Значение фонетической зарядки на уроках английского языка в начальной школе
На начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Это необходимо для нормального функционирования устной речи учащихся.
Хорошо отработанная произносительная сторона высказывания учащихся готовит их к осуществлению говорения как вида речевой деятельности.
Знание фонетических навыков позволит учащимся:
нормативно произносить все звуки английского языка;
усвоить дифференциальные признаки звуков (гласность и согласность).
Фонетические навыки помогут младшим школьникам усвоить ритмику (чередование ударных и не ударных слогов) английской фразы, логическое ударение знаменательных слов, ударение служебных слов (вспомогательных глаголов в отрицательной форме). Ошибки в произношении мешают осуществлению основной цели языка – коммуникации, т.е. взаимопониманию. Обучение фонетическим навыкам является важной ступенью в плане практического овладения механизмом произношения и произносительной нормой, так и в плане выработки речевых умений. Устойчивое правильное произношение учащихся является необходимой предпосылкой для быстрого и прочного усвоения языкового материала; способствует успешной выработке умений устной речи, чтения и письма.
В английском языке содержание работы по формированию фонетических навыков составляют звуки, звукосочетания, интонационные модели и единицы речи: фразы, в частности разные коммуникативные типы предложения и связный текст (лингвистический компонент содержания обучения произношению), а также конкретные действия с этими единицами (психологический компонент содержания обучения) – формирование фонетического навыка.
Фонетическая зарядка — специальное тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического материала, рассчитанное на 2–6 минут и планируемое на любом этапе урока, где это методически целесообразно. Фонетическая зарядка незаменима при становлении не только произносительных, но также и лексических навыков.
На самом раннем этапе овладения иностранным языком происходит формирование слухо-произносительной базы и поэтому обучение произношению в начальной школе — одна из основных задач, поскольку сформировать основные механизмы правильного произношения на начальном этапе изучения иностранного языка гораздо легче, чем в будущем корректировать фонетические ошибки. И здесь надо иметь в виду следующее: если на начальном этапе будет что-то упущено, и возникнут неправильные произносительные привычки, то исправить их впоследствии очень трудно. Решением этой проблемы на начальном этапе и, что очень важно отметить, на последующих этапах является фонетическая зарядка.
Фонетическая зарядка является основным способом формирования, поддержания и совершенствования фонетических навыков и представляет собой специальное тренировочное упражнение в произношении, которое предупреждает забывание фонетического материала и препятствует деавтоматизации навыков. Благодаря фонетической зарядке отрабатываются фонетические навыки, которые по какой-либо причине оказались недостаточно сформированными.
У фонетической зарядки нет фиксированного места на уроке. На некоторых уроках она вообще не нужна. Ее место на уроке зависит от последовательности выполнения тех заданий, где учащиеся могут столкнуться с трудностями. Она позволяет предвосхитить и избежать появления возможных фонетических сложностей любого порядка. В некоторых случаях можно рекомендовать начинать урок с непродолжительной фонетической зарядки регулярно. Речь идет о тех группах школьников, где необходима коррекция произносительных навыков.
При определении содержания работы по постановке произношения необходимо уделить внимание отбору фонетического материала и его организации. Отбор и распределение фонетического материала проводится на основе системы изучаемого языка слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, можно предложить классу специально отобранные рифмовки. Затем в течение двух-трех уроков рифмовка повторяется, корректируется произношение звука. Данный вид работы можно включить в урок на разных его этапах, он служит своеобразной разрядкой для учащихся. Рифмовки отбираются в зависимости от того, какой звук отрабатывается.
Можно предложить, например, такие рифмовки для отработки звука [р]:
This is my mother, This is my father, This is my sister, This is my brother, This is my uncle, This is my aunt Lily, This is my cousin, And this is me.
Например, рифмовка для работы со звуками [w], [v]: William always wears a very warm wollen vest in winter, Victor however will never wear wollen underwear even in the wild west.
Рифмовки используются также вместо отдельных слов и словосочетаний, в которых содержится изучаемый фонетический материал: [ai]
My kite is white; My kite is light, And it can fly High in the sky. [f], [s]
She sells seashells on the seashore.
The shells she sells are seashells, I am sure.
Рифмовки являются одним из методических приемов лучшего запоминания лексических единиц и грамматических структур. Они хорошо запоминаются детьми, органично входят в речь. Рифмовки помогают младшим школьникам быстро изучить иностранный язык и более глубоко усвоить новый материал.
Рифмовки – слова, подобранные по рифмующимся чередованиям.
Цель проведения фонетической зарядки на уроках иностранного языка
— помочь учащимся в овладении и развитии основных навыков произношения и интонации иностранного языка и понимании иностранной речи на слух. Поэтому вместе с отработкой трудных отдельных звуков иностранного языка фонетическая зарядка предусматривает систематическую отработку интонационных моделей, воспроизведение коммуникативных ситуаций и синхронного понимания разговорной речи и знакомство с различными стилями произношения. Известно, что фонетические навыки являются наиболее неустойчивыми. Поэтому необходимо их постоянно поддерживать, развивать, совершенствовать и, при необходимости, реанимировать с помощью различных фонетических упражнений.
Материал, который используется для фонетической зарядки, должен
соответствовать определенным требованиям:
фонетическая зарядка должна соответствовать возрастным особенностям учащихся;
в фонетической зарядке должны быть упражнения, которые направлены на формирование, совершенствование и поддержание фонетических навыков.
Материал, который используется для проведения фонетической зарядки, может включать отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, песни, клипы и даже фрагменты фильмов, которые содержат фонетические явления, требующие отработки. Традиционно фонетическая зарядка начинается от небольших единиц к более крупным, где они предстают в различных сочетаниях.
Например, [w] –дует ветер w-w-w-w- w, what, water, wind, why, why do you cry, Willy; why, Willy, why? Так как обучение английскому языку начинается во втором классе, первое знакомство учащихся с языком происходит на звуковом уровне, поэтому формирование фонетических навыков на начальном этапе является одной из основных задач.
Упражнения, направленные на формирование и совершенствование фонетических навыков, подразделяются на две большие группы:
а) упражнения в слушании. Упражнений этого вида немного, поскольку совершенствование слуховых навыков осуществляется во время заданий на аудирование, и они, в основном, направлены на развитие фонетического слуха. Упражнения проводятся как на слух, но могут также использоваться графические опоры (печатный текст, слайды презентации).
б) упражнения в воспроизведении. Главной составляющей этих
упражнений являются отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения. Они организовываются по принципу аналогий (примеры содержат один и тот же признак), по принципу оппозиции (в примерах какие либо признаки противопоставляется друг другу), либо даны в случайной последовательности.
Во время проведения фонетической зарядки учитель должен:
− говорить достаточно громко и четко, соблюдая правильную постановку ударений, интонацию и постановку пауз;
− проводить и контролировать проговаривание образца (хоровое, парное, индивидуальное);
− проводить парное проговаривание образца (хорошо говорящий ученик и плохо говорящий и т.д.);
− определять и устранять все произносительные ошибки учащихся;
− исправляя неправильное произношение звука в слове или фразе, следует обязательно отработать этот звук в другом слове или фразе.
Если ученик ошибается, его необходимо исправить:
− оценить и дать установку «ты сказал не правильно; повтори еще раз»;
−дать образец правильного произношения звука/слова/словосочетания. Таким образом, фонетическая зарядка представляет собой уникальное средство, которое позволяет поддерживать и совершенствовать фонетические навыки на всех ступенях обучения иностранному языку. Фонетическая зарядка должна соответствовать не только возрастным, но и психологическим особенностя учащихся. Использование фонетических зарядок имеет множество преимуществ:
− улучшает артикуляционные навыки учащихся;
− способствует различению долготы и краткости звуков;
− развивает слухо-произносительные навыки.