СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество Н.А.Рау

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит о женщине, которая оставила значимы след для сурдопедагогов и сурдопсихологов

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Н.А.Рау»

Наталья Алксандровна Рау(Голяшкина) (1870-1947)

Наталья Алксандровна

Рау(Голяшкина)

(1870-1947)

РАУ Наталья Александровна  сурдопедагог,  общественный деятель,  кандидат педагогических наук (1932).    Профессиональные интересы Рау определились уже в ранней юности, когда она обучала грамоте детей в деревне, где семья проводила лето. Особенное внимание Рау уделяла детям дошкольного и ясельного возраста.  В 19 лет организовала при одной из фабрик воскресные классы для подростков. В 1893 в одном из беднейших районов Москвы – Пресне – при содействии Рау были открыты ясли для детей рабочих, где, несмотря на ограниченность средств, удалось наладить работу.

РАУ Наталья Александровна сурдопедагог, общественный деятель, кандидат педагогических наук (1932).

Профессиональные интересы Рау определились уже в ранней юности, когда она обучала грамоте детей в деревне, где семья проводила лето. Особенное внимание Рау уделяла детям дошкольного и ясельного возраста.

В 19 лет организовала при одной из фабрик воскресные классы для подростков. В 1893 в одном из беднейших районов Москвы – Пресне – при содействии Рау были открыты ясли для детей рабочих, где, несмотря на ограниченность средств, удалось наладить работу.

Первые шаги в сурдопедагогике были сделаны Рау в школе для глухих, где работал учителем ее супруг Ф.А. Рау. Уже в эти годы сформулировала один из важнейших принципов работы с глухими: дошкольное воспитание может оказать значительное положительное влияние на уровень общего и речевого развития глухих.
  • Первые шаги в сурдопедагогике были сделаны Рау в школе для глухих, где работал учителем ее супруг Ф.А. Рау. Уже в эти годы сформулировала один из важнейших принципов работы с глухими: дошкольное воспитание может оказать значительное положительное влияние на уровень общего и речевого развития глухих.
В 1900 в Москве открылся первый не только в России, но и в Европе детский сад для глухих детей, основателями которого были супруги Рау. Опыта работы по воспитанию глухих детей дошкольного возраста в европейской сурдопедагогике этого не существовало. С этого времени вопросы дошкольного воспитания глухих неизменно находились в центре внимания Рау.

В 1900 в Москве открылся первый не только в России, но и в Европе детский сад для глухих детей, основателями которого были супруги Рау. Опыта работы по воспитанию глухих детей дошкольного возраста в европейской сурдопедагогике этого не существовало. С этого времени вопросы дошкольного воспитания глухих неизменно находились в центре внимания Рау.

Добивалась, чтобы в стране было создано необходимое количество дошкольных учреждений для глухих, где дети получат возможность раньше начать обучение словесной речи. В 1915 Московская городская управа выделила деньги для трех подобных учреждений, которые также работали под руководством Рау. В 1921 назначена инспектором детских садов для глухих. При непосредственном участии Рау реализовалось постановление советского правительства о создании новых учреждений для глухих дошкольников.
  • Добивалась, чтобы в стране было создано необходимое количество дошкольных учреждений для глухих, где дети получат возможность раньше начать обучение словесной речи. В 1915 Московская городская управа выделила деньги для трех подобных учреждений, которые также работали под руководством Рау.
  • В 1921 назначена инспектором детских садов для глухих. При непосредственном участии Рау реализовалось постановление советского правительства о создании новых учреждений для глухих дошкольников.
В 1922 по инициативе супругов Pay был организован кружок обучения чтению с губ для плохослышащих взрослых, ставший основой созданного в 1928 «Клуба беглого чтения с губ». Позднее «Клуб…» был преобразован в «Курсы чтения с губ», а затем – в «Слуховой кабинет». Задачи специального государственного дошкольного воспитания глухих видела во всестороннем развитии физических и духовных сил ребенка, выделяя в качестве ключевого момента формирование словесной речи в устной и письменной формах. Особое место в работе Рау с глухими детьми занимало консультирование родителей. Давала практические советы по обучению и воспитанию, объясняла матерям причины потери слуха.
  • В 1922 по инициативе супругов Pay был организован кружок обучения чтению с губ для плохослышащих взрослых, ставший основой созданного в 1928 «Клуба беглого чтения с губ». Позднее «Клуб…» был преобразован в «Курсы чтения с губ», а затем – в «Слуховой кабинет».
  • Задачи специального государственного дошкольного воспитания глухих видела во всестороннем развитии физических и духовных сил ребенка, выделяя в качестве ключевого момента формирование словесной речи в устной и письменной формах.
  • Особое место в работе Рау с глухими детьми занимало консультирование родителей. Давала практические советы по обучению и воспитанию, объясняла матерям причины потери слуха.
Рау были созданы специальные руководства по семейному воспитанию глухих детей. В работе по обучению чтению взрослых с губ придавала огромное значение определенному душевному состоянию ученика: оптимизму, вере в себя.  В 1929 вышло первое метод. пос. «Чтение с губ. В помощь оглохшим и поздно оглохшим», которое состояло из 2-х частей: метод. указаний и материала для упражнений.  Особое значение придавалось умению ученика подражать и произносить совместно с учителем предлагаемый речевой материал. Среди разнообразных приемов работы со взрослыми – предложенное Рау «Круговое письмо» – дневник, который по очереди передаваемый из рук в руки, заполнялся разными участниками. Это помогало людям, потерявшим слух, устанавливать контакты друг с другом, расширяло кругозор, давало моральную поддержку.
  • Рау были созданы специальные руководства по семейному воспитанию глухих детей. В работе по обучению чтению взрослых с губ придавала огромное значение определенному душевному состоянию ученика: оптимизму, вере в себя.
  • В 1929 вышло первое метод. пос. «Чтение с губ. В помощь оглохшим и поздно оглохшим», которое состояло из 2-х частей: метод. указаний и материала для упражнений.
  • Особое значение придавалось умению ученика подражать и произносить совместно с учителем предлагаемый речевой материал. Среди разнообразных приемов работы со взрослыми – предложенное Рау «Круговое письмо» – дневник, который по очереди передаваемый из рук в руки, заполнялся разными участниками.
  • Это помогало людям, потерявшим слух, устанавливать контакты друг с другом, расширяло кругозор, давало моральную поддержку.
На основе внедренных в практику научных данных Н.А. Рау доказала, что глухонемой ребенок дошкольного возраста в состоянии овладеть речью, как средством общения и познания, что можно расширить его кругозор, развить мышление и воспитать его нравственные чувства, начиная с раннего детства, так как этот возраст наиболее гибкий и чувствительный.
  • На основе внедренных в практику научных данных Н.А. Рау доказала, что глухонемой ребенок дошкольного возраста в состоянии овладеть речью, как средством общения и познания, что можно расширить его кругозор, развить мышление и воспитать его нравственные чувства, начиная с раннего детства, так как этот возраст наиболее гибкий и чувствительный.
Н. А. Рау, не ограничиваясь развитием так называемой «сенсомоторной культуры» (Монтесори, Декроли), абсолютно исключающей занятия по развитию словесной речи, создала собственную методику общего и речевого развития глухих дошкольников. Учитывая возрастные возможности глухих детей Наталья Александровна Рау разработала «материнский метод», сущность которого составляли специфические принципы и приемы работы над фонетической стороной речи путем использования всех сохранных анализаторов
  • Н. А. Рау, не ограничиваясь развитием так называемой «сенсомоторной культуры» (Монтесори, Декроли), абсолютно исключающей занятия по развитию словесной речи, создала собственную методику общего и речевого развития глухих дошкольников. Учитывая возрастные возможности глухих детей Наталья Александровна Рау разработала «материнский метод», сущность которого составляли специфические принципы и приемы работы над фонетической стороной речи путем использования всех сохранных анализаторов
Список научных трудов 1. Букварь для глухонемых. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых, (Совм. с Ф.А. Рау), 1903, 1911, 1914, 1924, 1926, 1938, 1939, 1940. О воспитании глухонемых детей дошкольного возраста: Советы родителям. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского уч-ща. глухонемых, 1903. 2. Детские сады для глухонемых. // Второй съезд деятелей по обучению, воспитанию и призрению глухонемых. 27-29 декабря 1903. СПб., 1904. 3. Маленьким друзьям: Глухонемым детям от слышащих детей. М.:Тип. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых, 1906 (Совм. с Ф.А. Pay). 4. Детский сад-пансион для глухонемых Н.А. и Ф.А. Рау. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых, 1912 (Совм. с Ф.А. Рау). 5. Правила детского сада для детей обоего пола Н. и Ф. Pay. M.: Тип. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых (Совм. с Ф.А. Pay). 6. Проспект курсов для воспитательниц и матерей глухонемых детей дошкольного возраста, состоящих при детском саде для глухонемых Н. и Ф. Pay. M., 1913 (Совм. с Ф.А. Pay). 7. Маленький глухонемой читатель. М.: Тип. Моск. гор. Арнольдо-Tpетьяковского уч-ща глухонемых, 1914. Вып. 1. (Совм. с Ф.А. Рау).

Список научных трудов

  • 1. Букварь для глухонемых. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых, (Совм. с Ф.А. Рау), 1903, 1911, 1914, 1924, 1926, 1938, 1939, 1940. О воспитании глухонемых детей дошкольного возраста: Советы родителям. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского уч-ща. глухонемых, 1903.
  • 2. Детские сады для глухонемых. // Второй съезд деятелей по обучению, воспитанию и призрению глухонемых. 27-29 декабря 1903. СПб., 1904.
  • 3. Маленьким друзьям: Глухонемым детям от слышащих детей. М.:Тип. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых, 1906 (Совм. с Ф.А. Pay).
  • 4. Детский сад-пансион для глухонемых Н.А. и Ф.А. Рау. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых, 1912 (Совм. с Ф.А. Рау).
  • 5. Правила детского сада для детей обоего пола Н. и Ф. Pay. M.: Тип. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых (Совм. с Ф.А. Pay).
  • 6. Проспект курсов для воспитательниц и матерей глухонемых детей дошкольного возраста, состоящих при детском саде для глухонемых Н. и Ф. Pay. M., 1913 (Совм. с Ф.А. Pay).
  • 7. Маленький глухонемой читатель. М.: Тип. Моск. гор. Арнольдо-Tpетьяковского уч-ща глухонемых, 1914. Вып. 1. (Совм. с Ф.А. Рау).
  • 8. К товарищам. // Известия всероссийского съезда учителей глухонемых. 1917, 15 нояб. №2/4.
  • 9. О воспитании глухонемых дошкольников. // Делегатка, 1924, № 4.
  • 10. К двадцатипятилетию первого в России Детского дома для глухонемых дошкольников // Жизнь глухонемых, 1925, 31 окт. № 19.
  • 11. Сущность и основные методы работы в детских садах для глухонемых детей (дошкольного возраста). // Шафранова А.С. Из опыта изучения труда работников просвещения: Педагоги глухонемых. М., 1925.
  • 12. День учительницы глухонемых дошкольников (младшей группы): Из дневников Н.А. Рау. // Шафранова А.С. Из опыта изучения труда работников просвещения: Педагоги глухонемых. М., 1925.
  • 13. Дошкольное воспитание глухонемых. //Пути воспитания физически дефективного ребенка. М., 1926. Картинки для обучения устной речи и грамоте в учреждениях для глухонемых, вспомогательных школах и для исправления дефектов речи. 4-е изд., пересм. М.: Изд-во «Новая Москва», 1926 (Совм. с Ф.А. Pay).
  • 14. Матерям маленьких глухонемых детей. М.: Изд-во Всерос. об-ва глухих, 1929.
  • 15. Обучение чтению с губ поздно оглохших и плохо слышащих. // Умственная отсталость, слепота и глухонемота. Л.: Изд-во «Долой неграмотность», 1927. День юбиляра (о Ф.А. Pay). // Жизнь глухонемых, 1928, 8 мар. № 4/5 (72/73).
  • 16. К вопросу о сенсомоторном воспитании глухонемых детей дошкольного возраста. // Вопросы дефектологии, 1928, № 1.