СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знай и уважай государственные символы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Прививать национальную гордость и особое отношение к государственным символам Республики Казахстан

Просмотр содержимого документа
«Знай и уважай государственные символы»

«Знай и уважай государственные символы» 

Цель: Дать представление о Государственной символике.

Задачи: Образовательные: Показать значимость Государственных символов Республики Казахстан. Прививать национальную гордость и особое отношение к государственным символам Р К: прививать интерес к изучению государственного языка.

Коррекционно-развивающие: развивать познавательный интерес, расширять кругозор; коррекция речи, памяти, мышления.

Воспитательные: воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, чувства патриотизма и любви к своей Родине, государственному языку.

Билингвальный  компонент: Родина-Отан,язык-тілі, народ-халық, государство-мемлекет, мир-әлем, дружба –достық, голубой- көг, солнце-күн, герб - елтаңба, гимн- әнұран,  флаг-ту.

Оборудование: презентация, Государственные символы РК.

Ход  занятия

I Орг.момент.

Здоровье сберегающие технологии

Приветствие-упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. Варианты инструкций образующимся парам:

1. Поздороваться с помощью рук.

2. Помириться руками.

3. Выразить радость.

4. Пожелать удачи.

5. Попрощаться руками. (рассаживаются по местам)

-Как еще мы приветствуем друг друга? Правильно словами, речью. Давайте поздороваемся на русском и казахском языке. Молодцы!

II Основная часть

1 Вводная беседа о дружбе.

Информационно-коммуникативная технология
Воспитатель: Ребята к нам на урок сегодня прилетела эта птица. Кто знает, что это за птица? (голубь)
А почему прилетел к нам голубь, кто догадался? (символ мира и дружбы. Мир-әлем, дружба –достық)


В Казахстане живут народы 121 национальности: казахи, немцы, украинцы, узбеки, уйгуры, корейцы и др. Каждый народ гордится своей историей, традициями, обычаями, своим языком. Но всех нас, людей разных национальностей, объединяет общее: Мы – народ Казахстана. Все народы Казахстана живут дружно, мирно, любят свою Родину. Ведь главное на земле – это мир и дружба! (әлем, достық)
У нас в Казахстане живут люди многих национальностей. Все говорят на разных языках (язык-тілі). Но государственным языком является казахский.  


(Воспитатель показывая голубя начинает беседу с детьми от имени голубя).

-Здравствуйте ребята! Я, так же как и вы живу в Республике Казахстан и  очень люблю свою страну. Я прилетел к вам, чт- бы рассказать историю о государственных символах Республики Казахстан.

Воспитатель: Ребята, голубь интересуется, знаете ли вы стихи о Родине.

Стихи читают дети.

  1. Моя Родина - это просторы степные,

На которых пасутся стада.

Это реки, озёра, пруды голубые,

Близ которых растут города.

Моя любовь к степному краю безгранична,

И ничего нет здешних мест милей.

Ведь Казахстан – это моя Отчизна.

Я здесь живу, я поклоняюсь ей.

  1. На карте есть республика такая
    Великая, могучая, родная
    Казахстан – это имя страны,
    Казахстан – это имя весны,
    Казахстан – это имя свободы,
    Казахстан – это солнечный свет,
    Казахстан – это крылья побед!


Воспитатель: Сегодня Республика Казахстан – свободное независимое государство. Но таким оно стало не сразу. Наша страна прошла нелегкий путь. На протяжении веков Казахстан стремился к своей независимости. И нередко приходилось защищать свою землю от врагов. Но благодаря стремлению жить в мире и согласии с другими народами, Казахстан смог восстановить свою государственность.
16 декабря 1991 года вышел Закон о Государственной Независимости Республики Казахстан. И, как в каждом независимом государстве, в нашей стране были приняты свои государственные символы – Флаг, Герб, Гимн.
Что такое символы и зачем они нужны государству?

Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

Флаг и Герб Республики оформлены таким образом, чтобы, увидев их, посторонние-люди могли—судить об особенностях данного народа, воинственности и миролюбии, образе жизни, определять его мощь и величие.

Символы должны объединять народ, всех граждан, вселять в них гордость за свою страну, веру и надежду в светлое будущее. Каждый истинный гражданин должен быть патриотом, то есть сыном своей земли - именно так это слово переводится с греческого языка Он любит свою родину, свой народ и гордится ими. В этом - большая сила. Наше государство никогда не станет цветущим и крепким, если не будет настоящих патриотов, всем сердцем преданных Отчизне.

Вот почему мы должны бережно, относится к государственным символам, вот почему закон страны обязывает всех граждан и гостей государств уважать и чтить эти символы.

Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Флаг, Герб, Гимн – это официальные атрибуты, которые способствуют укреплению государственности. Каждый гражданин страны обязан знать и уважать государственные символы: и взрослый, и ребенок!
Вначале я вам предлагаю прослушать стихотворения о государственных символах.
 Стих о государственном символе – флаге.(Достан)

Мнемотехника

1. Раскинув крылья широко,
Летит орел под солнцем ясным.
Страну он видит целиком
И знает, как она прекрасна.

2. Под синим куполом небес
Огромна, без конца и края,
Балхаш, озера Борового, лес –

Великая страна родная!


Беседа о флаге.

Информационно-коммуникативная технология

 Воспитатель: Можно ли по флагу узнать жителем, какого государства он является?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята по флагу можно узнать, кто этот человек и жителем, какого государства является. Флаг государства может многое рассказать человеку на языке символов. - Это самый древний язык, который люди начали использовать ещё до создания письменности. У каждого символа в науке, есть своё значение. В государственных символах нашей страны зашифрована очень полезная и нужная информация. Тот, кто понимает язык символов, может очень многое рассказать о Казахстане.

Вопросы: Какого цвета флаг Казахстана? ( флаг-ту.)

- А почему цвет флага нашей страны голубой?                  

(голубой- көгілдір)                                                                                

Воспитатель: Голубой цвет является символом благополучия, спокойствия, мира и единства. Казахский народ с древних времен считал орла священной птицей. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полёт в будущее. Вместе с тем, орёл, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

С левой стороны, вдоль древка, идёт типичный национальный орнамент “кошкар-муйз – бараньи рога”, олицетворяющий культуру и традиции Казахстана. По национальному орнаменту можно сразу догадаться, что это флаг Казахстана.

Солнце. (солнце-күн)                                                                 — источник жизни и энергии. Силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно все 32 луча солнца на флаге имеют форму зерна — основа изобилия и благополучия.

Золотой цвет солнца, орла и орнамента означает светлое, ясное будущее наших народов, изобилие, счастье и богатство.

Автором Государственного флага является Шакен Онласынович Ниязбеков.


Стихотворение

Мнемотехника         читает стихотворение Артем, Женя.

Наш флаг впитал цвет неба голубого,

И золото пшеничное полей.

Мой Казахстан - земля родного дома,

Земля отцов и Родины моей.

Парит орел и празднует свободу,

Над степью вольно крылья распластал.

Наш Казахстан - семья больших народов,

За эти годы краше и богаче стал. 


   2. Ведь не зря флаг страны,
Словно небо без туч.
В чистой той синеве
Солнца яркого луч.
Ну, а крылья орла,
Словно множество рук,
Тех народов, что в том государстве живут.

Воспитатель предлагает ребятам отдохнуть.

Игра. «Найди флаг»

Метод проблемного изложения

 Воспитатель: Ребята, мы часто по телевидению в новостях слышим о нашей Республики и видим флаг Республики Казахстан на международных выставках, соревнованиях и встречах. Я вам предлагаю найти флаг РК и сказать, чем он отличается от других флагов.


Разминка «Нам хорошо» (Разминка сопровождается движениями).

Здоровье сберегающие технологии

В Казахстане мы живем

Есть у каждого свой дом,

Есть работа, Есть друзья,

Мама, папа есть И Я!

 Мы играли, веселились,

Мы шутили и резвились,

А теперь пришла пора

Почитать нам, детвора.


Воспитатель: Давайте мы сейчас узнаем, насколько хорошо вы знаете казахский язык. Ваша задача представленные слова перевести на казахский язык.


Игра «Переведи слова»

Метод проблемного изложения
Родина-Отан,
язык-тілі
народ-халық
государство-мемлекет
дружба –достық

голубой- көгілдір
герб - елтаңба,

гимн - әнұран,

 флаг-ту.

узор -орнамент
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие патриоты своей страны, так как знаете государственный язык.


Беседа о Государственном гербе.

Информационно-коммуникативная технология

Воспитатель: По словарю Ожегова С.И. герб – “эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах”.

У каждого государства есть свой герб, знак, символ, по которому его отличают от других государств. Тот, кто понимает язык символов, глядя на герб любой страны, может многое о ней рассказать. Мы же сейчас, глядя на наш герб, поговорим о Казахстане, нашей Родине.

4 июня 1992 года –это день рождения государственного герба Республики Казахстан

Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова.

Герб имеет форму круга. А круг особо ценится у кочевников. Это символ жизни, вечности.

Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего герба, является шанырак. Образ шанырака в Государственном Гербе республики – это образ нашего общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надежности его уыков. Будущее государства также зависит от единства и согласия его граждан, от их общих усилий во благо общего дома – общей Родины.

Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык — зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба.

Купольные жерди — уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца — источник жизни и тепла.

Авторам Жандарбеку Малибекову и Шоты Уалиханову. удалось решить проблему изображения кереге — раздвижных решетчатых основ юрты.

Крестообразные, тройные кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны — тулпары.

Лошади были главными помощниками в хозяйстве, в войнах с захватчиками. Ведь конь является также стихией казаха.

Издавна говорят: “Казак жылкы мiнездi”, этим еще раз подчеркивается наибольшая близость, схожесть с природой. Конь с крыльями символизирует мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют также о чистых помыслах и стремлении к совершенствованию и достижению гармонии в обществе, с природой и мировой цивилизацией

В центре герба находится пятиконечная звезда. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Цветовую гамму герба составляют два основных цвета — золотистый и голубой. Первый соответствует светлому, ясному будущему народов страны. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем Гербе олицетворяет стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты

В нижней части герба надпись «Қазақстан».

Таким образом, языком геральдики авторы выражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общий шанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома — Казахстан.

Игра «Отвечай-ка»

Воспитатель: Чтобы выполнить следующее задание, вам нужно вспомнить все то, что вы знаете о гербе.

1 Какую форму имеет герб? (круглую)

2 Что изображено в средине герба? (шанырак).

3 Что символизирует шанырак? (семья, дом).

4 кереге -это? (раздвижные решетчатые основы юрты).

5 тундык -это? ( зенитное отверстие юрты)

6 фантастические скакуны ? (тулпары).

7 Высшая точка, завершения герба. (Звезда)

8 Какое значение имеет пятиконечная звезда?

9 Какое слово написано в нижней части герба?

Игра «Собери-ка, назови-ка»

Воспитатель:  Следующее задание: собери герб из частей, которые лежат в конверте и, назови каждую часть, что это.



III Итог. Рефлексия:

Технология рефлексии

Воспитатель: Все ли задания были понятны?(если да, поднимите зеленую карточку, не все понятно-красную)