СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество Джахан Увайси

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Джахан Увайси»

Джахан-атын  Увайси.  (1780? - 1850?)

Джахан-атын

Увайси.

(1780? - 1850?)

 Джахан-Атын Увайси - творческий псевдоним Джахан-биби или Джахан-Атын, поэтесса из великого трио кокандской женской поэзии: Увайси, Надира и Махзуна.  Увайси писала на чага-тайском языке, прямом предшественнике совре-менного узбекского и уй-гурского языков.

Джахан-Атын Увайси - творческий псевдоним Джахан-биби или Джахан-Атын, поэтесса из великого трио кокандской женской поэзии: Увайси, Надира и Махзуна.

Увайси писала на чага-тайском языке, прямом предшественнике совре-менного узбекского и уй-гурского языков.

 Увайси родилась около 1780 года в городе Маргилан, являющемся одним из трех крупных центров Ферганской области. В XVIII-XIX веке Маргилан входил в состав Кокандского ханства, расположенного на территории современных Узбекистана, Таджикистана, южного Казахстана и Киргизии.  Основным занятием жителей Марги-лана было производство шёлковых тканей хан-атлас.

Увайси родилась около 1780 года в городе Маргилан, являющемся одним из трех крупных центров Ферганской области. В XVIII-XIX веке Маргилан входил в состав Кокандского ханства, расположенного на территории современных Узбекистана, Таджикистана, южного Казахстана и Киргизии.

Основным занятием жителей Марги-лана было производство шёлковых тканей хан-атлас.

 Семья Увайси была образованной, родители уде-ляли внимание обучению до-чери. От отца Увайси полу-чила знания о светских нау-ках, а также представление об особенностях составления рифм и стихосложения.  Известно, что Увайси изучала творчество Навои, Лутфи, Бабура, Фузули, Ха-физа и Джами, что несомнено способствовало развитию ее поэтического дара.

Семья Увайси была образованной, родители уде-ляли внимание обучению до-чери. От отца Увайси полу-чила знания о светских нау-ках, а также представление об особенностях составления рифм и стихосложения.

Известно, что Увайси изучала творчество Навои, Лутфи, Бабура, Фузули, Ха-физа и Джами, что несомнено способствовало развитию ее поэтического дара.

 Увайси рано осталась вдовой с двумя детьми, и переехала в Коканд, где вошла в круг приближенных Надиры, жены кокандского правителя Умар-хана.  Умар-хан благосклонно относился к поэзии, писал стихи сам, а Надира являлась одной из просвещеннейших женщин своего времени, покровительствовала искусству и культуре, поддерживала строительство медресе и различных общест-венных зданий. Надира также успешно занималась литера-турой и поэзией. Нодирабегим

Увайси рано осталась вдовой с двумя детьми, и переехала в Коканд, где вошла в круг приближенных Надиры, жены кокандского правителя Умар-хана.

Умар-хан благосклонно относился к поэзии, писал стихи сам, а Надира являлась одной из просвещеннейших женщин своего времени, покровительствовала искусству и культуре, поддерживала строительство медресе и различных общест-венных зданий. Надира также успешно занималась литера-турой и поэзией.

Нодирабегим

 Тем не менее, отношения Увайси с просвещенной че-той правителей складыва-лись непросто. Семья Увай-си периодически испыты-вала нужду. По приказу Умар-хана сын Увайси был отправлен в ссылку, сол-датом в Кашгар. Смерть дочери Куяш лишила Увай-си семьи, и поэтесса вложи-ла все свои силы в учитель-ство.

Тем не менее, отношения Увайси с просвещенной че-той правителей складыва-лись непросто. Семья Увай-си периодически испыты-вала нужду. По приказу Умар-хана сын Увайси был отправлен в ссылку, сол-датом в Кашгар. Смерть дочери Куяш лишила Увай-си семьи, и поэтесса вложи-ла все свои силы в учитель-ство.

 С 1822 года овдовевшая Надира сама стала фактически соправительницей Коканда - как опекунша своего 12-летнего сына Муххамеда-Али (Мадали-хана). В это время Кокандское ханство достигло своей наивысшей точки расцвета. Вокруг Надиры собрался круг просвещённых деятелей культуры и науки, и Увайси стала одной из наиболее близких подруг жены правителя.  В 1842 году Надира и оба её сына в резуль-тате политического заговора были убиты Насруллой, правителем Бухарского эмирата.  Увайси пережила свою подругу и самого вы-сокопоставленного из учеников. Дата смерти Увайси указывается в разных источниках от 1846 до 1850 года.

С 1822 года овдовевшая Надира сама стала фактически соправительницей Коканда - как опекунша своего 12-летнего сына Муххамеда-Али (Мадали-хана). В это время Кокандское ханство достигло своей наивысшей точки расцвета. Вокруг Надиры собрался круг просвещённых деятелей культуры и науки, и Увайси стала одной из наиболее близких подруг жены правителя.

В 1842 году Надира и оба её сына в резуль-тате политического заговора были убиты Насруллой, правителем Бухарского эмирата.

Увайси пережила свою подругу и самого вы-сокопоставленного из учеников. Дата смерти Увайси указывается в разных источниках от 1846 до 1850 года.

Творчество «Произведения Увайси»  книга на турецком языке, под редакцией Доктора Э.Ямана.

Творчество

«Произведения Увайси»

книга на турецком языке,

под редакцией Доктора Э.Ямана.

 Формы и средства лирической поэзии Увайси основаны на традициях восточной поэзии, но особенностью творчества поэтессы и вообще кокандской поэзии начала XIX века стало само возникновение такого явления, как женская поэзия.  Поэмы и стихи Увайси посвящены как автобиографическим переживаниям любовных чувств, печальных чувств утраты и одиночества (иногда Увайси даже называют

Формы и средства лирической поэзии Увайси основаны на традициях восточной поэзии, но особенностью творчества поэтессы и вообще кокандской поэзии начала XIX века стало само возникновение такого явления, как женская поэзия.

Поэмы и стихи Увайси посвящены как автобиографическим переживаниям любовных чувств, печальных чувств утраты и одиночества (иногда Увайси даже называют "поэтессой скорби"), так и восхвалению благородных помыслов и чувств. Любовь, дружба, уважение к женщине становятся в поэзии Увайси темами с нотками социальной критики, а ее реалистический взгляд на мир подчас исполнен горечи понимания несовершенства человеческой натуры и общественных устоев.

 Увайси - автор дастанов “Поэма о принце Хасане” и “Поэма о принце Хусейне”, объединяемых в книгу под общим названием “Карбаланаме”. Поэмы повествуют о имамах Хасане и Хусейне, сыновьях-близнецах халифа Али.  Еще один дастан Увайси -

Увайси - автор дастанов “Поэма о принце Хасане” и “Поэма о принце Хусейне”, объединяемых в книгу под общим названием “Карбаланаме”. Поэмы повествуют о имамах Хасане и Хусейне, сыновьях-близнецах халифа Али.

Еще один дастан Увайси - "Жизнь Мухаммад-Али-хана" остался неоконченным. Возможно, написание стихотворного жизнеописания сына Надиры и Умар-хана, ставшего правителем Кокандского ханства, было прервано его гибелью. Увайси также оставила диван стихов, ставших классикой восточной лирики.

Арифжанова Ф.Р. школа 188 г.Ташкент

 Рукописи Увайси находятся в Институте востоковедения имени Беруни АН Узбекис-тана и в библиотеке Андижанского государ-ственного педагогического института.  Русскоязычным читателям творчество Увайси стало известным во многом благодаря переводам Сергея Иванова, которые были выпущены значительными тиражами в 1970-1980-е годы. Арифжанова Ф.Р. школа 188 г.Ташкент

Рукописи Увайси находятся в Институте востоковедения имени Беруни АН Узбекис-тана и в библиотеке Андижанского государ-ственного педагогического института.

Русскоязычным читателям творчество Увайси стало известным во многом благодаря переводам Сергея Иванова, которые были выпущены значительными тиражами в 1970-1980-е годы.

Арифжанова Ф.Р. школа 188 г.Ташкент