Житие как жанр древнерусской литературы
Житие
Житие – описание жизни святого
Протопоп Аввакум
Петр и Феврония
Сергий Радонежский
Муромские
Житие (греч. βιος, лат. vita ) — жанр церковной литературы , в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается агиография .
ЖИТИЕ
- жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых;
- характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет);
- изучением житий занимается агиография;
- заимствован из Византии;
- было непременным атрибутом, когда человека канонизировали;
- пример праведной жизни;
- лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души;
- строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до XV-XVI веков.
Признаки житийного жанра:
1. Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога. 2. Святой рождался святым, а не становился им. 3. Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве. 4. Описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти. 5. Святой не боялся смерти.
Изучением житий занимается агиография
Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили жития греческие типа Метафраста , то есть имевшие задачей «похвалу» святому, причём недостаток сведений (например, о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. Ряд чудес святого — необходимая составная часть жития. В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно черт индивидуальности . Исключения из общего характера первоначальных русских «житий» до XV века составляют лишь самые первые по времени жития — «Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского», составленные преподобным Нестором .
Симеон Метафраст
«Степенная книга»
Жанр жития в древнерусской литературе
- Ряд чудес святого — необходимая составная часть жития;
- В рассказе о самой жизни и подвигах святых не видно черт индивидуальности.
Киприан (митрополит Киевский)
« Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Кто создал данную повесть?
- Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм , современник Ивана Грозного. Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и Февронии, которые действительно правили в Муроме и умерли в 1228 году . Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году .
Жанр произведения
историческая повесть
житийная литература
фольклор
Житийная литература – финал повести
Фольклор -
герой-змееборец, мудрая дева, сказочные элементы
Историческая повесть -
место действия (Рязанская земля, г. Муром, село Ласково), на реальных исторических личностей
Какова тема и идея повести?
Тема - история любви, преданности, самоотверженности
Идея - показать идеал праведника, утверждение любви - великого чувства
Что означает имя Петр?
Петр (греч. Πέτρος — камень) - блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный .
1) Какие мифы о героях-змееборцах вы знаете? 2) Найдите в тексте слова, где показано отношение автора к змею. Прочитайте эти слова. 3) Как автор относится к Петру?
4) Обратите внимание на фразу « любил молиться вне города». О чем она говорит? 5) Петр совершает воинский подвиг, требующий мужества воли,напряжения сил, Заканчиваются на этом испытания героя? -
6) Что такое подвиг? 7) Кто такой подвижник? 8) Какие человеческие качества привлекательны в Петре?
Характеристика Петра
Подтверждение из текста
Смелость, храбрость
Религиозность
Кротость и верность заповедям Божьим
Мудрость
Любовь и верность близким
Умение прощать
1) Почему называют Февронию мудрою?
2)Чтение по ролям отрывка(князь и Феврония)
3)Зачем князь испытывает Февронию?
4) Не видя Петра, не зная его, Феврония хочет стать его женой. Почему она выбрала Петра? 5) Достойна ли Феврония Петра?
Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
Характеристика Февронии
Подтверждение из текста
Ум
Чудесный дар
Верность
Нравственная чистота
Способность самоотверженно любить
Как отвечают супруги на козни бояр, не взлюбивших новую княгиню за низкое происхождение?
Какой эпизод в тексте подтверждает неиссякаемую силу любви Петра и Февронии?
- Памятник Петру и Февронии в Муроме (установлен в 2008 году)носит название «Союз любви — мудрый брак». В этой скульптурной композиции святые Петр и Феврония изображены как две коленопреклонённые фигуры, нежно протягивающие друг к другу руки.
Храмом Петра и Февронии, где хранятся мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, является Троицкий собор в Свято-Троицком женском монастыре (город Муром Владимирской области).
Выводы
- В русской православной традиции святые Петр и Феврония Муромские играют особую роль. Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, — они лежат вне времени. Так же, как и святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы всем, кто пытается строить свои отношения с близким человеком. Неслучайно, что именно в день памяти Петра и Февронии, 8 июля, впервые будет отмечаться всероссийский День семьи, любви и верности.
Домашнее задание
- Повторить биографию А.С. Пушкина