«Значение музыкально-дидактической игры для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально- дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, движение под музыку, игру на инструментах.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, темборовый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?», помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, погремушки, ритмические палочки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируется необходимые черты личности.
Музыкально-дидактические игры можно проводить в повседневной жизни детского сада, на прогулках в теплое время года, на комплексных музыкальных занятиях, в часы, отведенные для игровой деятельности. Группы необходимо оснащать всеми пособиями, инструментами и игрушками, рекомендованными методическойлитературой и, кроме того, самим создавать пособия для самостоятельно разрабатываемых дидактических игр.
Виды музыкально-дидактических игр.
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий, музыкально-дидактические игры разделяются на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
В первом виде предусматривается статичное расположение детей, разделенных на подгруппы. Соревнование заключается в умении вслушиваться в музыку. Этот вид часто проводится с пособиями (за лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра ведется с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют её правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием флажки разных цветов и т.д.)
Второй вид характеризует динамика действий. Здесь дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в музыкальное звучание, реагируют на него движением. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие – другая, а предыдущая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.
В третьем виде двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга, или коллектив (круг) и солист. Например, при звучании высоких звуков идут дети первого круга, при звучании звуков средней высоты – второго круга, на звучание низкой высоты реагируют движением дети третьего круга. Победителем становятся те, кто точнее реагировал на смену звучания.
Музыкально-дидактические игры на занятиях.
Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.
В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально- ритмических движений и даже в области слушания музыки. Иногда музыкально-дидактические игры проводятся на занятиях (чаще всего во второй его части) как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют обучающий характер. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. Дидактические игры на музыкальных занятиях проводятся с I младшей группой. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий.
В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а так же используются и технические средства обучения.
Использование музыкально-дидактических игр
в процессе пения.
Музыкально- дидактические игры, используемы в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В детском саду дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по разному: одни песни - отрывисто или протяжно, другие – легко или напевно. Использование приёма исполнения песни подгруппами или с солистом окажет в этом действенную помощь.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; узнать песню, сыгранную на металлофоне или аккордеоне. Ценность игры еще и в том, что дети, определяя произведение закрепляют знания о музыкальных инструментах. Хорошо когда роль ведущего в этой игре берет на себя не музыкальный руководитель, а воспитатель. В таком случае игру можно будет проводить в свободное от занятий время дети самостоятельно организуют различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детейразвивается чувство товарищества, ответственности.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Они переживают, испытывают определенные чувства.
Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять музыкальные образы, можно использовать музыкально-дидактические игры. Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.
Например, в «Чудесный мешочек» могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятия. Звучат знакомые мелодии: «Зайчик», М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова или «Медвежата» М. Красева. Дети узнают мелодии, и после этого игрушки достаются из мешочка. Они здороваются с детьми, кланяются. Это могут быть необыкновенные мягкие игрушки или куклы би-ба-бо. Такая игровая форма обучения нравится детям, они активнее включаются в разговор с куклой.
Постепенно благодаря играм дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части (вступление, заключение, запев, фраза). Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки хорошо использовать в группах старшего возраста музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию».
Игра «Музыкальная шкатулка» также может быть использована для закрепления знаний о различных музыкальных произведениях. Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов..
Это мелодии: «Патока с имбирем», «Лиса по лесу ходила», «Бай, качи, качи», «Чики-чики, чикалочки», игровые песни для младших дошкольников «Петушок», «Ладушки». Русские народные мелодии легкозапоминаются и дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне, арфе, аккордеоне. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально-дидактических игр.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.
Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.
Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообраз- ным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по движению у детей развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей двух лет желательно использовать в музыкально-дидактических играх разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например, перед занятием воспитатель или музыкаль-ный руководитель надевает куклу би-ба-бо (петрушку, зайчика, петушка) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям Петрушки, которые он показывает: хлопают в ладощи, приседают, кружатся и т.д. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения в упражнениях.
Если в раннем детстве ритмическая деятельность малышей характерезуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения.
Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движении, пляски, придумать свой танец, используя знакомые плясовые движения. Всему этому детей обучают на занятиях.
Творческие задания на музыкално-ритмические движения можно сочетать с игровыми моментами. Например, под знакомую пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского предложили детям придумывать свои движения. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный.
С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно, с творческими элементами выразительности двигаться под музыку (вначале – это плясовые мелодии, затем – небольшие пьесы).
Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего, проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения и навыки в повседневной жизни. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.