Тема: «Буква З »
Интегрированный урок обучения грамоте
в 1 классе
Выполнила:
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 10» Ващенко О. А.
Цели и задачи урока
Познакомить учащихся с буквой З.
- Закрепить правильное произношение звуков [з] - [з`];
- учить соотносить звук и букву, выделять данный звук из речи, читать слоги, слова и предложения с буквой З;
- учить писать буквы З з;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать навык языкового анализа и синтеза;
- воспитывать интерес к чтению на основе игры.
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы сейчас трудиться,
Чтоб чему-то научиться.
Сегодня мы будем путешествовать по зоопарку
В этом зоопарке живут разные животные.
Мы можем с ними не только познакомиться, но и подружиться.
Для того, чтобы животные подружились с нами, мы должны хорошо работать и выполнять все их задания.
А вот и его первый обитатель. Кто это?
ЗАЯЦ
Артикуляционная гимнастика
Зайчик очень любит делать артикуляционную гимнастику и хочет, чтобы мы выполнили некоторые упражнения вместе с ним. Согласны?
Посмотрите кто это к нам летит?
КОМАР
Кто знает как поют комарики?
з-з-з-з-з-з-з-з
Большой комар поёт твёрдо –
Маленький комарик поёт мягко –
з-з-з-з-з-з-з
з ь -з ь -з ь -з ь -з ь
Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем о согласных звуках [з] - [з`] и познакомимся с буквой З
Давайте вспомним особенности артикуляции при произнесении данных звуков
Характеристика звуков [з] - [з`]
Звук [з] –
согласный
парный
звонкий
свистящий
твёрдый
Звук [з`] –
согласный,
свистящий
парный
звонкий
мягкий
Объясните,
почему вы так решили?
А вот ещё один житель нашего зоопарка. Вы его узнали? Кто это?
КОЗА
Козочка хочет с вами поиграть и предлагает игру «Поймай звук» Хлопни в ладоши, если услышишь звук З
Пролетая мимо нас, комарик обронил картинки. Посмотрите на эти картинки и назовите что на них нарисовано.
Определите место звука [з] в этих словах
Игра «Кто больше назовёт слов»
Посмотрите вокруг, найдите или вспомните слова в которых есть
звуки [з] или [з`] .
Победит то, кто последним назовёт слово с одним из этих звуков.
Знакомство с буквой З
На письме звуки [з] , [з’] обозначаются
большой и маленькой буквой З, з.
Ребята посмотрите, какая красивая у нас буква З .
На что похожа буква З ?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
З - не просто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.
По белому полю
В туман и в снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога...
Определение места буквы З в алфавите
Посмотрите на запись алфавита, найдите там букву З ,
назовите её соседей справа и слева
Определение места буквы Ц в алфавите
Упражнение «Кто самый внимательный»
В
Посчитайте, сколько всего букв З полетели на звёздочках в путешествие
З
З
Е
З
Э
И
А
О
З
Чтение слогов
Малышка панда очень любит играть с мячом и кидать его в цветные фонарики.
А
Ы
З
У
О
И
Упражнение «Найди мягкий звук [з`] »
ЗА ИЗ
ЗО ЗЫ
УЗ ОЗ
ЗИ АЗ
ЗЕ ЗЮ
Ребята, кто это на нас так внимательно смотрит? Вы её узнали? Кто это?
ЗЕБРА
Упражнение «Рифмовки»
Наша зебра – поэтесса. Она пишет стихи и просит помочь ей побрать рифму к слогам.
ЗА-ЗА-ЗА, ЗА-ЗА-ЗА – У ВОВЫ КАРИЕ …
ГЛАЗА
ЗУ-ЗУ-ЗУ – ЗУ-ЗУ-ЗУ - МЫ ПОЙМАЛИ …
СТРЕКОЗУ
ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – ТРАВКУ ДАЛИ МЫ …
КОЗЕ
Упражнение «Придумай слово»
Прочитайте слог и придумайте слово с этим слогом
ЗУ
ЗИ
РО
ЗА
ЗО
ЛА
МА
ЗЫ
БЫ
ЛИ
Упражнение «Один-много»
Ро-за -
Ко-за -
Ва-за -
У-зор -
Ми-мо-за -
Мо-роз -
Зеб-ра -
розы
козы
вазы
узоры
мимозы
морозы
зебры
Упражнение «Буква потерялась»
Прочитайте слова, вставляя в них пропущенную букву З
… авод
… акат
Берё … а
Кор … ина
… убы
… има
Кукуру … а
Мага … ин
… ебра
Мимо … а
Физминутка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (дети показывают).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (дети показывают).
Раз - два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (дети скачут).
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал (дети садятся).
Ну вот, наконец - то, нас встречает последний обитатель зоопарка. Вы с ним уже знакомы? Кто он?
КРОКОДИЛ
Крокодилы живут в жарких странах и не знают, что такое зима. Давайте покажем нашему новому знакомому картинку про зимние забавы и прочитаем текст, который называется «Зима» .
ЗИМА.
На – сту – пи – ла зи – ма.
Ста – ло мо – роз- но.
У Ли – зы сан – ки.
На сан – ках Зи-на.
К сожалению крокодил пока ещё не совсем хорошо понял, что такое зима. Он хочет задать вам несколько вопросов по тексту:
1. Какое время года наступило?
2. У кого санки?
3. Кто катается на санках?
4. Почему слова Лиза и Зина пишутся с большой буквы, это же не начало предложения?
Ну вот наше путешествие по зоопарку подошло к концу. Давайте вспомним с какими животными и насекомыми мы сегодня повстречались?
Ребята, животные говорят вам
до свидания и очень хотят, что вы писали им письма.
Будете писать?
А для этого нам просто необходимо научиться правильно и красиво научиться писать
букву З
Пальчиковая гимнастика
Жил-был зайчик -
(хлопают в ладоши)
Длинные ушки
Отморозил зайчик
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Носик на опушке
(трут нос).
Отморозил носик
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук),
Отморозил хвостик
(гладят копчик)
И поехал греться
(крутят руль)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо
Волка нет
(хлопают в ладоши),
И дают морковку на обед
(поглаживают живот ладонью ведущей руки
по часовой стрелке)
Письмо
А теперь приступаем к письму букв и слогов
Тетрадь с наклоном положу-
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Посмотрите внимательно на эти буквы, как они называются?
Прописные
Печатные
Заглавные
Строчные
Чтобы научиться писать букву З ,
мы должны знать из каких элементов она состоит
Рассмотрите внимательно эти буквы и скажите на какие из изученных раннее они похожи?
Письмо строчной буквы З
Назовите элементы, из которых состоит
строчная буква З . Сколько их?
Работа со строчной буквой
- Показ алгоритма написания буквы учителем на доске;
- письмо в воздухе под счёт, на ладошке;
- самостоятельное письмо буквы в прописях.
Письмо заглавной буквы З
А для чего нам необходимы заглавные буквы?
Назовите элементы из которых состоит заглавная буква З
Работа с заглавной буквой
- Показ алгоритма написания буквы учителем на доске;
- прощупывание буквы на шершавом фоне;
- письмо в воздухе под счёт, на ладошке;
- самостоятельное письмо в прописях.
Упражнение «Собери слово»
4 е
1 б
5 б
1 з
1 а
6 б
8 з
8 а
З
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
1
а
х
н
д
щ
и
а
с
ц
б
е
э
т
к
б
2
о
в
п
ж
ю
у
л
в
3
ч
г
ш
4
з
я
ф
м
г
р
с
и
а
д
х
н
д
5
щ
ц
6
е
е
о
б
к
т
э
7
ж
в
ж
ю
у
л
ч
п
р
ш
з
м
ф
я
з
8
г
Звуковой анализ получившихся слов
А
З
И
Н
А
З
О
Р
Н
И
З
З
А
О
Р
А
2слога, 4 буквы, 4 звука
2 слога, 4 буквы, 4 звука
МОЛОДЦЫ!!!!
Спасибо за работу!
Интернет ресурсы
http://www.governors.ru/?regmode=®ion=35&okrug=&razdel=main&statja=258371
http://aksenovanv.ucoz.ru/load/
http://www.powerpoint.net.ru/presents/obzestvo/page/11/
http://900igr.net/kartinki/obschestvoznanie/Semejnyj-bjudzhet/041-Spasibo-za-rabotu.html
http://900igr.net/fotografii/doshkolnoe-obrazovanie/Razvitie-i-vospitanie-detej/007-Formirovanie-znanij-o-seme-v-sisteme-dukhovno-nravstvennogo-i.html