СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их особые свойства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их особые свойства»

Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их особые свойства 6КЛАСС УЧИТЕЛЬ: Жигулина Нина Александровна

Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их особые свойства

6КЛАСС

УЧИТЕЛЬ:

Жигулина Нина Александровна

Графические материалы Графические – это карандаши, разнообразные мелки, палочки обожжённого древесного угля, фломастеры, различные ручки, а также тушь и перо, вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть

Графические материалы

  • Графические – это карандаши, разнообразные мелки, палочки обожжённого древесного угля, фломастеры, различные ручки, а также тушь и перо, вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть
Графитный карандаш Карандаши различают по твердости (и мягкости), обозначаемой буквами Т, МТ, М (зарубежные марки – Н, НВ, В) с цифрой – показателем перед буквой, указывающей на большую твердость или мягкость карандаша. Он имеет сероватый тон, с легким блеском, без интенсивной черноты. Проведенные карандашом штрихи плотно ложатся на бумагу и не требуют закрепления.

Графитный карандаш

  • Карандаши различают по твердости (и мягкости), обозначаемой буквами Т, МТ, М (зарубежные марки – Н, НВ, В) с цифрой – показателем перед буквой, указывающей на большую твердость или мягкость карандаша.
  • Он имеет сероватый тон, с легким блеском, без интенсивной черноты.
  • Проведенные карандашом штрихи плотно ложатся на бумагу и не требуют закрепления.
Учебный рисунок, ок. 1950. Карандаш И.И. Тартаковский «Портрет художника С. Комисаренко», 1952. Бумага, карандаш

Учебный рисунок, ок. 1950. Карандаш

И.И. Тартаковский «Портрет художника С. Комисаренко», 1952. Бумага, карандаш

Уголь рисовальный Приготавливается из высушенных, очищенных от коры древесных прутиков ивы или березы путем обжига без доступа кислорода. Уголь для рисования обладает теплым черным цветом, легко ложится на поверхность бумаги. Его можно растушевывать, получая при этом оттенки от черного до светло-серого цвета.

Уголь рисовальный

  • Приготавливается из высушенных, очищенных от коры древесных прутиков ивы или березы путем обжига без доступа кислорода.
  • Уголь для рисования обладает теплым черным цветом, легко ложится на поверхность бумаги. Его можно растушевывать, получая при этом оттенки от черного до светло-серого цвета.
Уголь рисовальный Бывает также прессованный уголь, который прессуется из угольного порошка. Он дает более черный цвет, нежели рисовальный

Уголь рисовальный

  • Бывает также прессованный уголь, который прессуется из угольного порошка. Он дает более черный цвет, нежели рисовальный
И.Е. Репин «Портрет актрисы Элеоноры Дузе», 1891. Холст, уголь Г. Курбе «Мужчина с трубкой (Автопортрет)», 1847. Уголь

И.Е. Репин «Портрет актрисы Элеоноры Дузе», 1891. Холст, уголь

Г. Курбе «Мужчина с трубкой (Автопортрет)», 1847. Уголь

Н.Н. Жуков «Портрет скульптора С.И. Эрьзи». Н.И. Фешин «Портрет старика», 2 четверть XX в. Уголь Н.И. Фешин «Смеющийся мужчина с усами», ок 1940. Уголь

Н.Н. Жуков «Портрет скульптора С.И. Эрьзи».

Н.И. Фешин «Портрет старика», 2 четверть XX в. Уголь

Н.И. Фешин «Смеющийся мужчина с усами», ок 1940. Уголь

Соус Представляет собой жирные черные палочки цилиндрической формы. Он дает приятный бархатистый тон. Соусом можно работать сухим и мокрым способом. В первом случае можно работать линией, штрихами и пятнами с применением растирки. Во втором случае его необходимо растереть и развести вожжой до желаемой консистенции. Работа мокрым соусом позволяет выполнять переход от линии к тону и наоборот.

Соус

  • Представляет собой жирные черные палочки цилиндрической формы. Он дает приятный бархатистый тон.
  • Соусом можно работать сухим и мокрым способом. В первом случае можно работать линией, штрихами и пятнами с применением растирки. Во втором случае его необходимо растереть и развести вожжой до желаемой консистенции. Работа мокрым соусом позволяет выполнять переход от линии к тону и наоборот.
Н.Д. Блохин «Весельчак», 1994. Бумага, соус Н.Д. Блохин «Алиса», 2007. Бумага, соус

Н.Д. Блохин «Весельчак», 1994. Бумага, соус

Н.Д. Блохин «Алиса», 2007. Бумага, соус

Сангина Изготавливается сангина в виде коричневых или рыже-красных палочек и дает теплый красноватый или темно-коричневый цвет. Сангина имеет большую мягкость и хорошо размазывается по бумаге.

Сангина

  • Изготавливается сангина в виде коричневых или рыже-красных палочек и дает теплый красноватый или темно-коричневый цвет.
  • Сангина имеет большую мягкость и хорошо размазывается по бумаге.
Ж.Б. Грез «Голова девочки» Аннибали Каррачи «Портрет мужчины»

Ж.Б. Грез «Голова девочки»

Аннибали Каррачи «Портрет мужчины»

З.Е. Серебрякова «А.Н. Бенуа», 1924-27. Бумага, сангина З.Е. Серебрякова «Лидочка Иванова», 1921. Бумага, сангина

З.Е. Серебрякова «А.Н. Бенуа», 1924-27. Бумага, сангина

З.Е. Серебрякова «Лидочка Иванова», 1921. Бумага, сангина

Рисунок тушью обладает большими художественно-выразительными возможностями. В настоящее время тушь изготавливают разных цветов. Для рисунка тушью применяют кисть и перо. Кисти выбирают мягкие, обычно колонковые Тушь Используя кисть и разбавив тушь водой, можно добиться, как и в акварели, разнообразных тональных переходов Перовой рисунок дает возможность выполнения разнообразных по толщине штрихов и линий, которые позволяют передать большую форму или прорисовать мельчайшие детали
  • Рисунок тушью обладает большими художественно-выразительными возможностями. В настоящее время тушь изготавливают разных цветов. Для рисунка тушью применяют кисть и перо. Кисти выбирают мягкие, обычно колонковые

Тушь

  • Используя кисть и разбавив тушь водой, можно добиться, как и в акварели, разнообразных тональных переходов
  • Перовой рисунок дает возможность выполнения разнообразных по толщине штрихов и линий, которые позволяют передать большую форму или прорисовать мельчайшие детали
П.В. Митурич «Портрет мужчины» Леонардо да Винчи «Голова старика», 1488. Чернила В.А. Серов «Портрет Н.З. Рапорт», 1908. Кисть, тушь

П.В. Митурич «Портрет мужчины»

Леонардо да Винчи «Голова старика», 1488. Чернила

В.А. Серов «Портрет Н.З. Рапорт», 1908. Кисть, тушь

Инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара. Фломастер Он легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть. Фломастеры бывают толстые и тонкие, различных цветов. Ими можно работать, используя штрих, линию или декоративные пятна
  • Инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара.

Фломастер

  • Он легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть.
  • Фломастеры бывают толстые и тонкие, различных цветов. Ими можно работать, используя штрих, линию или декоративные пятна
Живописные материалы Живописные материалы – это краски, которые дают художнику богатые возможности в изображении мира В глубокой древности человек научился получать красящие вещества, растирая в порошок разноцветные глины и камни. Эта красочная основа – порошок - называется «пигмент» Чтобы из него сделать краску, надо найти подходящее связующее вещество. Для этого применяют воск, яичный желток, рыбий клей. Художнику для живописи требуются разные виды красок – акварель, гуашь, темпера, масло, потому что нужны разные по характеру краски: одни- чтобы расписывать стены , другие - чтобы создавать живописные картины или маленькие живописные произведения

Живописные материалы

  • Живописные материалы – это краски, которые дают художнику богатые возможности в изображении мира
  • В глубокой древности человек научился получать красящие вещества, растирая в порошок разноцветные глины и камни. Эта красочная основа – порошок - называется «пигмент» Чтобы из него сделать краску, надо найти подходящее связующее вещество. Для этого применяют воск, яичный желток, рыбий клей.
  • Художнику для живописи требуются разные виды красок – акварель, гуашь, темпера, масло, потому что нужны разные по характеру краски: одни- чтобы расписывать стены , другие - чтобы создавать живописные картины или маленькие живописные произведения
Акварель Обязательный признак акварели - её прозрачность. Вода, которой растворяется краска, способствует тонкому распределению её на поверхности бумаги. Акварелью можно рисовать по влажной бумаге. Ею можно покрывать просохшую поверхность, на которой уже имеется слой краски

Акварель

  • Обязательный признак акварели - её прозрачность. Вода, которой растворяется краска, способствует тонкому распределению её на поверхности бумаги. Акварелью можно рисовать по влажной бумаге. Ею можно покрывать просохшую поверхность, на которой уже имеется слой краски
Гуашь Её преимущества: легко отмывается или отстирывается, быстро высыхает на любом материале, поверх просохшей гуаши можно рисовать другим цветом Краска не прозрачная, плотная высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном холсте, на ткани, картоне, фанере.

Гуашь

  • Её преимущества: легко отмывается или отстирывается, быстро высыхает на любом материале, поверх просохшей гуаши можно рисовать другим цветом
  • Краска не прозрачная, плотная высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном холсте, на ткани, картоне, фанере.
Масляные краски Разводят не водой, а специальной жидкостью (лаки, растворители). Они густые и непрозрачные

Масляные краски

  • Разводят не водой, а специальной жидкостью (лаки, растворители).
  • Они густые и непрозрачные

Список литературы:

  • Художественные материалы URL: http://www.palitrazvetov.ru/razdeli/palitra/palitra-kartinka.html
  • Графические материалыURL: http://for-art.ru/catalog/nabor_dlya_risovaniya_i_grafiki_cretacolor_teacher.html URL: http://risuem.net/tush/tochechnaya-tehnika-risovaniya-bumaga-pero-tush URL: http://www.solusupack.ru/pub/view/gelevaya-ruchka URL: http://maestria.su/katalog/115232/51335/51340/?pos=1168706
  • Графитный карандашURL: http://satu.kz/Karandashi-prostye.html URL: http://irecommend.ru/content/prostye-karandashi-koh-i-noor
  • Учебный рисунок, ок. 1950. Карандаш URL: https://vk.com/photo-9084693_296387988
  • И.И. Тартаковский «Портрет художника С. Комисаренко», 1952. Бумага, карандаш URL: http://isaak.tartakovsky.kiev.ua/pictures.html
  • Изображение точилка URL: http://www.ua.all.biz/tochilki-bgg1064809
  • Изображение канцелярский нож URL: http://www.komus.ru/catalog/533/
  • Уголь рисовальный URL: http://maestria.su/katalog/115232/51335/51340/?pos=1168706 URL: http://www.flavoroflife.ru/catalog/karandashi/ URL: http://risoval-ko.ru/materials/kak-vyibirat-risovalnyiy-ugol/
  • Г. Курбе «Мужчина с трубкой (Автопортрет)», 1847. Уголь URL: http://all-drawings.livejournal.com/50942.html?thread=187902
  • И.Е. Репин «Портрет актрисы Элеоноры Дузе», 1891. Холст, уголь URL: http://gallerix.ru/album/Repin/pic/glrx-844323730
  • Н.И. Фешин «Портрет старика», 2 четверть XX в. Уголь URL: http://graphic.org.ru/feshin.html
  • Н.И. Фешин «Смеющийся мужчина с усами», ок 1940. Уголь URL: http://graphic.org.ru/feshin.html
  • Н.Н. Жуков «Портрет скульптора С.И. Эрьзи» URL: http://erzya.info/photo/5-0-72
Список литературы: Соус URL: http://podolsk-artc.ru/catalog/15-graficheskie_pastelnie_materiali_rossip.htm  Н.Д. Блохин «Весельчак», 1994. Бумага, соус URL: http://nikolay-blokhin.com/gallery/graphics/stank-ris/  Н.Д. Блохин «Алиса», 2007. Бумага, соус URL: http://nikolay-blokhin.com/gallery/graphics/stank-ris/  Сангина URL: http://www.specialist.ru/course/oris2/razdacha  Аннибали Каррачи «Портрет мужчины» URL: http://vk.com/wall-33780182_249  Ж.Б. Грез «Голова девочки» URL: http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Drawings_by_Jean-Baptiste_Greuze#mediaviewer/File:Jean-Baptiste_Greuze_-_drawing_of_a_woman.jpg  З.Е. Серебрякова «А.Н. Бенуа», 1924-27. Бумага, сангина URL: http://eho-2013.livejournal.com/382011.html  З.Е. Серебрякова «Лидочка Иванова», 1921. Бумага, сангина URL: http://vk.com/photo-30433765_268481373  Тушь URL: http://www.officemag.ru/catalog/88093/249220/ URL: http://azur.md/shop/instrumenti/%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2-5%D1%88%D1%82-%D0%B8-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82/ URL: http://karina-yem.livejournal.com/727410.html  Леонардо да Винчи «Голова старика», 1488. Чернила URL: http://jivopis.ws/pictures/list/?pid=159&from=20  П.В. Митурич «Портрет мужчины» URL: http://www.litmir.net/br/?b=214378&p=85  В.А. Серов «Портрет Н.З. Рапорт», 1908. Кисть, тушь URL: http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post129894842/

Список литературы:

  • Соус URL: http://podolsk-artc.ru/catalog/15-graficheskie_pastelnie_materiali_rossip.htm
  • Н.Д. Блохин «Весельчак», 1994. Бумага, соус URL: http://nikolay-blokhin.com/gallery/graphics/stank-ris/
  • Н.Д. Блохин «Алиса», 2007. Бумага, соус URL: http://nikolay-blokhin.com/gallery/graphics/stank-ris/
  • Сангина URL: http://www.specialist.ru/course/oris2/razdacha
  • Аннибали Каррачи «Портрет мужчины» URL: http://vk.com/wall-33780182_249
  • Ж.Б. Грез «Голова девочки» URL: http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Drawings_by_Jean-Baptiste_Greuze#mediaviewer/File:Jean-Baptiste_Greuze_-_drawing_of_a_woman.jpg
  • З.Е. Серебрякова «А.Н. Бенуа», 1924-27. Бумага, сангина URL: http://eho-2013.livejournal.com/382011.html
  • З.Е. Серебрякова «Лидочка Иванова», 1921. Бумага, сангина URL: http://vk.com/photo-30433765_268481373
  • Тушь URL: http://www.officemag.ru/catalog/88093/249220/ URL: http://azur.md/shop/instrumenti/%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2-5%D1%88%D1%82-%D0%B8-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82/ URL: http://karina-yem.livejournal.com/727410.html
  • Леонардо да Винчи «Голова старика», 1488. Чернила URL: http://jivopis.ws/pictures/list/?pid=159&from=20
  • П.В. Митурич «Портрет мужчины» URL: http://www.litmir.net/br/?b=214378&p=85
  • В.А. Серов «Портрет Н.З. Рапорт», 1908. Кисть, тушь URL: http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post129894842/
Список литературы: Фломастер URL: http://7kilometr.com/rus/article/flomasteri-plastikovie-cvetnie-professionalnie-flomasteri-odessa URL: http://nazya.com/product/flomaster--akvarel-fabercastell-2569-faber_6109879467.html  Живописные материалы URL: http://lakokraski.blogspot.ru/2011/08/blog-post_22.html  Акварель URL: http://embedder.livejournal.com/28370.html URL: http://irecommend.ru/content/nabor-akvarelnykh-krasok-leningrad URL: http://shop.kostyor.ru/includes/include99.php?part=99&pr=4  Гуашь URL: http://www.liveinternet.ru/tags/%E3%F3%E0%F8%E5%E2%FB%E5+%EA%F0%E0%F1%EA%E8/page2.html  URL : http://artbaza.com.ua/82-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8-%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5  Масляные краски URL: http://art.syzran.ru/vspom/ URL: http://magazinhudozhnik.ru/katalog/maslyanye_kraski URL: http://razvitiedetei.info/risovanie-i-zhivopis/kak-risovat-maslyanymi-kraskami.html URL: http://4dekor.ru/shop/krasky/masljanye  Барщ, А. О. Рисунок в средней художественной школе – М.: Академия художеств СССР, 1963. – 300с.: ил. (Изображения слайд 6,7) Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве – 2-е изд., доп – М.: Просвещение, 1988. – 172 с.: ил.

Список литературы:

  • Фломастер URL: http://7kilometr.com/rus/article/flomasteri-plastikovie-cvetnie-professionalnie-flomasteri-odessa URL: http://nazya.com/product/flomaster--akvarel-fabercastell-2569-faber_6109879467.html
  • Живописные материалы URL: http://lakokraski.blogspot.ru/2011/08/blog-post_22.html
  • Акварель URL: http://embedder.livejournal.com/28370.html URL: http://irecommend.ru/content/nabor-akvarelnykh-krasok-leningrad URL: http://shop.kostyor.ru/includes/include99.php?part=99&pr=4
  • Гуашь URL: http://www.liveinternet.ru/tags/%E3%F3%E0%F8%E5%E2%FB%E5+%EA%F0%E0%F1%EA%E8/page2.html URL : http://artbaza.com.ua/82-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8-%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5
  • Масляные краски URL: http://art.syzran.ru/vspom/ URL: http://magazinhudozhnik.ru/katalog/maslyanye_kraski URL: http://razvitiedetei.info/risovanie-i-zhivopis/kak-risovat-maslyanymi-kraskami.html URL: http://4dekor.ru/shop/krasky/masljanye
  • Барщ, А. О. Рисунок в средней художественной школе – М.: Академия художеств СССР, 1963. – 300с.: ил. (Изображения слайд 6,7)
  • Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.
  • Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве – 2-е изд., доп – М.: Просвещение, 1988. – 172 с.: ил.