СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Зимнее утро" и "Зимний вечер" 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Зимнее утро" и "Зимний вечер" 5 класс (новый ФГОС)»

«Зимнее утро» и «Зимний вечер»

«Зимнее утро» и «Зимний вечер»

ЦЕЛИ повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении научиться анализировать лирическое произведение

ЦЕЛИ

  • повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности
  • рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении
  • научиться анализировать лирическое произведение
Прочитайте выразительно начало стихотворения. Как звучат эти строки? Стихотворение начинается восторженно  . Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко-голубое небо, морозный воздух.  Кажется, весь мир наполнен радостью. А теперь послушайте фрагмент из первоначального варианта стихотворения: Под голубыми небесами Необозримыми коврами Лежит, как саван, белый снег.
  • Прочитайте выразительно начало стихотворения. Как звучат эти строки?

Стихотворение начинается восторженно  . Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко-голубое небо, морозный воздух.  Кажется, весь мир наполнен радостью.

  • А теперь послушайте фрагмент из первоначального варианта стихотворения:

Под голубыми небесами

Необозримыми коврами

Лежит, как саван, белый снег.

Каким настроением проникнуто начало стихотворения в первоначальном варианте? Мёртвая безжизненная снежная пустыня взывает чувство безысходности и одиночества. Как вы думаете, почему поэт изменил начало? Пушкину была свойственна жизнерадостность. Он стремился найти красоту во всём  . Зимний пейзаж прекрасен в ясный солнечный день.  Поэт любуется красотой мира, ему непременно хочется поделиться своей радостью  , разбудить спящую красавицу и рассказать ей о своём восторге.
  • Каким настроением проникнуто начало стихотворения в первоначальном варианте?

Мёртвая безжизненная снежная пустыня взывает чувство безысходности и одиночества.

  • Как вы думаете, почему поэт изменил начало?

Пушкину была свойственна жизнерадостность. Он стремился найти красоту во всём  . Зимний пейзаж прекрасен в ясный солнечный день.  Поэт любуется красотой мира, ему непременно хочется поделиться своей радостью  , разбудить спящую красавицу и рассказать ей о своём восторге.

Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения? Какова интонация этих строк? И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. «Милый берег» далёк.  В финале появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно  . Почему так отличаются начало и финал стихотворения? На подобных контрастах построено всё произведение.
  • Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения? Какова интонация этих строк?

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. «Милый берег» далёк.  В финале появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно  .

  • Почему так отличаются начало и финал стихотворения? На подобных контрастах построено всё произведение.
Почему отличается начало и финал стихотворения? В чём смысл такого противопоставления? Чувство лирического героя связано с неполнотой жизни. И оттого рождается грусть последних строк, где противопоставлены полнота лета и опустошение зимы.
  • Почему отличается начало и финал стихотворения? В чём смысл такого противопоставления?

Чувство лирического героя связано с неполнотой жизни. И оттого рождается грусть последних строк, где противопоставлены полнота лета и опустошение зимы.

Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое для поэта время . На­дежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попече­ние няни Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта.

Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое для поэта время . На­дежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попече­ние няни Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта.

Как поэт описывает снежную бурю? Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника. Как изображена в стихотворении няня? Пушкин нежно об­ращается к няне: «моя старушка», «мой друг», «добрая подружка бедной юности моей».
  • Как поэт описывает снежную бурю?

Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.

  • Как изображена в стихотворении няня?

Пушкин нежно об­ращается к няне: «моя старушка», «мой друг», «добрая подружка бедной юности моей».

Можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина?  Стихотворение дейст­вительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадо­стное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение. Какая тема, идея и сюжет этого стихотворения? Пушкин пишет о своем одиночестве, оторванности от близ­ких и друзей . Размышление поэта о своей горестной судьбе и составляет тему этого стихотворения. Идея заключается в том, что лирический герой верит в то, что он сможет преодолеть все трудности и освободиться.
  • Можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина? 

Стихотворение дейст­вительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадо­стное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.

  • Какая тема, идея и сюжет этого стихотворения?

Пушкин пишет о своем одиночестве, оторванности от близ­ких и друзей . Размышление поэта о своей горестной судьбе и составляет тему этого стихотворения. Идея заключается в том, что лирический герой верит в то, что он сможет преодолеть все трудности и освободиться.

Что представляет собой композиция этого стихотворения? Можно выделить три части:  В первой части  главным действующим лицом является вьюга.  Вторая часть  целиком посвящена няне и разговору с ней.  Третья часть : в ней вновь упомина­ется снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придает  последней части  оптимистическое звучание.
  • Что представляет собой композиция этого стихотворения?

Можно выделить три части:  В первой части  главным действующим лицом является вьюга.  Вторая часть  целиком посвящена няне и разговору с ней.  Третья часть : в ней вновь упомина­ется снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придает  последней части  оптимистическое звучание.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зимнее утро» и «Зим­ний вечер» помогают увидеть душевное состояние Пушкина в пе­риод тяжелых испытаний. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - все это создает настроение томитель­ной тоски.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зимнее утро» и «Зим­ний вечер» помогают увидеть душевное состояние Пушкина в пе­риод тяжелых испытаний. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - все это создает настроение томитель­ной тоски.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»