2.Показать причины последовательной смены природных зон России в направлении с севера на юг.
2.Формировать умение определять приспособленность обитателей зоны арктических пустынь к условиям жизни;
3.Формировать умение выявлять значение природы данной зоны для человека.
1.Воспитывать бережное отношение к природе, понимание влияния деятельности человека на природу зоны арктических пустынь
Дети получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Дети овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Дети будут иметь мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие. Проверка готовности к уроку. -Послушайте описание чертогов одной сказочной героини. В какой природной зоне жила героиня этого произведения? «Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями – буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро». – вернемся к вопросу о том, где жила Снежная королева. (Снежная королева жила в ледяной зоне.) – Попробуйте сами сформулировать тему урока | Слушают учителя, принимают участие в диалоге. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Прогнозируют содержание урока | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; умеют слушать собеседника. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
II. Актуализация опорных знаний | – Почему природа нашей страны изменяется с севера на юг? Выберите правильное высказывание: 1) Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее. 2) Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач |
III. Изучение нового материала | – В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг. – Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь. – Каким цветом она обозначена? – В каком поясе Земли находится? (Полярный пояс.) – Что вы можете рассказать по географической карте об этой зоне? (Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря и острова. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом, плавучие льдины.) – Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне. (Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.) – Назовите и покажите на карте северные моря. (Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.) – Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана. (Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.) – К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона? – я предлагаю познакомиться с материалом учебника, чтобы продолжить работу и получить больше информации об этой зоне. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Показывают на карте. читают текст «Царство льда и снега» в учебнике (с. 78–82) |
Физкультминутка | Показывает движения Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок- Получается снежок. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели, Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. | Выполняют движения | Личностные: Повышение концентрации внимания, настрой на обучение; активизация мыслительной деятельности, развитие эмоциональной, двигательной памяти |
IV. Практическая деятельность | Выполняем задания в рабочих тетрадях. | Выполняют задания в рабочих тетрадях | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Личностные: осуществляют действия смыслообразования; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
V. Итоги урока. | Подводят выводы | Подводят выводы | Познавательные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке |
Рефлексия | – С какой природной зоной познакомились на уроке? – Что нового узнали? – как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы |