Тема 5 Станции и узлы стр.4
СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ПУТИ
Железнодорожный путь постоянно находится под воздействием проходящих по нему поездов. Поэтому он должен быть постоянно в исправном состоянии, чтобы поезда могли вполне безопасно двигаться по нему с установленными для данного участка скоростями, а на станционных путях могла бесперебойно выполняться работа по приему, отправлению, формированию и расформированию поездов.
Структура и организация путевого хозяйства
Основная задача путевого хозяйства – содержание пути и путевых устройств в постоянной исправности, чтобы обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с наибольшими скоростями, установленными для данного участка.
Руководит путевым хозяйством в ОАО «РЖД» Главное управление пути (ЦП), а на дорогах – служба пути (П). В ведении Главного управления пути находятся Государственный институт по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям «Гипротранспуть», нормативные и путеобследовательские станции, проектно-конструкторское технологическое бюро. Служба пути дороги организует и обеспечивает содержание пути, искусственных сооружений и путевых устройств в исправном состоянии.
Службам пути дорог непосредственно подчинены:
шпалопропиточные заводы, на которых сушат и пропитывают антисептиками деревянные шпалы и брусья;
шпалоремонтные мастерские – для ремонта старогодных деревянных шпал;
балластные карьеры, где добывают и отгружают балласт для нужд путевого хозяйства;
щебеночные заводы, изготовляющие путевой щебень;
рельсосварочные поезда, производящие сварку новых и старогодных рельсов;
путевые дорожные мастерские, производящие ремонт путевых машин, механизмов, передвижных электростанций, изготавливающие необходимый путевой инструмент, приспособления и запасные части к машинам и механизмам;
передвижные электростанции;
путеобследовательские станции;
дистанции лесозащитных насаждений, выполняющие работы по посадке, содержанию и ремонту «живых» защит вдоль железнодорожных линий.
Линейными предприятиями путевого хозяйства являются путевые машинные станции (ПМС), выполняющие усиленный капитальный, капитальный, средний, частично подъемочный ремонты и реконструкцию балластной призмы.
Отдельно выделены из службы пути дистанции пути (ПЧ), осуществляющие комплексное текущее содержание пути, подчиняющиеся ЦП. ПЧ в своем составе имеют участки, возглавляемые начальниками участков. Участки делятся на околотки (линейные участки), возглавляемые дорожными мастерами. Околотки разделяются на линейные (рабочие) отделения во главе с бригадирами пути. Эти подразделения обеспечивают безопасное, бесперебойное и плавное движение поездов.
Размещение и техническое оснащение дистанций пути, путевых машинных станций и других предприятий путевого хозяйства должны обеспечивать выполнение необходимых работ по содержанию и ремонту железнодорожного пути, сооружений и устройств для удовлетворения заданных размеров движения с установленными скоростями.
Современные технологические процессы путевых работ основаны на использовании комплексов машин различного назначения. Путевые работы являются составной частью перевозочного процесса, обеспечивая его ритмичность и безопасность. В связи с этим для их производства предоставляются «окна» в движении поездов продолжительностью от нескольких часов до нескольких суток. Путевые машинные станции и дистанции пути оснащаются соответствующими технологическими средствами – путевыми машинами и механизмами и в свою очередь должны обеспечивать наиболее производительную организацию работ.
К предприятиям ОАО «РЖД», других ведомств и акционерных обществ, обеспечивающих нужды путевого хозяйства, относятся:
путевые ремонтно-механические заводы, предназначенные для изготовления и ремонта путевых машин тяжелого типа, механизмов и запасных частей к ним;
заводы по изготовлению железобетонных шпал и брусьев;
предприятия лесной промышленности, поставляющие деревянные шпалы и брусья;
заводы, изготавливающие стрелочные переводы и части к ним;
заводы, поставляющие рельсы и скрепления.
Объемы работ, подлежащих выполнению, и нормы периодичности производства различных видов ремонта определяются установленной классификацией путевых работ. К основным видам этих работ относятся: текущее содержание пути, подъемочный, средний и капитальный ремонт, а также сплошная смена рельсов и капитальный ремонт переездов. Кроме основных работ, на станциях выполняются еще и ремонтные работы по смене стрелочных переводов, переводных брусьев, постановке стрелочных переводов на щебень и др.
Текущее содержание пути
Для поддержания пути в постоянной исправности осуществляется текущее содержание пути. Главная задача текущего содержания пути – обеспечить исправное состояние верхнего и нижнего строения пути и обеспечение максимальных установленных скоростей движения.
Текущее содержание пути заключается, во-первых, в систематических и тщательных осмотрах и проверках пути. Такие осмотры и проверки позволяют своевременно обнаружить неисправности пути, их причины и принять необходимые меры к устранению неисправностей. Если не принять своевременных мер, то даже незначительные неисправности могут вызвать расстройства пути и создать угрозу безопасности движения.
Для производства работ по текущему содержанию пути в графике движения поездов должны предусматриваться «окна».
При осмотрах и проверках пути, кроме визуального осмотра, применяют различные инструменты, приборы и средства диагностики. К ним относятся: путевые шаблоны; путеизмерительные тележки; путеизмерительные автомотрисы; вагоны-путеизмерители с автоматическим контролем под нагрузкой и скоростью до 160 км/ч, с записью на лентах, с автоматической расшифровкой результатов измерения геометрических параметров пути; вагоны-дефектоскопы; вагоны-лаборатории для инженерно-геологического обследования земляного полотна; оптические приборы; штангенциркули для измерения износа рельсов и металлических элементов стрелочных переводов; рельсовые термометры и др.
Путеизмерительными вагонами контролируются и записываются на бумажную ленту или электронный носитель следующие параметры рельсовой колеи:
ширина колеи;
положение рельсовых нитей по уровню;
просадки рельсовых нитей;
положение пути в плане (кривизны в плане).
На ленте отмечаются границы пикетов и километров, а также уклон и отметки профиля, ускорение кузова и букс, местоположение реперных точек, скорость движения и пройденный путь.
Сроки и порядок контроля состояния пути, земляного полотна и искусственных сооружений установлены Инструкцией по текущему содержанию пути. В экстремальных условиях (высокая температура летом, низкая зимой, в период снежных заносов, весеннего паводка) назначаются дополнительные проверки пути и сооружений.
Обходчики железнодорожных путей по графику осматривают путь в пределах путевого обхода, а обходчики искусственных сооружений – искусственные сооружения и подходы к мостам и тоннелям.
Дежурные по переездам в течение дежурства осматривают и проверяют переезды, их устройства и подходы к ним.
Оператор по путевым измерениям по графику проверяет путеизмерительной тележкой по уровню и ширине колеи пути перегонов, главные и приемо-отправочные пути станций.
Оператор дефектоскопной тележки по графику проверяет состояние рельсов. Регулярно проверяются пути путеизмерительными вагонами и автомотрисами, а рельсы – вагонами-дефектоскопами и дефектоскопными автомотрисами.
Бригадир пути осматривает все пути 1, 2 и 3 классов не реже двух раз в месяц, 4 и 5 классов – не реже одного раза в месяц с записью результатов осмотра в соответствующие книги.
Дорожный мастер осматривает и проверяет свой линейный участок не реже одного раза в месяц с записью результатов в соответствующие книги. Также систематически осматривают путь и его нижнее строение старшие дорожные мастера, начальники участков, мостовые мастера, командный состав дистанций пути и службы пути дороги.
Получила распространение система контроля пути и сооружений машинистами поездных локомотивов. Машинист, обнаруживший при следовании сильный боковой или вертикальный толчок, сильный удар или заметивший неисправность пути визуально, принимает меры к снижению скорости и даже к остановке поезда. По радиосвязи он уведомляет об этом машинистов поездов, следующих за ним по перегону, а при необходимости машинистов встречных поездов, следующих по соседнему пути и дежурных ближайшей станции или поездного диспетчера, а по прибытии в депо делает соответствующую запись в книгу замечаний машиниста.
Оценка состояния пути
Исходя из целей наиболее рационального определения видов и сроков выполнения работ по устранению и предупреждению отступлений от норм содержания колеи и условий обеспечения безопасности движения поездов, оценка отступлений от норм производится по четырем степеням их величин, по принципу, чем выше установленные скорости движения поездов, тем меньше допустимые величины степеней отступлений.
К I степени относятся отступления, не требующие работ по их устранению.
Ко II степени относятся отступления, также не требующие уменьшения установленной скорости, но оказывающие влияние на плавность движения и интенсивность расстройства пути. Это сигнал для начала профилактических работ.
К III степени относятся отступления, которые при неустранении их после обнаружения могут вызвать уменьшение установленной скорости движения поездов.
К IV степени относятся отступления, которые могут привести к сходу подвижного состава, поэтому при их обнаружении скорость уменьшается и даже, в отдельных случаях, прекращается движение поездов.
Каждому километру устанавливается качественная и балловая оценка состояния колеи в зависимости от степени и количества обнаруженных на нем отступлений. На линейном участке и дистанции пути – исходя из среднего количества баллов, получаемого делением общей суммы баллов на число проверенных километров. Состояние пути, в зависимости от числа полученных баллов, может быть отличным, хорошим, удовлетворительным и неудовлетворительным.
Техническое обслуживание и ремонт пути
Согласно Положению «О системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации» установлены следующие виды работ по ремонту пути:
Усиленный капитальный ремонт пути – предназначен для полной замены путевой решетки на решетку из новых материалов верхнего строения пути, сопровождаемой очисткой щебня на глубину более 40 см. Такой ремонт пути производится на путях I и II класса, а стрелочных переводов – на путях I–III класса.
Капитальный ремонт пути – предназначен для замены ВСП на более мощное или менее изношенное, смонтированное из старогодных материалов, либо в сочетании с новым. Сопровождается очисткой щебня на глубину 25…40 см. Производится на путях III–V класса.
Усиленный средний ремонт пути производится на участках, где балластная призма из-за переподъемки пути превысила допускаемые размеры и не обеспечивает ширины обочины 40 см или дальнейшая подъемка пути ограничена предельными габаритными расстояниями до контактной подвески или других сооружений. Очистка щебня производится на глубину, позволяющую восстановить нормальные размеры балластной призмы.
Средний ремонт пути – предназначен для оздоровления балластной призмы за счет сплошной очистки щебня на глубину 25…40 см;
Подъемочный ремонт пути – предназначен для восстановления равноупругости и равнопрочности пути за счет сплошной подъемки (на 4–5 см) и выправки пути со сплошной подбивкой шпал, для улучшения дренирующих свойств балласта.
Сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов новыми или старогодными рельсами – выполняется с целью обновления или усиления между капитальными ремонтами пути.
Шлифовка рельсов – предназначена для устранения волнообразного износа и коротких неровностей на поверхности катания рельсов, а также для придания головке очертаний ремонтного профиля, что уменьшает вибрационные воздействия подвижного состава на путь. Шлифовка выполняется рельсошлифовальными поездами.
Планово-предупредительная выправка пути с применением комплекса машин – предназначена для сплошной выправки пути и стрелочных переводов в промежутках между ремонтами пути.
Кроме перечисленных, за счет ремонтного фонда дорог выполняются и другие работы:
капитальный ремонт переездов и оборудование их автоматикой;
ремонтно-путевые работы на мостах и тоннелях;
ремонт земляного полотна и его водоотводных и укрепительных устройств;
сварка и наплавка рельсов, крестовин;
устройство и развитие производственных баз, осуществляющих механизацию и подготовительные работы для усиленного капитального и других ремонтов пути.
Механизация путевых работ
Ремонт и текущее содержание пути осуществляют с помощью высокопроизводительных путевых машин, обеспечивающих комплексную механизацию путевых работ.
Для перевозки и механизированной разгрузки балласта с его одновременным дозированием и разравниванием используют специальные вагоны – хоппер-дозаторы.
Для дозирования ранее выгруженного балласта и подъемки пути на заданную высоту применяют электробалластеры, планировщики и распределители балласта. Щебеночный балласт очищают без снятия путевой решетки щебнеочистительными машинами. Для уборки балласта от концов шпал служат уборочные машины.
Выправку пути в продольном и поперечном направлениях, уплотнение балласта под шпалами, рихтовку и отделку пути при его обновлении и капитальном ремонте осуществляют выправочно-подбивочно-отделочными машинами. При текущем содержании пути и выполнении основных работ среднего и подъемочного ремонта подбивку шпал и рихтовку пути проводят с помощью выправочно-подбивочно-рихтовочных машин (Duomatic). Для выправки стрелочных переводов применяют машины Unimat.
Ускорение стабилизации пути после очистки и уплотнения балласта обеспечивают машины динамической стабилизации пути.
Разборку старой и укладку новой путевой решетки отдельными звеньями выполняют с использованием комплектов разборочно-укладочных средств, включающих в себя два путеукладочных крана, два состава платформ, оборудованных роликами для перемещения пакетов с рельсовыми звеньями, моторные платформы, применяемые для перемещения пакетов вдоль состава и в качестве тяговых единиц.
Для электроконтактной сварки рельсов предназначены передвижные рельсосварочные машины, а для шлифовки рельсов – рельсошлифовальные поезда.
Бесперебойная работа железнодорожного транспорта в зимних условиях в значительной степени зависит от защиты путей от снега, а также от своевременной очитки их от снега во время снегопадов и метелей. Наиболее экономичным, долговечным и надежным видом защиты от снега являются естественные леса или защитные лесонасаждения, создаваемые на всей протяженности заносимых участков параллельно железнодорожным путям.
В период интенсивных снегопадов и метелей возникает необходимость в очистке от снега. Со станций снег убирают снегоуборочными машинами. На перегонах используют снегоочистители различных типов (плужные (струги), фрезерно-роторные, вентиляторные).