Просмотр содержимого документа
«"Зимнее утро" и "Зимний вечер" 5 класс (новый ФГОС)»
«Зимнее утро» и «Зимний вечер»
ЦЕЛИ
- повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности
- рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении
- научиться анализировать лирическое произведение
- Прочитайте выразительно начало стихотворения. Как звучат эти строки?
Стихотворение начинается восторженно . Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко-голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.
- А теперь послушайте фрагмент из первоначального варианта стихотворения:
Под голубыми небесами
Необозримыми коврами
Лежит, как саван, белый снег.
- Каким настроением проникнуто начало стихотворения в первоначальном варианте?
Мёртвая безжизненная снежная пустыня взывает чувство безысходности и одиночества.
- Как вы думаете, почему поэт изменил начало?
Пушкину была свойственна жизнерадостность. Он стремился найти красоту во всём . Зимний пейзаж прекрасен в ясный солнечный день. Поэт любуется красотой мира, ему непременно хочется поделиться своей радостью , разбудить спящую красавицу и рассказать ей о своём восторге.
- Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения? Какова интонация этих строк?
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. «Милый берег» далёк. В финале появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно .
- Почему так отличаются начало и финал стихотворения? На подобных контрастах построено всё произведение.
- Почему отличается начало и финал стихотворения? В чём смысл такого противопоставления?
Чувство лирического героя связано с неполнотой жизни. И оттого рождается грусть последних строк, где противопоставлены полнота лета и опустошение зимы.
Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое для поэта время . Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попечение няни Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта.
- Как поэт описывает снежную бурю?
Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.
- Как изображена в стихотворении няня?
Пушкин нежно обращается к няне: «моя старушка», «мой друг», «добрая подружка бедной юности моей».
- Можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина?
Стихотворение действительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадостное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.
- Какая тема, идея и сюжет этого стихотворения?
Пушкин пишет о своем одиночестве, оторванности от близких и друзей . Размышление поэта о своей горестной судьбе и составляет тему этого стихотворения. Идея заключается в том, что лирический герой верит в то, что он сможет преодолеть все трудности и освободиться.
- Что представляет собой композиция этого стихотворения?
Можно выделить три части: В первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть : в ней вновь упоминается снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придает последней части оптимистическое звучание.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зимнее утро» и «Зимний вечер» помогают увидеть душевное состояние Пушкина в период тяжелых испытаний. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - все это создает настроение томительной тоски.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»