Тема 11 Станции и узлы стр.3
ГРУЗОВЫЕ СТАНЦИИ
Грузовые станции предназначены для массовой погрузки и выгрузки грузов. На них производится прием, расформирование, формирование и отправление грузовых поездов и выполняются операции по погрузке, выгрузке и складированию грузов. Это стыковые пункты, на которых осуществляется взаимодействие железнодорожного транспорта с другими видами транспорта – автомобильным, водным, трубопроводным, промышленным, а также с железными дорогами колеи 1435 или 750 мм.
Основными операциями, выполняемыми на грузовых станциях, являются прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, выгрузка, сортировка и выдача грузов, оформление перевозочных документов; прием, отправление, формирование и расформирование грузовых поездов, маневровая работа по подаче вагонов на погрузочно-выгрузочные фронты и их уборке, обслуживание подъездных путей и транспортно-экспедиторские услуги.
Грузовые станции располагаются в крупных промышленных и населенных пунктах, а также портах и в зависимости от назначения подразделяются на станции общего пользования (неспециализированные), специализированные, перегрузочные и портовые.
Станции общего пользования служат для погрузки и выгрузки всех видов грузов и обслуживания подъездных путей. Их сооружают на окраинах городов в пунктах, соединенных железной дорогой с сортировочной станцией и автомобильными дорогами – с промышленными районами города.
Специализированные грузовые станции служат для погрузки и выгрузки грузов определенной номенклатуры: угля, руды, минерально-строительных материалов, нефти, газа, лесоматериалов и пр. Такие станции сооружаются в районах добычи ископаемых материалов и сырья, а также в крупных промышленных центрах для обслуживания перерабатывающих комбинатов и производственных предприятий.
Перегрузочные станции специализируются на перегрузке грузов из вагонов одной железнодорожной колеи в вагоны другой колеи. Они подразделяются на внутренние, предназначенные для перегрузки из вагонов нормальной колеи (1520 мм) в вагоны узкой колеи (750 мм), и внешние (пограничные), где производится перегрузка грузов из вагонов колеи 1520 мм в вагоны западноевропейской колеи (1435 мм).
К грузовым относят также портовые станции, обслуживающие морские и речные порты и осуществляющие перевалку грузов с железнодорожного на водный транспорт и обратно. В смешанных интермодальных железнодорожно-водных перевозках через большие водные преграды применяются паромные переправы, обслуживаемые специальными грузовыми станциями, на которых осуществляется погрузка железнодорожных составов на паромы.
Грузовые станции общего пользования
Грузовые станции общего пользования (неспециализированные) располагают в железнодорожных узлах для переработки в основном местных вагонопотоков, а также на магистральных линиях – для переработки транзитных и местных вагонопотоков.
На этих станциях осуществляются технические операции по обработке поездов, коммерческие и грузовые операции, связанные с приемом, погрузкой, выгрузкой и отправлением различных родов груза.
К техническим операциям относятся:
прием поездов;
расформирование поездов с сортировкой вагонов по местам погрузки и выгрузки грузов;
подача вагонов в грузовой район и расстановка их по грузовым фронтам;
уборка вагонов с мест погрузки и выгрузки;
формирование поездов и отправление их на сортировочную станцию или непосредственно на железнодорожную линию.
Коммерческие и грузовые операции включают в себя:
прием груза от отправителя;
хранение груза;
погрузку груза;
выдачу груза получателю;
оформление документов на грузовые перевозки;
сортировку, взвешивание и перегрузку грузов;
проверку погрузки и креплений груза на открытом подвижном составе;
сдачу вагонов под охрану.
На грузовых станциях в необходимых случаях выполняют экипировку локомотивов, работающих на станции или примыкающих подъездных путях, безотцепочный и отцепочный ремонт вагонов и подготавливают вагоны под погрузку.
Для выполнения указанной работы на грузовых станциях общего пользования имеются пути, сортировочные устройства, грузовой район, служебно-технические здания и сооружения, в отдельных случаях – устройства для экипировки локомотивов и ремонта вагонов.
Путевое развитие состоит из приемоотправочных, сортировочных, погрузочно-выгрузочных, выставочных, весовых, соединительных и ходовых путей. Приемоотправочные пути используются для приема и отправления поездов (передач). На сортировочных путях осуществляются сортировка вагонов и формирование подач по отдельным фронтам погрузки и выгрузки, а также формирование поездов и передач на основную станцию узла или на линию.
Сортировочные устройства могут быть в виде вытяжного пути со стрелочной улицей на уклоне, вытяжного пути специального профиля или горки малой мощности.
Вытяжные пути со стрелочной улицей на уклоне применяются при переработке в сутки до 100 вагонов и наличии до четырех пунктов погрузки-выгрузки; вытяжные пути специального профиля – при сортировке до 250 вагонов и наличии более четырех пунктов; горки малой мощности – при объеме переработки более 250 вагонов в сутки.
Одним из основных устройств грузовой станции является грузовой район. Грузовые районы, в свою очередь, имеют путевое развитие (погрузочно-выгрузочные, выставочные, соединительные пути), складские и служебно-технические здания, средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.
В грузовых районах общего пользования устраивают крытые склады для тарных и штучных грузов, мелких отправок, открытые площадки для контейнеров, тяжеловесных грузов, лесоматериалов, минерально-строительных материалов и угля; размещают устройства для непосредственной перегрузки (по прямому варианту) из вагонов на автотранспорт и наоборот; платформы для колесных грузов и самоходных единиц, строят товарные конторы и другие вспомогательные здания и помещения.
На грузовой станции имеются устройства водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, освещения, энергоснабжения, связи, телевидения, механизированная почта для пересылки документов между станционным технологическим центром и товарной конторами и пунктами погрузки-выгрузки.
Грузовые станции общего пользования
Грузовые станции общего пользования располагают в железнодорожных узлах для переработки в основном местных вагонопотоков, а также на магистральных линиях – для переработки местных и транзитных вагонопотоков. На этих станциях осуществляются:
технические операции по обработке поездов (прием поездов, их расформирование, сортировка вагонов по местам погрузки-разгрузки, подача вагонов в грузовой район, уборка вагонов с мест погрузки и выгрузки, формирование поездов и их отправление на сортировочную станцию или железнодорожную линию);
коммерческие и грузовые операции: приемка грузов от грузоотправителей, хранение груза, погрузка груза, выдача груза грузополучателю, оформление перевозочных документов, сортировка, взвешивание и перегрузка груза, проверка погрузки и крепления груза, сдача вагонов под охрану.
В необходимых случаях на грузовых станциях выполняют экипировку локомотивов, работающих на станции или подъездных путях, безотцепочный или отцепочный ремонт грузовых вагонов, подготовку вагонов под погрузку.
Грузовая станция общего пользования состоит из двух частей: парков приема, отправления и сортировки вагонов по пунктам подачи и грузового района.
Грузовые станции бывают тупиковыми и сквозными.
Грузовые станции тупикового типа с параллельным расположением путей (приема поездов-передач, сортировочно-отправочных и сортировочных) могут быть с грузовым районом, размещенным последовательно станции или параллельно ей. При последовательном расположении грузового района (а) обеспечивается поточность движения вагонов при их подаче. Однако такая схема имеет ряд недостатков: не обеспечивается одновременность сортировки вагонов и их подачи; увеличивается пробег локомотивов при следовании их из грузового района в сортировочный парк; перегружается входная горловина станции из-за концентрации в ней операций по приему, отправлению, расформированию и формированию поездов (передач). Она рекомендуется при узкой длинной станционной площадке и небольшом объеме работы. 
При параллельном расположении грузового района (б) за счет двух вытяжных путей, расположенных в противоположных концах станции, изолируется работа локомотивов по обслуживанию грузового района и локомотивов, занятых расформированием и формированием составов. На таких станциях обеспечивается одновременность приема или отправления поездов и подачи или уборки вагонов из грузового района.
Схема с параллельным расположением парков и грузового района может использоваться при наличии широкой и короткой станционной площадки и значительном объеме местной работы. Такая схема обеспечивает большую перерабатывающую способность станции.
Станции сквозного пита (в, г) применяются на магистральных линиях и в крупных железнодорожных узлах. В отличие от тупиковых на них осуществляются пропуск транзитных поездов, а в некоторых случаях – расформирование и формирование сборных поездов и технических маршрутов.
Новые грузовые станции в крупных транспортных узлах и городах рекомендуется предусматривать, как правило, сквозными с последовательным расположением парков и параллельным или последовательным расположением грузового района (г).
При небольших объемах местной работы (до 100…150 вагонов в сутки) допускается проектировать грузовые станции тупиковыми с параллельным или последовательным расположением парков и параллельным размещением грузового района.
Выбор схемы грузовой станции осуществляется на основе технико-экономического обоснования с учетом рационального размещения всех ее устройств и удобной транспортной связи с тяготеющими промышленными и населенными пунктами.
Одним из основных устройств грузовой станции являются грузовые районы (ГР), которые в зависимости от объема и характера работы бывают двух видов: неспециализированные (общего типа), предназначенные для переработки нескольких родов грузов, и специализированные – для переработки отдельных категорий грузов.
Техническое оснащение ГР грузовой станции определяется объемом работы и видом перерабатываемых грузов. Путевое развитие грузовых районов устанавливается на основе комплексных расчетов технического оснащения грузовых пунктов.
Расположение грузового района на станции должно обеспечивать удобное сообщение с ближайшими населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями; свободный подъезд транспортных средств к складским помещениям; удобную стоянку транспортных средств при погрузочно-выгрузочных операциях.
Вновь строящиеся крупные грузовые районы в зависимости от размера и характера работы, местных условий и способов механизации погрузочно-выгрузочных работ проектируют по схемам тупикового или комбинированного типа, как правило, с использованием типовых решений (проектов).
Планировка грузового района должна обеспечивать поточность движения автомашин, достаточную ширину проездов и выделение специальных мест для стоянки автомашин.
При значительном удалении грузового района от путей станции в нем допускается укладывать выставочные пути. Общую полезную длину выставочных путей проектируют примерно равной удвоенной длине одновременно подаваемой на грузовой район группы вагонов.
Погрузочно-выгрузочные пути у складов и платформ строят тупиковыми и сквозными. Взаимное расположение путей должно быть таким, чтобы подача и уборка вагонов осуществлялись без прекращения погрузочно-разгрузочных работ, проводимых у соседних складских помещений.
Весовой путь и вагонные весы проектируют в грузовых районах при наличии погрузки навалочных грузов, при этом в целях обеспечения поточности движения вагонов весовой путь обычно располагают между сортировочным парком и грузовым районом.
Для тарных и штучных грузов, требующих закрытого хранения, применяют одноэтажные крытые склады, оборудованные стеллажами, с внутренним или наружным расположением погрузочно-выгрузочных путей. При соответствующем обосновании допускается сооружать многоэтажные склады с внутренним расположением путей. Контейнерные площадки проектируют либо специализированными (по прибытию и отправлению), либо совместными. Для переработки тяжеловесных грузов, металла, лесоматериалов проектируют двойные параллельные площадки с двумя-тремя погрузочно-выгрузочными путями. Площадки для выгрузки насыпных грузов, угля, нерудных материалов и других пылящих грузов располагают с учетом направления преобладающих ветров на расстоянии не менее 50 м от складов тарно-штучных грузов и контейнерных площадок. Вокруг них размещают зеленые насаждения.
Специализированные грузовые станции
Специализированные грузовые станции проектируют для переработки отдельных грузов: угля, руды, леса, зерна, нефти, сыпучих строительных материалов (песка, щебня, гравия) и др. К специализированным относятся также станции по переработке контейнеров (терминалы) и станции по обслуживанию морских и речных портов и паромных переправ.
Схема пункта погрузки угля (руды) из шахты зависит от объема работы и способа погрузки. Применяют два способа погрузки: бункерный и безбункерный.
При бункерном способе груз предварительно накапливается в бункерах и, кроме того, устраивается запасный склад. Погрузка полувагонов осуществляется на путях при продвижении их под бункерами. При безбункерном способе уголь (руда) грузятся непосредственно в вагоны непрерывным потоком с помощью погрузочного конвейера. В этом случае отпадает потребность в запасном складе, но должна быть обеспечена бесперебойная подача порожних вагонов под погрузку. На многих шахтах используют оба рассмотренных способа погрузки.
Базы выгрузки инертных минерально-строительных материалов (песка, щебня, гравия, камня) устраивают в пунктах, где ведется крупное строительство. Выгрузка вагонов осуществляется на эстакадах, куда они подаются целыми маршрутами или группами из нескольких вагонов. Погрузка на автомашины из отвалов может производиться через бункеры или тракторными погрузчиками, экскаваторами и другими механизмами.
По этой же схеме устраивают также угольные базы.
В районах добычи или переработки нефти сооружают специальные пункты налива, а также промывочно-пропарочные станции для подготовки цистерн под налив нефтепродуктов. Прибывающие на станцию порожние составы цистерн принимаются на пути приемоотправочного парка. После технического осмотра составы расформировывают на сортировочные пути по роду налива нефтепродуктов, виду ремонта и подготовки цистерн под налив. С сортировочных путей цистерны по соединительному пути переставляют на пути соответствующих устройств промывочно-пропарочной станции. Подготовленные к наливу цистерны подают на пути пункта налива. Груженые цистерны с пункта налива по соединительному пути убирают на пути станции. Там формируют и отправляют маршруты.
К числу грузовых относятся портовые станции, обслуживающие морские и речные порты при перевалке грузов с железной дороги на водный транспорт и обратно. Эти станции выполняют работу по приему поездов с ближайшей к порту сортировочной станции, сортировке вагонов по отдельным погрузочно-выгрузочным фронтам (причалам, складам) и отправлению поездов на сортировочную станцию.
При организации паромных переправ используют одно-, двух- и трехпалубные паромы вместимостью соответственно 26, 104 и 108 четырехосных вагонов. Комплекс устройств станции состоит из парков приема поездов в разборку, сортировочно-отправочного с горкой и выставочного (предпаромного).
Число путей в сортировочном парке принимается равным числу путей на пароме для формирования групп вагонов (плетей) плюс необходимое число сортировочных путей для накопления составов на внешнюю сеть и местных вагонов. Выставочные парки предназначены для выставки подобранных групп вагонов на каждый путь парома и выкатки оттуда прибывших вагонов.
Межгосударственные приграничные передаточные станции
С распадом СССР на границах со странами СНГ и Балтии возникла необходимость в строительстве новых межгосударственных приграничных станций.
Эти станции предназначены для приема, обработки и отправления грузовых и пассажирских поездов, обращающихся между российскими и зарубежными пунктами.
Межгосударственные приграничные передаточные станции расположены непосредственно у границы или незначительно удалены от нее в глубь страны (не более чем на 15 км).
На приграничных передаточных станциях при отправлении грузовых поездов за границу и по прибытии их из-за границы выполняются технический осмотр и безотцепочный ремонт подвижного состава, а также коммерческий осмотр, обрабатываются документы технической и коммерческой службами, проводятся пограничный и таможенный досмотры, проверка документов и грузов санинспекцией и ветнадзором, совершаются маневры по прицепке и отцепке вагонов.
При прохождении через пограничный пункт пассажирского поезда объединенные бригады осмотрщиков российской и сопредельной сторон выполняют работы по его приему и отправлению, техническому обслуживанию состава; пограничный наряд проверяет документы у пассажиров, кроме того, проводятся погранично-таможенный контроль, досмотр купе и других помещений вагонов, наружный осмотр поезда, внутренний осмотр почтово-багажных вагонов и локомотивов.
В связи с этим на приграничных передаточных станциях предусмотрены парки приема и отправления транзитных и местных пассажирских поездов с комплексом устройств для обслуживания пассажиров и выполнения операций по таможенному и пограничному досмотрам; приемоотправочный парк технического обслуживания и осмотра транзитных грузовых поездов пограничниками и таможенниками с размещением в нем досмотровых мостиков, колодцев и служебных помещений; парки путей для отстоя задержанных вагонов и отцепочного ремонта вагонов, а также производственно-складская зона для выполнения грузовых операций.