СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество Боборахима машраба

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Боборахима машраба»

Презентация  Жизнь и Творчество  Бабарахима Машраба

Презентация Жизнь и Творчество Бабарахима Машраба

Боборахим Машраб  (1657-1711) – один из классиков узбекской литературы, выдающийся лирический поэт и мыслитель, последователь суфийского течения тарикат..   Родился  Боборахим Машраб  в 1657 году в городе  Андижан е  (по другим данным в  Наманган е ) в семье бедного ремесленника. Его отец – ткач  Мулла Вали-баба  был образованным человеком, того же хотел и для своего сына.

Боборахим Машраб  (1657-1711) – один из классиков узбекской литературы, выдающийся лирический поэт и мыслитель, последователь суфийского течения тарикат..  Родился  Боборахим Машраб  в 1657 году в городе  Андижан е  (по другим данным в  Наманган е ) в семье бедного ремесленника. Его отец – ткач  Мулла Вали-баба  был образованным человеком, того же хотел и для своего сына.

Начальное образование мальчик получил в наманганском медресе, его образованием занимался известный теолог того времени  Мулла Бозор-Охунд , который и привил будущему поэту знания в различных науках, особенно религиозной философии. В этот период  Боборахим  хорошо усвоил арабский и персидские языки, изучил основные художественные приемы восточной поэзии. Заметив у ученика недюженные способности, но некоторую склонность к вольнодумству,  Бозор-Охунд  посоветовал ему учиться дальше и рекомендовал в послушание к известному суфийскому ишану  Афаку-Ходже . Так в 1665 году  Машраб  оказался в  Кашгаре .

Начальное образование мальчик получил в наманганском медресе, его образованием занимался известный теолог того времени  Мулла Бозор-Охунд , который и привил будущему поэту знания в различных науках, особенно религиозной философии. В этот период  Боборахим  хорошо усвоил арабский и персидские языки, изучил основные художественные приемы восточной поэзии. Заметив у ученика недюженные способности, но некоторую склонность к вольнодумству,  Бозор-Охунд  посоветовал ему учиться дальше и рекомендовал в послушание к известному суфийскому ишану  Афаку-Ходже . Так в 1665 году  Машраб  оказался в  Кашгаре .

Воспитание  Машраба , как фанатично преданного мусульманина началось с того, что  Афак-Ходжа  определил молодого поэта на конюшню и семь долгих лет  Боборахим  « постигал » основы суфизма, ухаживая за лошадьми ишана. Именно в этот период юноша понимает все лицемерие и порочность ( Афак-Ходжа  содержал гарем из  400 наложниц) « непогрешимого » суфия, а атмосфера зависти, клеветы и доносительства распространенная среди учеников богослова, просто сводит поэта с ума.

Воспитание  Машраба , как фанатично преданного мусульманина началось с того, что  Афак-Ходжа  определил молодого поэта на конюшню и семь долгих лет  Боборахим  « постигал » основы суфизма, ухаживая за лошадьми ишана. Именно в этот период юноша понимает все лицемерие и порочность ( Афак-Ходжа  содержал гарем из  400 наложниц) « непогрешимого » суфия, а атмосфера зависти, клеветы и доносительства распространенная среди учеников богослова, просто сводит поэта с ума.

Машраб  начинает открыто выступать против политики « двойных стандартов » в учении  Афака-Ходжи . Опасаясь талантливых сатирических стихов и желая избавиться от неугодного вольнодумца, который осмелился открыто высмеивать духовенство, ишан обвинил ученика в любви к одной из своих наложниц и сурово наказал поэта, выгнав его из  Кашгара  в 1672 году.  С этого момента начинается сорокалетний период скитаний  мятежного  Машраба . Поэт прошел пешком почти  все районы Центральной Азии  и  Ближнего Востока ,  побывал в Индии . 

Машраб  начинает открыто выступать против политики « двойных стандартов » в учении  Афака-Ходжи . Опасаясь талантливых сатирических стихов и желая избавиться от неугодного вольнодумца, который осмелился открыто высмеивать духовенство, ишан обвинил ученика в любви к одной из своих наложниц и сурово наказал поэта, выгнав его из  Кашгара  в 1672 году. С этого момента начинается сорокалетний период скитаний  мятежного  Машраба . Поэт прошел пешком почти  все районы Центральной Азии  и  Ближнего Востокапобывал в Индии

Во времена своих странствий поэт не мог не посетить  Бухару  - прославленный город поэтов и философов ,  родину  Бахауддина Накшбанди  –  основателя суфистского ордена , к которому  Машраб  чувствовал необыкновенное почтение.  Боборахим Машраб  провел в дороге почти сорок лет, ученые считают, что именно в этот период и появились многие из дошедших до нас произведений поэта составляющие « Диван Машраб » - поэтический сборник жизнеописаний поэта.  Литературное наследие  Машраба  пропитано глубокой народностью, сочувствием к жизни человека труда, тоскою по покинутой родине и острой сатирой на власть имущих.

Во времена своих странствий поэт не мог не посетить  Бухару  - прославленный город поэтов и философовродину  Бахауддина Накшбанди  –  основателя суфистского ордена , к которому  Машраб  чувствовал необыкновенное почтение. Боборахим Машраб  провел в дороге почти сорок лет, ученые считают, что именно в этот период и появились многие из дошедших до нас произведений поэта составляющие « Диван Машраб » - поэтический сборник жизнеописаний поэта. Литературное наследие  Машраба  пропитано глубокой народностью, сочувствием к жизни человека труда, тоскою по покинутой родине и острой сатирой на власть имущих.

Гуманистические и просветительские идеи поэта, его резкая критика духовенства, сомнения в догмах ислама, привели к яростным нападкам на него представителей культа. Поэтому в 1711 году поэт был схвачен и предан суду в  Балхе . Жестокий правитель  Махмуд Катаган , идя на поводу у представителей церкви, приговорил поэта к казни через повешание.  Могила знаменитого поэта, находится в селение  Ишкашала , что недалеко от города  Ханабад в Афганистане .

Гуманистические и просветительские идеи поэта, его резкая критика духовенства, сомнения в догмах ислама, привели к яростным нападкам на него представителей культа. Поэтому в 1711 году поэт был схвачен и предан суду в  Балхе . Жестокий правитель  Махмуд Катаган , идя на поводу у представителей церкви, приговорил поэта к казни через повешание. Могила знаменитого поэта, находится в селение  Ишкашала , что недалеко от города  Ханабад в Афганистане .