Батырова Анна Евгеньевна,
заместитель директора по НМР,
учитель истории и обществознания высшей категории,
Значимость проектной деятельности
в процессе формирования акмеологической позиции
Актуальность задачи формирования личности креативной и критически мыслящей, активно и целенаправленно познающей мир, осознающей ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни; подготовленной к осознанному выбору профессии, подкрепляется актуальностью задачи формирования акмеологической позиции учащегося.
Образование в Российской Федерации опирается на системно-деятельностный подход, предполагающий, в том числе, проектную деятельность. Индивидуальный учебный проект является одним из объектов оценки метапредметных результатов учащихся 9-х и 10-11-х классов в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
Проект (от латинского projectus - «выброшенный вперед», «выступающий») – это прототип, прообраз какого-либо объекта, а проектирование - процесс его создания. Часто учёные выделяют проектирование в самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной, имея в виду принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности. Проект учащегося – это дидактическое средство развития его креативности, формирования определенных личностных качеств, активизации учебной деятельности и одновременно результат этой деятельности.
Проектная деятельность эффективный инструмент формирования акмеологической позиции учащихся. В процессе проектирования формируются и развиваются все составляющие акмеологической позиции учащегося: когнитивный; мотивационно-смысловой; эмоционально-волевой; рефлексивно-регулятивный; поведенческий. Раскроем этот тезис с помощью таблицы.
Анализ основных результатов и элементов организации проектной деятельности в лицее в 2018 году выявил следующие дефициты и сильные стороны:
- острая нехватка временных ресурсов, связанная с высокой нагрузкой учителя при организации проектной деятельности (в то же время педагоги признают необходимость реструктуризации своей тьюторской деятельности, готовы увеличивать долю групповых и коллективных занятий, применять новые формы, в т.ч. онлайн технологий);
- недостаточное внимание учащихся и педагогов к такой обязательной характеристике проекта как практико-ориентированность и профессиональная ориентированность (19% проектов не имеют итоговых продуктов, в 30% проектов практико-ориентированный потенциал не до конца раскрыт; 46% учащихся не указывают в качестве основной задачи проектной деятельности профессиональное самоопределение; в то же время большая часть из них готовы изучить техники «самопознания» с целью определения своей будущей образовательной и профессиональной траектории);
- недостаточное развитие ряда знаний, умений и навыков учащихся (основные дефициты – навыки целеполагания, структурирования работы; работы с текстом, навыки работы с презентацией и публичного выступления; в то же время число учащихся с дефицитами медленно уменьшается; значительно меньше учащихся с перечисленными дефицитами в 11-х, чем в 9-х классах).
Мы видим неполное соответствие структуры организации проектной деятельности в учреждении новым условиям образования и в то же время достаточный потенциал для её изменения.
Для решения задачи активизации проектной деятельности в учреждении и приведения её в соответствие новым условиям образования в лицее были проведены следующие мероприятия:
Разработана и апробирована программа «Основы проектной деятельности» в 10-11 классах;
Включены в проектную деятельность учащихся 1-4 классов посредством организации коллективных и групповых проектов под руководством педагогов, родителей, друзей лицея;
Разработаны и апробированы программы внеурочной деятельности по проектной деятельности («Скорая помощь твоему проекту», «Старт-ап с нуля»);
Создан «Портфель проектной деятельности», доступный для учащихся и педагогов, учащихся и родителей лицея, который включает в себя:
Локальный акт учреждения «Положение о защите индивидуальных учебных проектов учащимися 9-х, 10-11-х классов».
Требования к оформлению проекта.
Рекомендации по подготовке электронной презентации.
Ведомости учёта и протоколы индивидуальных учебных проектов (для планирования темы и выбора куратора и по итогам защиты).
Регламент проведения постпрограммного итогового события «Защита индивидуального учебного проекта в учреждении», инструкции для членов комиссии
Список интернет-ресурсов, полезных при организации проектной деятельности.
В учреждении совершенствуется система организации проектной деятельности. Не ломать, а бережно сохранять традиции, обновляя их содержание и структуру – таким мы видим главный принцип организации проектной деятельности в учреждении. (Стартовая Конференция научно-ученического общества «Эврика» в октябре, Областной Фестиваль научно-ученических обществ «Вместе в будущее!» в феврале-марте, Итоговая конференция лицеистов в апреле). В лицее проведены новые мероприятия - серия занятий с учащимися 9-х классов «Я и мой проект», состоялось включение в проектные конкурсы по линии «Школа Росатома». Разделение на секции в рамках Итоговой конференции лицеистов в апреле 2021 года будет проводиться не по образовательным областям, а по форме итогового продукта.
Анализ динамики результативности проектной деятельности учащихся в 2018-2021 годы показал, что мы на правильном пути.
Выросло число программ, ориентированных на организацию проектной деятельности в учреждении.
Выросло число учащихся занимающихся членов научно-ученического общества «Эврика».
Выросло число победителей и призёров конкурсов, проектной направленности различного уровня.
Выросло число проектов имеющих практико-ориентированную направленность.
Снизилось число учащихся, получивших оценку «незачёт» в мероприятии защиты индивидуальных учебных проектов в 9-х, 10-11-х классах.
Педагоги лицея признают положительный опыт решения проблем в организации проектной деятельности и готовы поделиться им с коллегами.
2