невой,
Вблизи трамвайных линий и мечети,
Но не отдаст недуг сердечный свой,
Зарю и рельсы блещущие эти
За те края, где льется ровный свет,
Где не стареют в горестях и зимах.
Он и не мыслит счастья без примет
Топографических, неотразимых.



Кушнер чужд формальным экспериментам: белому стиху, верлибру, словотворчеству; в то же время его работа с традиционными стихотворными размерами отличается утончённостью и рефлективностью, искусным использованием разностопных стихов, синтагмическими переносами. Выразительную характеристику языка Кушнера дал его современник и приятель Иосиф Бродский: «Если можно говорить о нормативной русской лексике, то можно, я полагаю, говорить о нормативной русской поэтической речи. Говоря о последней, мы будем всегда говорить об Александре Кушнере».

Тот же Бродский дал общую оценку творчества: «Александр Кушнер — один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский»[1].

Сти­хам Кушнера свойственна скромность, близость к прозаической речи; мастерство поэта рас­крывается только при неторопливом чтении этих стихов — в соответствии с тем, как сам Кушнер раскрывает окружающий мир.[2]

Книги стихов издавались в переводе на английский, голландский, итальянский, сербский, каталанский, китайский языки. Стихотворения переводились также на немецкий, французский, японский, иврит, чешский и болгарский.

Литобъединение

Под руководством Александра Семеновича Кушнера существует в Санкт-Петербурге Литературное объединение с начала 1970-х. Участников ЛИТО А. С. Кушнера объединяет преданность русской поэзии и высокая требовательность к слову[3]. Многие бывшие ученики давно стали самостоятельными известными поэтами — так, из ЛИТО Кушнера вышли Алексей Пурин, Алексей Машевский, Николай Кононов. Среди сегодняшних участников числятся Александр Танков, Александр Фролов, Вероника Капустина, Иван Дуда. Все эти поэты давно вступили в Союз писателей Санкт-Петербурга, имеют собственные сборники стихов, они — лауреаты литературных премий имени Ахматовой, Пастернака, Заболоцкого. Двух значительных поэтов семинар потерял — трагически рано умерли Александр Гуревич и Василий Русаков.

По словам Александра Танкова:

входящие в ЛИТО поэты очень разные, у каждого свой голос, своя собственная интонация. Сухая, твердая, даже жесткая философская лирика Давида Раскина ничуть не похожа на странные, иногда кажущиеся абсурдными, но завораживающие и трогающие за сердце стихи Ивана Дуды, блестящие, нанизанные на тщательно построенный сюжет стихи Александра Фролова — на ассоциативно-фонетические строки Александра Танкова, трагические, мучительные, словно кровоточащие стихи Сергея Николаева — на щемящие, прозрачные, светящиеся ночным неоном строфы Василия Ковалева. Кто-то, сравнивая поэтов этого ЛИТО с живописцами, поставил рядом с Иваном Дудой Филонова, рядом с Давидом Раскиным — немецких экспрессионистов, рядом с Вероникой Капустиной — Модильяни, рядом с Аллой Михалевич — цветные гравюры Хокусая.



МИКЕЛАНДЖЕЛО

Ватикана создатель всех лучше сказал: "Пустяки,
Если жизнь нам так нравится, смерть нам понравится тоже,
Как изделье того же ваятеля"... Ветер с реки
Залетает, и воздух покрылся гусиною кожей.
Растрепались кусты... Я представил, что нас провели
В мастерскую, где дивную мы увидали скульптуру.
Но не хуже и та, что стоит под брезентом вдали
И еще не готова... Апрельского утра фактуру,
Блеск его и зернистость нам, может быть, дали затем,
Чтобы мастеру мы и во всём остальном доверяли.
Эта стать, эта мощь, этот низко надвинутый шлем...
Ах, наверное, будет не хуже в конце, чем в начале.