Просмотр содержимого документа
«Живая оболочка Земли. 5 класс. ФГОС»
Живая оболочка Земли
Вспомним:
- Чем живые организмы отличаются от неживых?
- Какие живые организмы вы знаете?
Понятие о биосфере
Жизнь возникла на Земле около 3,5 млрд лет назад и долгое время существовала лишь в воде , где были для этого более благоприятные условия. Шло время. Постепенно живые организмы вышли на сушу и стали осваивать планету.
В настоящее время они заселяют все земные оболочки: воздушную (атмосферу), водную (гидросферу) и каменную (литосферу), образуя биосферу (от греческих слов «биос» — жизнь, «сфера» — шар), т. е. живую оболочку.
Жизнь на Земле
Границы биосферы определяются условиями, необходимыми для существования живых организмов: освещённостью, составом воздуха, наличием питательных веществ и воды, её составом и температурой.
Нижнюю границу биосферы проводят в земной коре на глубине около 5 км, а верхнюю границу — на уровне озонового слоя (20—25 км)
Границы биосферы Земли проводятся по границам распространения
живых организмов, а это значит…
Верхняя ее граница проходит на высоте озонового слоя
на высоте 20-25 км …
… а нижняя граница в литосфере проходит на глубине 5 км, где перестают встречаться организмы.
Учение о биосфере разработал русский учёный - академик
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).
В своих научных трудах
В. И. Вернадский писал о почве, минералах, растениях, животных, человеке, Вселенной.
Живые организмы (или «живое вещество», как их называл В. И. Вернадский) составляют основу биосферы . Они не только живут на планете, но и активно её изменяют. Продуктами их жизнедеятельности являются торф, уголь, нефть, осадочные породы — это остатки древних организмов .
- В настоящее время в биосфере обитает несколько миллионов видов живых организмов. И они совершенно не защищены от воздействия на них человека, его деятельности.
- Вырубка лесов, распашка земель, осушение болот, загрязнение воздуха, воды, почвы приводит к изменению условий жизни живых организмов, а порой к их исчезновению.
- Поэтому люди должны очень бережно относиться к природе и рационально вести свою деятельность
Вывод по теме урока:
- Живые организмы заселяют все земные оболочки: воздушную (атмосферу), водную (гидросферу) и каменную (литосферу), образуя живую оболочку — биосферу. Границы биосферы определяются условиями, необходимыми для существования живых организмов: освещённостью, составом воздуха, наличием питательных веществ, составом и температурой воды.
- Учение о биосфере разработал В. И. Вернадский. Живые организмы не только живут на планете, но и активно её изменяют.
- Хозяйственная деятельность людей приводит к изменению условий жизни организмов, а порой и к их исчезновению. Люди должны бережно относиться к природе и разумно вести свою деятельность.
1. Что такое биосфера и чем она отличается от других оболочек?
2. Где проводят верхнюю и нижнюю границы биосферы?
3. Какова роль В. И. Вернадского в изучении нашей планеты?
Назовите оболочки Земли
и дайте пояснения
Домашнее задание:
§ 25
Вопросы 1 – 3
Подумайте: Какие растения и животные есть в вашей местности?
«Продолжить фразу»:
- Мне было интересно…
- Я сегодня понял, что…
- Мне было трудно…
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?