СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Жизнь дана на добрые дела»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Жизнь дана на добрые дела»»

Тема «Жизнь дана на добрые дела»


Цель: Развитие способности увидеть и оценить нравственную ситуацию поступка сказочных героев, используя понятия «добро» и «зло».

Задачи:

  1. Воспитывать осознанное отношение к социальным нормам поведения (побуждение детей к проявлению добра в поступках).

  2. Способствовать созданию положительного эмоционального климата в классе.

  3. Формировать уважительное отношение друг к другу .

Ход занятия.

  1. Орг. момет

Звучит песня «Дорогою добра»
2. Самоопределение к деятельности

О чём эта песня?(о доброте, о друзьях)

Что значит идти дорогой добра? (значит помощь другу, забота о ближнем)


Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на внеурочном занятии?

Назовите противоположное слово слову «добро». Да сегодня речь пойдёт о «добре и зле».

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
А вы умеете отличать добро от зла и наоборот?


Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки

Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

Посмотрите на сказочных героев и попробуйте определить, кто из них несёт добро, а кто – зло.


3. Работа по теме
Слайды.  Как догадались, что это?

1.Баба Яга - колдует, варит зелье, насылает на людей болезни, смерть, ест, жарит в печи.
2.Иванушка царевич, дурачок. Спасает, выручает.
3.Леший – хозяин леса. Заманивает в лес, чтобы заблудились, погибли.
4. Герда – преодолевает трудности, чтобы спасти Кая. 
5. Снежная Королева – холодная, бездушная, обманом увозит Кая.
6. Кощей Бессмертный – злой, ворует красавиц, принуждает выйти замуж.

7. Фея – добрая, помогает, выручает из беды, награждает.
8. Кикимора болотная – из болота громко кричит о помощи, заманивает в болото. Оборачивается девушкой, зовёт на помощь, заманивает путников в топь. 9. Золушка

10. Змей Горыныч крадёт красавиц, сжигает всё живое.

Вы увидели много героев сказок, отличали добро от зла. Так скажите, что же такое «добро»? (дети отвечают) 
Учитель обобщает ответы детей: «Добро – это всё хорошее, полезное, красивое. Оно соединяет, роднит, дружба, счастье, радость улыбки, хорошие поступки»

Сказки учат думать, видеть добро, зло и размышлять над своими поступками.

- Ребята, добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей). 
Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. 
Что такое зло? (дети отвечают) 
Учитель обобщает ответы детей: «Зло – это вред, боль, страдание, обида, грубость, драки, злые словаплохие поступки. Оно разъединяет, разрушает дружбу».


Сказки помогают нам понять, что такое добро и зло.
Игра «Сказка».(2мин)
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.) 

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей) 

Сказки многому учат тех, кто умеет размышлять над прочитанным. Ведь мало уметь читать, надо уметь думать. 

Собираем пословицы
– В народе часто говорят пословицу: «Доброе слово и кошке приятно» (пословица вывешивается на доску).
- Как понимаете смысл этой пословицы? (ответы)
-А что такое пословица? (ответы)
Пословица - это народная мудрость, совет всем людям. Послушайте, что записано в словаре В.И. Даля о пословице: «Пословица – краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа…»

- Предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Пословицы рассыпались на слова. Помогите собрать и прочитать.

«Жизнь дана на добрые дела» 
«За добро добром и платят»
«Доброе слово лечит, а злое калечит»
- Как понимаете смысл? (ответы)

- А вы часто используете в речи добрые слова? (ответы)
- Их ещё называют «волшебные», почему? (ответы)


Рифмы


Проверим, насколько хорошо вы знаете вежливые слова. Я буду называть предложение, а вы в рифму заканчивать его волшебным словом.


- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, при встрече…. (здравствуйте)

- Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, простите ,пожалуйста)

- И во Франции, и в Дании

На прощанье все говорят …(до свидания)

- 2 –


- Эти слова всем известны давно,

Видишь — они и просты, и не новы.

Но я ещё повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!


«Ваза» добрых дел


  • Помогать родителям по дому

  • Участвовать в школьном мероприятии

  • Чтение книги

  • Играть с малышами

  • Говорить добрые слова окружающим

  • Помогать старым и больным

  • Помогать товарищу в учебе


Страна Вежливости и Доброты (слайды)

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ……….Спасибо

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит………Добрый День!

  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы…….Спасибо!

  • Когда нас бранят за шалости, говорим……..Прости, пожалуйста

  • Ситуации

  • Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой!” “А ты как его зовешь?” - спросила мама. – “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”



  • В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!”


Загадки

В жизни и в сказках волшебные слова помогают людям делать добро и бороться со злом. Отгадайте загадки:


За новыми мозгами

Он в город шёл с друзьями.
Преграды не страшили.
Бесстрашным был … (Страшила)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота 
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…….(Айболит

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла, стирала, ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ( Василиса Премудрая)

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…..(Чиполлино)

Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… ( Винни- Пух)

Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Не волчонок, не сурок.
Но заснята на кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется… (Чебурашка)




Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена….(Крокодил)


Чтение стихотворений о добре


Читает стихотворение ученица

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой!
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!

На клумбе – цветок, его листья повисли.
Грустит он… О чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.

Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.
«Вернусь, хорошо бы присесть, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять»

 
И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
- Да это, как в сказке, волшебник ты мой!

Быть легче добрым или злым? 
Как вы думаете? Почему? (ответы детей)

Игра с мячом: круговая беседа

Я чувствую себя счастливым, когда……………………….
(хорошо всем, все улыбаются и т. д.) 
«Правила доброты»
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро». (дерево доброты с листочками –правилами доброты) Это дерево даст свои плоды, вырастут новые деревья и, появится целый сад.

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

Делать добро для близких и друзей.

Не завидовать.

Не вредничать.

Не грубить.

Итог

На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.
Наш сад наполнится «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками.

Рефлексия Предлагаю дополнить наш сад цветами, домиком, бабочками, облаками, зверями.
Сажая цветы, вы должны назвать: назвать любые добрые поступки. (под музыку учащиеся прикрепляют сделанные на уроке труда цветы на доску, называя при этом что-то доброе)


- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!

Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.























6