Воспитатель старшей группы «Мишки» в зимний период провел следующие занятия:
- «Зимующие птицы» (Формирование целостной картины мира)
- «Составление рассказа по сюжетной картине «Как помочь птицам зимой» (Речевое развитие)
- «Игры во дворе зимой (Ознакомление с окружающим миром)
- «Чтение сказки «Морозко» (Художественная литература)
- «Снег» (опытная деятельность: закрепление знаний о свойствах воды) (Формирование целостной картины мира)
- «Как живут животные крайнего Севера» (Формирование целостной картины мира)
- «Куда ушел снеговик?» (Формирование целостной картины мира).
Проведены игры:
- «Кто как зимует?»
- «Что за птица прилетела?»
- «Два мороза»;
- «Снежинки и ветерок»;
- «Метелица»;
- «Снежная карусель»;
- «Салки со снежками»;
- «Зимушка-зима»;
- «Зайцы и волк»;
- «Веселый снеговик».
Осуществлены наблюдения во время прогулки:
- «Наблюдения за сезонными изменениями» (цель: формировать представление об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях).
- «Наблюдение за птицами зимой» (цель: формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого).
- «Наблюдение за состоянием погоды» (цель: учить различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях).
- «Наблюдение за деревьями» (цель: учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой; воспитывать любовь к природе, способность чувствовать ее красоту).
- «Наблюдение за замерзанием воды» (цель: продолжать знакомить со свойствами воды; расширять представление о предметах и явлениях природы).
- «Наблюдение за снегом» (цель: закреплять представление о снеге как особом состоянии воды).
- «Наблюдение за ветром» (цель: познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга»).
- «Наблюдение за морозом» (за окном мороз) (цель: закреплять умение детей о зимнем явлении – морозе).
Беседовали на темы:
- «Здравствуй, Зимушка-зима!»;
- «Что нам нравится зимой»;
- «Зимние развлечения»;
- «Скоро праздник Новый год»;
- «Подарки Дедушки Морза».
Разучили зимние пословицы, приметы, поговорки, стихотворения:
Август собирает, да вот зима всё проедает.
Больше снега — больше хлеба.
В теплой зимней шубке и морозы как шутка.
В зимний холод всякий молод.
В начале зимы шел сильный снег, в начале лета пойдет сильный дождь.
Воробьи дружно чирикают - это к теплу.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Если в начале зимы был сильный снег, то в начале лета будет сильный дождь.
Если к вечеру первого февраля на небе много звезд, то зиме еще долго стоять.
Если зимой сухо и холодно, то и летом будет сухо и жарко.
Если зимой тепло - летом будет холодно.
Если снег выпадает, когда лист с дерева не спадает, то зима будет лютой.
Если снег плотный и мокрый, будет дождливое, урожайное лето.
Зима - не лето, в меха одета.
Зима без снега, знать лето без хлеба.
Зима все найдет, что лето впрок отложило.
Зима лето пугает, да знай себе тает.
Зима морозная - так лето жаркое.
Зима ночью во двор на цыпочках крадется.
Зиме да лету никак союзу нету.
Зимнее солнце что мачеха: всем светит, да только совсем не греет.
Зимние вьюги принесут летнее ненастье.
Зимний денек с воробьиный скок.
Изморозь - предвестник снега.
Когда в начале февраля погода ясная — весна будет ранней.
Кошка на печи - ко стуже, а кошка на полу - к теплу.
Красный огонь в печи и дрова горят с треском — к морозам.
Много снега - много хлеба.
Новый год — к весне поворот.
Ночью иней - днем снега не выпадет.
Облака плывут низко — жди мороз лютый.
Облака идут против ветра — быть снегу.
Сильно блестят зимою звезды - к морозу.
Сколько лет, сколько зим не видались.
Снег глубок - так и хлеб хорош.
Снег идет хлопьями — к хорошему урожаю.
Теплый декабрь — к затяжной зиме, а также поздней и холодной весне.
Теплый февраль обманчивый: весна будет холодная, с заморозками.
Хорошо солнышко: летом испечет, а зимой не согреет.
Я б зимою съел грибок, да вот больно снег глубок.
Ясные дни в Рождественскую неделю к хорошему урожаю.
Стихи про зиму
Р. Фархади
«Что ты делаешь, Зима?»
— Что ты делаешь, Зима?
— Строю чудо-терема!
Сыплю снежным серебром,
Украшаю все кругом.
Раскружится карусель,
Залихватская метель!
Постараюсь, чтоб с утра
Не скучала детвора,
Чтобы елка разожглась,
Чтобы тройка понеслась!
У Зимы не счесть забот:
Скоро праздник — Новый год!
***
И. Бурсов
«Снежинки»
Легкие, крылатые,
Как ночные бабочки,
Кружатся, кружатся
Над столом у лампочки.
Собрались на огонек.
А куда им деться?
Им ведь тоже, ледяным,
Хочется погреться.
***
А. Прокофьев
«Снегири»
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!
А Мороз-Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
***
Афанасий Фет
«Мама! Глянь-ка из окошка…»
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»



