Заметка. Наиболее характерным для этого типа жанров является заметка. Заметка обычно сообщает факты (достоверные сведения о свершившихся событиях), может содержать предположения (прогнозы, гипотезы, версии), оценочную информацию, нормативную информацию (сообщения о новых законах и правилах), рекомендации. Отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? Печатается на первых — вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык заметки — сухой, отстраненный, официальный. Краткость заметки определяется спецификой жанра и отражается на её языке: в заметке часто употребляются речевые клише (устоявшие способы выражения сведений о типичных ситуациях) и сокращённые наименования (аббревиатуры). С точки зрения культуры речи важно, чтобы употреблялись только общепринятые сокращения, малоизвестные сокращения необходимо сопровождать полным наименованием, иначе стремление к краткости отрицательно скажется на ясности сообщения. Точность опирается не только на хорошее знание фактов, но и верное употребление слов, для чего журналисту полезно обращаться к толковым и энциклопедическим словарям и специальным справочникам, обращать внимание на точную запись имён, должностей, географических названий, наименований учреждений и организаций. ·Ясность заметки является очень важным её качеством, так как читателю из небольшого по объёму текста необходимо извлечь адресованную ему информацию. Интервью Интервью это знакомое вам слово, может кто-нибудь попробует его объяснить? Некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают, что он имеет черты информационного жанра. Интервью — это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста. Интервью публикуется с целью довести до сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии. Здесь особенно важны подробности события, уточнение его места и времени. Такое интервью содержит вопросы конкретного характера и достаточно лаконичные ответы, а при необходимости — дополнительные вопросы, уточняющие технические детали, упомянутые в ответах на главные вопросы. Такие дополнительные вопросы необходимо задавать, чтобы сделать понятными для читателя употребляемые специалистом профессиональные термины. (на слайде) Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью — интервью-экспресс, блиц-интервью. Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за «круглым столом» и др. Еще существует такой вид журналистики как беседа. Как вы думаете. Чем они отличаются? Беседа Иногда отождествляется с интервью, поскольку имеет значительное сходство с ним, прежде всего — двусоставность текста. В обоих случаях есть обмен мыслями, репликами. Различие этих жанров состоит в роли журналиста. В интервью журналист только задаёт вопросы, и основное содержание публикации определяется ответами на них, В беседе журналист является равноправным партнёром по коммуникативному акту, а значит и создателем содержания будущего текста. Участие журналиста в беседе позволяет более всесторонне рассмотреть предмет разговора, уточнить ответы, соотнести их с другими известными журналисту фактами. Этот жанр требует подготовки журналиста к обсуждению избранной темы, точных представлений о предмете разговора. Особую сложность представляет собой беседа с должностными лицами, незаинтересованными в широком гласном обсуждении результатов их работы. В жизни мы часто видим репортажи Репортаж Является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов и т.п. Позднее такого рода репортажи стали называть отчётами. Своеобразие жанра репортажа возникает, прежде всего, в результате развёрнутого применения, метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортёра заключается в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортёра), т.е. создать «эффект присутствия» — это когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей. Для репортёра важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Способами достижения этой цели являются изложение динамики события или изложение динамики авторских переживаний. (на слайде) Виды репортажа: ·событийный — событие передается хронологически (также различают до событийный и после событийные репортажи), ·тематический — событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии, ·постановочный — ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события. В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность — то сухим и неинтересным. Где мы часто можем наблюдать репортажи? Блиц-опрос Содержит ответы на один и тот же вопрос разных лиц, его цель — краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, взглядов, предпочтений. Блиц-опрос интересен, если содержит разнообразные мнения. «Сказка». Студенты выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр. Цель упражнения – уточнение смысла понятия «журналистская информация». Информационный повод - Событие, достойное того, чтобы стать новостью. информационный повод — это объект, целенаправленно используемый субъектом информационного процесса для внесения информации в информационное пространство. Информационный повод, выбранный и сформулированный по правилам, демонстрирует журналисту, что пресс-релиз пишется на основе реальных фактов, имеющих подтверждения и способных заинтересовать аудиторию. При определенных условиях он позволяет создать информационное сообщение (новость). Сейчас предлагаю вам провести аукцион информационных поводов. Для этого давайте разобьемся на группы. Задача каждой группы «накидать» поводы для написания статьи. Каждую тему писать на отдельном листке. Например, недавно прошел праздник день учителя. Когда вы напишете поводы, первая группа перечислит их. Остальные будут убирать карточки в сторону с повторяющимися. Затем вы мне отдаете карточки с поводами, и один человек из группы вытянет карточку. Какую тему вытащите по этой теме и будете писать один из жанров журналистики. «Первая фраза». Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование – фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель – определить роль первых фраз в журналистском тексте. Все, о чем мы сегодня с вами говорили, это своего рода подвиды статьи. И в наше очень часто все эти жанры смешивают. Особенно это хорошо в социальных сетях. Взять, к примеру наш пед. колледж. Давайте зайдем на нашу группу ВКонтакте. Сейчас каждая подгруппа находит: заметку, репортаж, интервью или статью. И постарается объяснить почему они выбрали именно эту запись. |