СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Значение наследия петровской эпохи для современной педагогики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья: Значение наследия петровской эпохи для современной педагогики»

XI Епархиальные Рождественские образовательные чтения


«К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»





Православие и образование, воспитание

(название номинации)





Значение наследия петровской эпохи для современной педагогики

(название доклада)











Конева Надежда Петровна

МБОУ «Восяховская СОШ «ОЦ»»

Шурышкарский район

с. Восяхово









2021


Введение.

XVIII век, его начало, в России по праву считают временем переворота, перелома всей жизни государства в целом, так и жителей, его в частности. Нет, это не была революция: и общественный строй, и монархия как форма правления, осталась незыблемой, но изменился уклад жизни людей. Появилось много нового: новый календарь и алфавит, новая одежда и утварь, новые обычаи и ценности, армия и флот, новые государственные учреждения и новые школы с иными системами обучения и воспитания. И все это было связано с именем великого реформатора, полководца, крупного политического деятеля – Петром I Великим.

Как отмечал В.О. Ключевский «Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, военная реформа – ее начальным моментом, устройство финансов – ее конечной целью». Для успешного проведения всех преобразований в различных сферах общества, Петру I нужны были грамотные и образованные люди, «исполнители, достаточно подготовленные к делу, обладающие нужными для того знаниями.» Необходимо было и общество, готовое поддержать царя-реформатора, понимающего сущность и цели реформ. Отсюда усиленные заботы Петра I о распространении научного знания, об открытии новых общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Петр I Великий – противоречивая, яркая, харизматичная личность, объяснимая особенностями того времени и личными качествами, всегда интересовала и интересует до сих пор и как самых крупных писателей (от М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина до А.Н. Толстого), художников и скульпторов (В.В.Серов, Н.Н.Ге, Э.Фальконе, В.И. Суриков, М.М. Антокольский), деятелей театра и кино ( В.М. Петров, Н.К. Черкасов), так и композиторов (А.П.Петров).

Преобразования Петра I в области просвещения и образования изменили российское государство, при этом преобразования носили ли прогрессивный характер или отбросили назад попытаемся разобраться в данном исследовании.







Еще в дореволюционной историографии сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены во все сферы жизни общества. Другие исследователи считали, что Россия была подготовлена к преобразованиям Петра I всем предшествующим ходом исторического развития. Эту точку зрения наиболее четко сформулировал русский историк С.М. Соловьев. В своих чтениях он глубоко анализирует деятельность Петра I, ее итоги, взгляды западников и славянофилов на дела Петра Великого. Он подчеркивает громадность преобразований и продолжительность влияния дел Петра на историческое развитие России. Знаменитый историк осуждает взгляды как западников, так и славянофилов, считая, что они не смогли глубоко изучить все процессы, которые происходили во время царствования Петра. Он осуждает благоговейное уважение к делам Петра одних и резкое порицание других. Он один из первых отметил то, что вся деятельность Петра была обусловлена предшествующим развитием России, обращаясь к допетровской России, чтобы понять, откуда произошел переворот, для чего он понадобился. В этот период, считает историк, в жизни русского народа произошел переход из одного возраста в другой, - из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль. «Народ собирался в дорогу… Ждали вождя, и вождь явился…» писал С.М. Соловьев, высоко оценивая Петра I как преобразователя.

В.О. Ключеский ученик и преемник Соловьева С.М. по кафедре русской истории Московского университета в «Исторических портретах» развивает мысль Соловьева об обусловленности деятельности Петра I как «вождя», почувствовавшего потребности народа и проводившего свои преобразования совместно с народом. Он отмечал неослабное чувство долга и мысли Петра об общественном благе и то, как они влияли на окружающих. Но в отличие от С.М. Соловьева, Ключевский гораздо более критично оценивал результаты реформ, показывая несоответствие между их замыслом и результатами, подчеркивая их неимоверную тяжесть для народа. [1 c.290]

«И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII в. и предвосхищены словом или делом тогда же, пусть даже средства, как, например, знаменитая петровская дубинка и не менее знаменитая закрепостительная политика, тоже позаимствованы из предшетвующего периода- все равно нельзя отрицать, что именно Петр стал создателем Новой России », - писал историк С.В.Бушуев. «в Петре мы имеем перед собой единственный пример успешных и в общем до конца доведенных реформ в истории России, определивших ее дальнейшее развитие почти на два столетия, оставивших неизгладимый след и в нашей жизни. Констатируя это, нельзя не заметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков»[1 c. 273]

Историк и писатель Н.М.Карамзин, признавая государя Великим, в то же время довольно сурово критикует преобразователя за чрезмерное увлечение иностранным, стремление «сделать Россию Голландией». Жестокая ломка старого быта и национальных традиций, предпринятая Петром, по мнению Н.М. Карамзина, далеко не всегда была оправдана. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях гражданами России» [1 c. 289]

«Ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы» - отмечал в своих трудах П.Н. Милюков, развивая мысль о том, что реформы проводились царем спонтанно, от случая к случая, под давлением конкретных обстоятельств, без какой либо логики и плана. [1c.290]

«Трудно и, пожалуй, даже невозможно обнаружить такие области из истории России в первой четверти XVIII в., в которые бы не вторгался Петр и не оказал на них своего влияния: военное дело, дипломатия, экономическое и социальное развитие, наука, просвещение, флот, быт, государственное устройство – вот далеко не полный перечень дел, которыми он прославил свое имя», - писал о Петре I историк Н.И. Павленко.

Петр I Великий – одна из наиболее ярких и противоречивых фигур в русской истории. Отношение к Петру и его реформам – своеобразный камень преткновения, определяющий взгляды историков, разделивший их на два противоположных лагеря.

Стоит отметить, в конкретных условиях того времени петровские преобразования носили прогрессивный характер. Реформы первой четверти XVIII в. неотделимы от личности Петра I – выдающегося полководца и государственного деятеля. Несомненно, Петр I был наделен чертами харизматического лидера. «Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые, вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен и умен» [4 c.159 ]

Царь все время находился в движении – создавал флот и регулярную армию, реформировал аппарат власти, брил бороды и создавал научные центры, открывал школы и руководил военными действиями.

«Царь как главный корабельный мастер распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором…» При этом как отмечал датский посланник Юст Юль «Царь часто развлекается точением и, путешествуя, возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры» [4 c.161].

Петр I, обучаясь всему новому с большим рвением и усердием, такого же рвения ждал и от своих подданных. «Царь собственным примером хочет показать прочим русским, как в служебных делах они должны быть почтительны и послушливы..»[4 c.160]

Для устройства армии и флота, для снабжения их всем необходимым, для развития промышленности и торговли, для проведения в жизнь других новых начинаний царя-преобразователя были уже не пригодны прежние правительственные учреждения Московского государства. Старую боярскую думу Петр I заменил в 1711 году Сенатом, которому были подчинены коллегии, заменившие прежние московские приказы.

Изменяя правительственные учреждения, царь понимал, что необходимы и грамотные, образованные чиновники. Поэтому большое внимание Петр I уделял системе воспитания и образования молодого поколения. «Мысль о скорейшем распространении в России образования никогда не покидала государя» [7 c.82]

Молодых дворян отправляли учиться за границу, что было порой хлопотно и дорого для государства, поэтому стали открываться и новые учебные заведения. В 1701 году для изучения морских наук была открыта Навигацкая школа. «Одни поступали в нее добровольно, но таких было с начало не много; других стали набирать принудительно. Через десять лет в школе было более 400 учеников. Всем им выдавались кормовые деньги, пока они учились; за самим же учением был установлен строгий надзор: за пропуски учебных дней с учеников брали большие денежные штрафы, а если они их не уплачивали, то учеников подвергали телесному наказанию.» [7 c.83]

В 1715 году высшие классы Навигацкой школы были переведены в Петербург и из них образовалась Морская академия, которая особенно расцвела при Нарышкине. «Но для того, чтобы заставить молодых людей учиться, надо было государю прибегать весьма к суровым мерам: в каждом классе по приказу Петра I был поставлен солдат с хлыстом, который должен был, «буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным хлыстом быть, не смотря какой бы фамилии ученик не был»» [7 c.83]

Одновременно с Навигацкой школой была основана Артиллерийская, в которой обучали «словесной и письменной грамоте и цифири и иной инженерной наукам».

В 1712 году в Москве начала работать Инженерная школа, в которой

выпускали фортификаторов – строителей и разрушителей крепостей. В Медицинском училище, открытом в 1707 году проходил обучение медицинский персонал. Для нужд дипломатической службы при Посольском приказе была открыта школа для обучения иностранным языкам. В ней готовили квалифицированных переводчиков.

Для развития горнозаводского производства и изучения горного дела в 1716 году была основана горная школа при Олонецких заводах, через пять лет – и при Уральских заводах.

Таким образом, при Петре I сеть школ во много крат расширилась, и также стоит отметить, что просвещение приобрело светский характер. Из учебных программ исключались богословские и схоластические предметы.

Перечисленными учебными заведениями, существовавшими в Москве и Петербурге, сеть школ не ограничивалась. Для подготовки образованных священников открывались духовные семинарии или епархиальные школы, где в обязательном порядке обучались дети священнослужителей. Созданному в 1721 Святейшему Синоду в особую обязанность Петр I поставил заботу о поднятии образования духовенства и о распространении христианства среди язычников, особенно среди народов Сибири. [7 c.83-84]

Вслед за Москвой и Петербургом школы открывались и в других городах. Дети провинциальных дворян и чиновников обучались в цифирных школах, которые так назывались, потому, как большое внимание в них уделялось изучению арифметики и геометрии.

В провинциях существовал еще один тип учебных заведений - гарнизонные школы. Контингент учащихся в них пополнялся солдатскими детьми. Помимо арифметики и письма, здесь учили пению и игре на музыкальных инструментах.

Открытие новых школ способствовало распространению грамотности. Но образование могли получить далеко не все. Дети крестьян и рядовых горожан исключались из числа тех, кто мог получить образование.

Расширение сети школ и открытие профессиональных учебных заведений вызвало поток учебной литературы. Появились учебники по разнообразным отраслям науки: истории, географии, астрономии, геометрии и др.

Распространяются благодаря активной деятельности Петра I и научные знания. Впервые была составлена карта западного побережья Каспийского моря, за которую Французская академия наук избрала Петра I своим членом. Было установлено, что Амударья впадает не в Каспийское море, а в Аральское море. Впервые на карту были нанесены Курильские острова.

Кроме открытия школ с целью распространения образования Петр I принимал и другие меры. При нем был открыт музей «диковинных вещей» «Кунсткамера» в Петербурге, куда приказывал привозить отовсюду разные русские редкости. Он издал несколько указов, призывавших население приносить все, что «зело старо и необыкновенно»: кости вымерших животных и птиц, предметы старины, древние грамоты, рукописные и печатные книги, а также уродов.

Приток экспонатов – монстров (уродов) и раритетов (редкостей) – увеличивался с каждым годом: из Выборга прислали овцу, у которой вместо двух глаз – четыре и два языка; из Тобольска было получено несколько барашков: у одного из них восемь ног, у другого три глаза, два туловища и шесть ног. В Нижнем Новгороде родился младенец с тремя ногами, а в Уфе – с двумя головами. Они тоже оказались экспонатами Кунсткамеры. [6 с.161]

В Кунсткамере также хранились пушки старинного литья, чучела животных, птиц и многое другое.

При этом стоит отметить, что в здании, где располагалась Кунсткамера («Кикины палаты»), на первом этаже располагался сам музей, а на втором этаже – библиотека, которая к смерти Петра I насчитывала около 11 тысяч томов и являлась одной из самых богатых в Европе.

Обоим учреждениям царь с самого их возникновения придавал просветительский характер. «Я хочу, - рассуждал он, - чтобы люди смотрели и учились». [6 c.162]

Петром I была основана и первая русская газета: так с 1 января 1703 года стали выходить «Ведомости». В них сообщались события как российские, так и зарубежные.

Благодаря Петру I переводились на русский язык и иностранные произведения. Одно из таких произведений «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» - русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I. Авторы издания неизвестны.

«Юности честное зерцало» излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание, учтивость и благоразумие.

В семье надлежало «отца и матерь в великой чести содержать»; «у родителей речей перебивать не надлежит ниже прекословить» На зов родителей должны сразу откликаться и «не дерзостно отвещать». «В доме ничего своим именем не повелевать, но именем отца или матери». Таким образом, детям внушалось, что взаимоотношения должны строиться на почитании и уважении к своим родителям. [4 c.181]

«От клятвы чужеложства (блуда) играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать», то есть не вести аморальный образ жизни, не увлекаться спиртными напитками, «ибо из того ничто не вырастет, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя…» [4 c.181]

«Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай», то есть всегда должен быть чем-нибудь полезным занят, а не лениться «ибо из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености тучно бывает».

«Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен», а также «быть смирен, приветлив и учтив», прописаны были все добродетели, которыми должен обладать молодой человек.

Также были прописаны правила поведения в общественных местах, за столом и как вести себя на службе. «Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить…» , «не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом», «не чавкай как свинья..», «когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со всяким прилежанием..» [4 c.181-182]

Последние страницы «Юности честное зерцала» посвящены были девицам, которым надлежало иметь значительно больше добродетелей, чем молодым людям, а именно: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, чистоплотность и т.д. У девиц ценилось умение краснеть, что являлось признаком нравственности.

«Внешний лоск вельмож, офицеров и чиновников заботил царя, но он прекрасно сознавал, что умением вести себя в обществе, не чавкать за столом, не ударить в грязь на приеме иностранным двором нельзя ни выиграть войну, ни построить мануфактуру и руководить производством, ни соорудить крепость или корабль, ни успешно выполнять роль колесика в часовом механизме, по которым подразумевалась вся иерархия вновь созданных учреждений. Для этого необходимы были знания и умения претворять эти знания на практике. Отсюда забота правительства о распространении просвещения» [6 c.158]

Еще одним важным детищем Петра I для распространения просвещения и образования была организация Академии наук, мысли об открытии которой Петр I вынашивал давно, и первые шаги по ее созданию предпринял в июне 1718 году. Его резолюция на одном из доношений гласила: «Зделать академию. А ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет. Также начать переводить книги: юриспруденции и протчии к тому. Сие учинить сего году начала». [6 c.162] Но ее открытие произошло уже после смерти Петра I – в 1725 году, когда состоялась первая конференция академиков.

Но не только просвещению ума уделял внимание Петр I, не забывал и о духовно-нравственном воспитании. «Так в новой столице Петербурге стали созидаться и новые храмы Божии. Благочестивый государь сооружал их в ознаменовании важных событий. Так, была воздвигнута церковь во имя Преподобного Самсона Странноприимца, в день памяти которого была одержана Полтавская победа. Затем был построен храм во имя Преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого родился Петр. Имени Первоверховных Апостолов Петра и Павла посвящен был построенный им собор в крепости. Наконец, Петр I основал Лавру, куда из Владимира – на – Клязьме были торжетсвенно перенесены мощи Св. Александра Невского.» [7c.86]

Итак, Петр I Великий – одна из наиболее ярких, противоречивых и харизматичных фигур в русской истории. Преобразования первой четверти XVIII века столь грандиозны по своим последствиям, что позволяют делить историю нашего государства на допетровскую и послепетровскую Россию.

Преобразования Петра I стали камнем преткновения, разделив историков, публицистов, политиков. Одни специалисты считают, что петровские реформы лишили нас самодостаточности, уникальности, сделав «Россию Голландией». Другие утверждают, что это крупный шаг вперед по пути прогресса, пусть и в рамках феодальной системы, ведь огромное внимание уделялось развитию просвещения и образования. Петр I учился с особым рвением сам новым знаниям, умениям и навыкам и этого же требовал от своих подданных, так как ему нужны были грамотные специалисты.

Объективные условия развития страны породили адекватные меры по ее реформированию. Великий А.С. Пушкин наиболее чутко угадал и понял суть того времени и роль Петра I в нашей истории. Для него, с одной стороны, «Петр – гениальный полководец и политик, с другой – «нетерпеливый помещик», чьи указы «писаны кнутом»». И действительно, Петр I благодаря своим личным качествам, неуемному характеру и своим реформам, создал империю, с новым укладом жизни, которая просуществовала до 1917 года.


Литература:

  1. Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. вторая. XVII-XVIII вв. / РГБ-М.: Кн. палата, 1994.- 416 с.

  2. Ключевский В.О. Сочинения. Т.IV.- М., 1989- Курс русской истории – Лекция XL. С. 27-44; Лекция LXVIII.- c.183-204

  3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Гергиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М.:ТК Велби, Проспект, 2004.-520 с.

  4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Гергиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. – М.: Проспект, 2015.- 592 с.

  5. Соловьев С.М. Сочинения – Кн.VII - М., 1991- История России с древнейших времен – Т13, Гл..1 – Нравы и обычаи. – Поворот на новый путь. - с.122-130.; Гл.2 - Значение Петра и совершенного им переворота. - с. 425-430.

  6. Павленко Н.И. Петр Первый и его время: Кн. для учащихся сред.и ст. классов. – 2-е изд, доп. –М.: Просвещение , 1989.-175 с.

  7. Россия под скипетром Романовых. 1613-1913. М.; С-Петербург, 1990, -237с.