Музыка играет важную роль в создании образов «тургеневских девушек», она сопровождает героинь в переломные для них моменты, в моменты душевных переживаний, которые вызваны сильным, искренним чувством любви к мужчине. На мой взгляд, на уроках литературы полезно говорить о таких особенностях в творчестве и произведениях Ивана Сергеевича, это позволят глубже понять смысл произведений писателя, окунуться в атмосферу того времени, словно вместе с Тургеневым сесть за фортепиано и сыграть всем знакомые мелодии.
Просмотр содержимого документа
«Значение музыкального ряда в композиции повести И. С. Тургенева «Ася»»
Проблемы литературоведения в свете исторической поэтики
Материалы конференции
Н. А. Миллер,
студ. СОФ НИУ «БелГУ» (г. Старый Оскол)
Науч. рук.: Д. А. Машукова,
канд. филол. наук, ст. преп. СОФ НИУ «БелГУ» (г. Старый Оскол)
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РЯДА В КОМПОЗИЦИИ ПОВЕСТИ И. С. ТУРГЕНЕВА «АСЯ»
Жизнь героев тургеневских повестей наполнена музыкой: они поют, играют на музыкальных инструментах, говорят о музыке или просто наслаждаются ее звучанием. Их романтические встречи, признания и расставания наделены особой поэтической музыкальностью. C помощью музыки Тургенев показывает нам скрытые стороны души героев, передает сокровенные чувства и предвещает их дальнейшую судьбу. Музыкальный ряд у И. С. Тургенева приобретает самостоятельность, становится подобным герою произведения, влияет на характер героев, их поведение и настроение.
В повести И. С. Тургенева «Ася» (1857 г.) важную роль в характеристике женских образов и в создании композиционного ряда произведения играет музыка. Именно музыка стала причиной встречи главных героев и связала их судьбы вместе. Немаловажно и то, что в двух эпизодах встречается упоминание ланнеровского вальса. Проанализировав повторение этого мотива в повести, можно предположить, что вальс Ланнера символизирует собой некий переломный момент в судьбе Н. Н. и Аси, а также зарождения чувств героев, еще неосознанных, но уже существующих в их сердцах.
Но не только встреча и свидания героев наполнены музыкальностью, но и их разлука. Когда Н. Н. навсегда прощается с Асей, музыка утихает и уходит из его жизни, оставляя его в полной тишине наедине с самим собой. Таким образом, мы видим, что с помощью музыкальный ряда И. С. Тургенев выделяет значимые для героев события и кульминационные моменты в повести. Музыкальный ряд становится своеобразным обрамлением всего произведения: с него начинается и им же заканчивается повесть.
Кроме композиционного замысла произведения музыка отражает характер главной героини повестей «Ася». Музыка играет важную роль в создании образов «тургеневских девушек», она сопровождает героинь в переломные для них моменты, в моменты душевных переживаний, которые вызваны сильным, искренним чувством любви к мужчине.
Песня, исполненная Асей, передает следующие черты характера героини:
переменчивость настроения, быстрая смена образа. Еще вчера она «чудила», а сегодня поет простодушную русскую песню «и шьет в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась» [с. 23];
социальную среду, в которой воспитывалась Ася, и душу простой «совершенно русской девушки» (в детстве Ася жила в крестьянской среде).
Вся повесть наполнена особой музыкальностью и мелодичностью, которая повсюду сопровождает образ Аси. Музыка наполняет взаимоотношения Аси и Н. Н. особой поэтичностью и усиливает эмоциональный фон их встреч и признаний. Когда Ася навсегда исчезает из жизни Н. Н., вместе с ней исчезает и особая поэтичность, и музыкальность.
Таким образом, музыкальный ряд в повести Тургенева «Ася» как средство создания образной характеристики и композиционной структуры произведения выполняет следующие функции:
раскрывает характер героев, их чувства и настроения;
отражает социальную среду, в которой воспитывались герои; их таланты и увлечения;
наполняет особой эмоциональностью и поэтичностью отношения между влюбленными;
становится средством противопоставления главных женских образов;
играет роль предвестника событий.
Примечания
Тургенев И. С. Ася: повесть. Алтай: Алтайское книжное издательство, 1973. 56 с.