СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Среднесрочное планирование уроков русского языка соотавлено с учетом требований Программы, содержит методы и приемы критического мышления, основано на внедрении 7 модулей Программы
Данное планирование направлено на активизацию познавательной деятельности в процессе обучения на уроке
Среднесрочное планирование.
Учитель: Чурилова Людмила Анатольевна
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения: 14.02.2017г.
Тема урока: Имя существительное как часть речи
Цель (обучения): - знать основные морфологические признаки имени существительного как части речи, различать имена существительные одушевленные и неодушевленные»;
- развивать интерес детей к изучению русского языка, расширять активный словарь;
- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность детей.
Цель (личностного развития): организация групповой работы, направленной на формирование навыков критического мышления через решение проблемной ситуации.
А: Знают морфологические признаки имени существительного
В: Ученики умеют работать с текстом, различают имена существительные от других частей речи, определяют морфологические признаки имени существительного
Результат обучения: Научатся правильно излагать свои мысли, а также работать со словарем
С: Рассуждают, демонстрируют знания, самостоятельно составляют тексты.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание, Форма работы | Используемые модули | |||||
Мотивационный этап. Стадия вызова
| Приветствие учащихся. Деление на группы «Пазлы» Раздает листы, на которых учащимся нужно выразить собственные мысли. Выход на тему урока. Постановка целей 1.Какова тема урока? 2.Чему должны научиться в конце урока? |
Записывают свои мысли
Задача: 1Вспомнить пословицы с противопоставлением. Лето припасает, зима поедает. А также дописать пословицы по данному началу: Зимой и …одним цветом. Мал золотник, да…. В чужом глазу сучок видим, а в ….(своем) и бревна не замечаем |
Формативное (вербальное) форма-фронтальная
Форма-фронтальная
| Оценивание для обучения
Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение | |||||
Операционный этап.
Физминутка «из сборника Бодрячок»
| О чём, по-вашему, пойдёт речь сегодня на уроке? (синонимы) Где можно узнать значение этого слова. Как вы думаете, как эта тема связана с нашей жизнью? Часто ли вы используете синонимы, антонимы в повседневной жизни?
Представьте, что вам нужно описать озеро, какие бы синонимы или антонимы вы бы использовали?
Давайте рассмотрим озеро Улькен Алматы, изображенное на цветном вкладыше в учебнике. Работа в группах. 1.Дайте определение синонимам. Составьте таблицу использованных вами синонимов 2. Составьте таблицу использованных вами антонимов. Из каких источников можно узнать значение этого слова? 3. Расположи синонимы в порядке возрастания признака: голубое, синее, голубоватое, лазурное(небо) (Ответы учащихся).
Запись таблицы для осмысления «Узнай, о чем идет речь. Составь рассказ»
Продолжите синонимический ряд: положительные черты человека Усложнение задания: Составь таблицу антонимов, прочитав параграф 52, стр.150 Работа в группах: Выпиши по группам антонимы, обозначающие: 1) размер,2) место, 3)качества человека, 4) настроение человека Самостоятельная работа на А4 по методике «Круговое письмо»
Игра Опиши одного из учеников класса, называя только черты характера Сделай вывож о том, что было полезным на уроке и почему?
| Делают предположение Отвечают на вопросы Читают п.51с.145, делают пометы Что могут обозначать близкие по значению слова?(предметы, природные явления,цвета, действия) Описывают Работают в группах составляют текст-описание. Читают, наблюдают, пополняют сведения
Дают определение. Менее успешные с опорой на учебник, стр146 Составляют таблицы синонимов, антонимов
Располагают слова в нужной последовательности Работают с толковым словарем, словарем синонимов, антонимов
Самопроверка по ключу (упр.558, стр.149)
Составляют рассказ о синонимах
Называют черты человека
Составляют таблицу антонимов Выписывают антонимы из упр.567, стр.150
Составляют рассказ о себе, используя новые знания Развивают творческое воображение | Формативное оценивание
Суммативное (самооценка)
Суммативное
суммативное
ФО «Лестница успеха» | Критическое мышление Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обученияНовые подходы в обучении:
| |||||
Рефлексия
| Составить синквейн | Составляют пятистишие | Формативное Отношение к ответу выразить через смайлики | Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция КМ | |||||
Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание п.51-52, стр.145-151 | Учащиеся записывают задание в дневники |
Краткосрочное планирование.
Учитель: Чурилова Людмила Анатольевна
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения: 10.01.17г.
Тема урока: Паронимы. Толковый словарь.
Цель (обучения): формировать умение различать паронимы от омонимов, находить в тексте однозначные и многозначные слова, синонимы, определять лексическое значение слов, отличать паронимы от других лексических единиц русского языка;
развивать интерес детей к изучению русского языка, расширять активный и пассивный словарь;
воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность детей.
Цель (личностного развития): организация групповой работы, направленной на формирование навыков критического мышления через решение проблемной ситуации.
А: знают определения лексических единиц русского языка,
В: ученики умеют находить паронимы, отличают их от других лексических единиц РЯ, работают со словарями
С: самостоятельно составляют словосочетания с паронимами, омонимами, синонимами.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание, Форма работы | Используемые модули | |||
Мотивационный этап. Стадия вызова
| Приветствие учащихся. «Мозговой штурм». 1.Что изучает лексика? 2Что мы называем синонимами, омонимами, многозначными словами? 3.Как различать лексические единицы языка? 4.Как вы думаете, почему РЯ постоянно меняется? 5.В чем отличие антонимов? 6.Что такое паронимы?Где это можно узнать? Выход на тему урока. Постановка целей 1.Какова тема урока? 2.Чему должны научиться в конце урока? |
Отвечают на вопросы
Рисуют ромашку, заполняют пространство(синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, паронимы, Записывают число, тему урока, ставят цели урока, обращаются к учебнику на стр.153
|
Формативное (вербальное) форма-фронтальная
| Оценивание для обучения
Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение | |||
Операционный этап.
Физминут ка |
- Я предлагаю заполнить «Корзину идей» (на стол ставится корзинка, учитель складывает туда заполненные учащимися карточки). - Выпишите из упражнений несколько примеров названных вами лексических единиц речи. («-онимов») (упр.552,569,582).Найди ошибки в употреблении слов. Выполнение упр.586 по заданию
Тв.задание: Читаем газеты. Напиши группы слов, называющие то, чем будут заниматься дети по каждой программе
| Работают в группах выписывают примеры лекс.единиц речи
Выполняют упр.584 коллективно по цепочке
Выполняют упр.586
Выписывают группы слов, связанных с определенной профессией | Формативное оценивание
Суммативное (самооценка)
| Критическое мышление Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обучения Новые подходы в обучении: | |||
Рефлексия
| Работа по карточкам(индивидуальная) Задание: Распредели по столбикам изученные лексические единицы. Докажи правильность выбранных примеров
Игра «Кто больше?» Собери цепочку из пар слов: синонимы, антонимы, паронимы | Работают по карточкам. Самооценивание по ключу
подбирают пары слов для цепочки | суммативное | Обучение талантливых и одарённых.
Саморегуляция КМ | |||
Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание упр589+вопросы, стр.156+ тв.задание Текст на тему «Мы против эксплуатации детского труда» | Учащиеся записывают задание в дневники |
Краткосрочное планирование.
Учитель:
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения:
Тема урока: Текст-рассуждение: логическая структура, особенности функционирования.
Цель (обучения): формировать умение определять основные признаки текста-рассуждения, различать типы текстов
развивать интерес детей к изучению русского языка, расширять активный словарь;
воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность детей.
Цель (личностного развития): организация групповой работы, направленной на формирование навыков критического мышления через решение проблемной ситуации.
А: знают признаки текста-рассуждения
В: ученики умеют определять признаки текста-рассуждения
С: самостоятельно различают тесты по типу
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание, Форма работы | Используемые модули | |||
Мотивационный этап. Стадия вызова
| Приветствие учащихся. 1. Беседа. – Какие типы речи вам известны? – Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора? – Что такое спор? По толковому словарю С. И. Ожегова, спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. – Как взаимосвязаны понятия спор и рассуждение? (Каждый спорщик ведет рассуждение.) – Расположите элементы рассуждения в нужном порядке: вывод, тезис, аргументы. – Поясните каждый элемент. |
Отвечают на вопросы
|
Формативное (вербальное) форма-фронтальная
| Оценивание для обучения
Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение
| |||
Операционный этап.
Физминутка «из сборника Бодрячок»
| 2. Работа с текстами. 1) Прослушайте текст. Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся? Дядя Федор говорит: – Корова государственная. Значит, и теленок государственный. А кот не согласен: – Корова действительно государственная. Но все, что она дает, – это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей? – Государственный. – Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей? – Мороз наш. Мы его для мороза и берем. – Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали. – Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш. 2) Прослушайте диалог. Что это: спор или ссора? Обоснуйте. Проходящий мальчик задевает плечом другого. – Не цепляйся! – Кто цепляется? – Ты цепляешься! – Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься! – Я цепляюсь? – Да. Ты! – Да знаешь... Знаешь ты кто? – толкает его. – Ты сам! – и тоже толкает. 3. Творческая работа. – Попробуйте о чем-нибудь поспорить. | Работают в группах приводят доказательства
Обосновывают ответ
Учащиеся в парах выбирают предмет спора и обсуждают его. Затем некоторые из них представляют спор классу. Остальные обсуждают плюсы и минусы каждого спора.
| Формативное оценивание
Суммативное (самооценка)
| Критическое мышление Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обученияНовые подходы в обучении: | |||
Рефлексия
| Работа по карточкам 4. Самостоятельная работа. – Сравните рассуждения. Определите, в каких рассуждениях один тезис, в каких несколько. Как построить дискуссионное рассуждение? Человек и природа 1. Человек – друг природы. Он орошает засушливые степи, осушает гнилые болота. Человеческими мудрыми руками выращиваются леса, поворачиваются вспять реки. Везде видна человеческая забота о природе. 2. Человек – враг природы. Он потребляет, уничтожает то, что тысячелетиями создавала природа. Он свел с лица земли многие редкие породы животных и растений, опустошает недра планеты, загрязняет реки, моря и озера. Нет врага злее, чем человек. – Составьте и запишите дискуссионное рассуждение, используя данный материал.
| Работают по карточкам.
| Суммативное В парах | Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция КМ | |||
Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание п. | Учащиеся записывают задание в дневники |
| Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция
|
Учитель:
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения:
Тема урока: Тезис и доказательство
Цель (обучения): формировать умение определять основные признаки текста-рассуждения, различать типы текстов
развивать интерес детей к изучению русского языка, расширять активный словарь;
воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность детей.
Цель (личностного развития): организация групповой работы, направленной на формирование навыков критического мышления через решение проблемной ситуации.
А: знают признаки текста-рассуждения
В: ученики умеют определять признаки текста-рассуждения
С: самостоятельно различают тесты по типу
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание, Форма работы | Используемые модули | |||
Мотивационный этап. Стадия вызова
| Приветствие учащихся. 1. Беседа. – Какие типы речи вам известны? – Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора? – Что такое спор? По толковому словарю С. И. Ожегова, спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. – Как взаимосвязаны понятия спор и рассуждение? (Каждый спорщик ведет рассуждение.) – Расположите элементы рассуждения в нужном порядке: вывод, тезис, аргументы. – Поясните каждый элемент. |
Отвечают на вопросы
|
Формативное (вербальное) форма-фронтальная
| Оценивание для обучения
Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение
| |||
Операционный этап.
Физминутка «из сборника Бодрячок»
| 2. Работа с текстами. 1) Прослушайте текст. Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся? Дядя Федор говорит: – Корова государственная. Значит, и теленок государственный. А кот не согласен: – Корова действительно государственная. Но все, что она дает, – это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей? – Государственный. – Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей? – Мороз наш. Мы его для мороза и берем. – Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали. – Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш. 2) Прослушайте диалог. Что это: спор или ссора? Обоснуйте. Проходящий мальчик задевает плечом другого. – Не цепляйся! – Кто цепляется? – Ты цепляешься! – Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься! – Я цепляюсь? – Да. Ты! – Да знаешь... Знаешь ты кто? – толкает его. – Ты сам! – и тоже толкает. 3. Творческая работа. – Попробуйте о чем-нибудь поспорить. | Работают в группах приводят доказательства
Обосновывают ответ
Учащиеся в парах выбирают предмет спора и обсуждают его. Затем некоторые из них представляют спор классу. Остальные обсуждают плюсы и минусы каждого спора.
| Формативное оценивание
Суммативное (самооценка)
| Критическое мышление Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обученияНовые подходы в обучении: | |||
Рефлексия
| Работа по карточкам 4. Самостоятельная работа. – Сравните рассуждения. Определите, в каких рассуждениях один тезис, в каких несколько. Как построить дискуссионное рассуждение? Человек и природа 1. Человек – друг природы. Он орошает засушливые степи, осушает гнилые болота. Человеческими мудрыми руками выращиваются леса, поворачиваются вспять реки. Везде видна человеческая забота о природе. 2. Человек – враг природы. Он потребляет, уничтожает то, что тысячелетиями создавала природа. Он свел с лица земли многие редкие породы животных и растений, опустошает недра планеты, загрязняет реки, моря и озера. Нет врага злее, чем человек. – Составьте и запишите дискуссионное рассуждение, используя данный материал. | Работают по карточкам.
| Суммативное В парах | Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция КМ | |||
Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание п. | Учащиеся записывают задание в дневники |
| Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция
|
Краткосрочное планирование№16
Учитель:
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения:
Тема урока: Стили речи (научный, художественный, разговорный)
Цель (обучения): познакомить с понятиями речевая ситуация, стиль, стилистика
Цель (личностного развития): организация групповой работы, направленной на формирование навыков критического мышления через решение проблемной ситуации.
А: знают признаки текста.
В: ученики умеют определять стилевые признаки текста.
С: самостоятельно различают тесты по стилю, умеют составлять тексты заданного стиля
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание, Форма работы | Используемые модули | |||
Мотивационный этап. Стадия вызова
| Приветствие учащихся. 1.Орг.момент Я рада вас приветствовать сегодня на уроке.Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка –самое лучшее начала дела. 2.Верные и неверные утверждения 1)текст это несколько предложений , связанных по смыслу и грамматически (в) 2) тип текста , который строится по схеме тезис-док-во-вывод (описание) –(н) 3)Типы текста (описание, повествование,рассуждение) (в) 4)тип текста, в котором повествуется последовательно о каком –либо событии –повествование (в) 5)основная мысль текста-это чему учит текст (в) 6)стили речи (научный, художественный, разговорный (в) |
Отвечают на вопросы
|
Формативное (вербальное) форма-фронтальная
| Оценивание для обучения
Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение
| |||
Операционный этап.
Физминутка «из сборника Бодрячок»
| 3.Изучение нового материала Прием «Бортовой журнал»( по теме стили речи) заполняется вместе с учителем Знаю Хочу узнать Узнал 4.Работа со слайдами (показ слайдов ) по теме стили речи. Запись в тетрадки –запоминашки. Слово учителя:итак, любое наше высказывание мы создаем с учетом речевой ситуации Р.С.-с кем говорим? Где говорим? С какой целью? 5.Закрепление материала (выпишите примеры , которые обозначают неофициальную обстановку) Дома,наработе,в школе на уроке,в школе на перемене,на экскурсии в музее,на прогулке в лесу, в магазине,вполиклинике,в гостях у друга,в библиотеке) Ответ: дома,в школе на перемене, на прогулке в лесу, в гостях у друга) Физминутка 6.Работа с толковым словарем Дать определение общение- Сообщение- Воздействие- 7.Работа в парах . Задание: распределите примеры в три столбика сучетом цели высказывания. Сообщение Общение Воздействие Отвечать урок, здороваться, делиться впечатлениями, делать замечания нарушителю дисциплины, обсуждать с ребятами маршрут, приглашать друзей в поход, давать сведения о местности , объяснять задачу однокласснику. 7.Составление синквейна Стили речи Научный разговорный Сообщаем, общаемся, воздействуем Используем в любой обстановке Стилистика Выполнение упр.125,126 | Работают в группах приводят доказательства
Обосновывают ответ
Распределяют слова, составляют синквейн
Выполняют упр | Формативное оценивание
Суммативное (самооценка)
| Критическое мышление Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обученияНовые подходы в обучении: | |||
Рефлексия
| Работа с текстами.
| Работают по карточкам.
| Суммативное В парах | Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция КМ | |||
Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание п. | Учащиеся записывают задание в дневники |
| Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция
|
Краткосрочное планирование.
Учитель:
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения:
Тема урока: Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
Цель (обучения): закрепить навыки определения главного и зависимого слова в словосочетании, умения определять типы словосочетаний;
- обучать умению выделять словосочетания из предложения;
- развивать зрительную память; развивать быстроту мышления при устном тестировании; активизировать мыслительную деятельность учащихся при самостоятельных поисках ответа на вопрос.
Цель (личностного развития): организация групповой работы, направленной на формирование навыков критического мышления через решение проблемной ситуации.
А: знают определения определение словосочетания
В: ученики умеют выделять главное и зависимое слова в словосочетаниях, определять тип словосочетания
С: самостоятельно выделяют словосочетания из предложений, различают словосочетания от сочетаний слов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание, Форма работы | Используемые модули |
Мотивационный этап. Стадия вызова
| Приветствие учащихся. «Мозговой штурм». 1.Что такое пунктуация? 2Что мы называем СС? 3.Какое слово главное, какое зависимое. 4.В чем отличие словосочетания от предложения? 5.Что не является СС? Выход на тему урока. Постановка целей 1.Какова тема урока? 2.Чему должны научиться в конце урока? Проверка домашнего задания. |
Отвечают на вопросы
|
Формативное (вербальное) форма-фронтальная
| Оценивание для обучения
Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение |
Операционный этап.
Физминутка «из сборника Бодрячок»
|
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 | Работают в группах выписывают СС
| Формативное оценивание
Суммативное (самооценка)
| Критическое мышление Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обученияНовые подходы в обучении: |
Рефлексия
| 3) Тест (устно). Работа по карточкам | Работают по карточкам. Самооценивание по ключу | суммативное | Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция КМ |
Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание п. | Учащиеся записывают задание в дневники |
| Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция |
Краткосрочное планирование.
Учитель:
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения:
Тема урока: Подбор заглавия к тексту.Определение его темы и цели
Цель (обучения): формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся;
2) развитие речи, словесно-логического, наглядно-образного мышления;
А: знают определение текста
В: ученики умеют определять признаки текста
С: самостоятельно составляют текст
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание, Форма работы | Используемые модули |
Мотивационный этап. Стадия вызова
| Приветствие учащихся. Сегодня нам предстоит не только изучить новую тему по русскому языку, но и сделать несколько открытий. Вы будете учёными-историками, которые связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое. Деление на группы Задание: Прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются. Олимпиада — крупнейшие международные спортивные соревнования. Они проводятся каждые четыре года. Олимпийские игры делятся на зимние и летние. Олимпиада — крупнейшие международные спортивные соревнования. Я смотрю телевизор. Российские волейболисты в 2012 году стали главными героями Олимпиады. Мама купит мне мячик. Тема урока, постановка целей Работа по учебнику (определение) |
Отвечают на вопросы
Делятся на группы «Фигуры»
Формулируют тему и цель урока |
Формативное (вербальное) форма-фронтальная
| Оценивание для обучения
Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение
|
Операционный этап.
Физминутка «из сборника Бодрячок»
| Работа по карточкам Текст – это ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др. В тексте предложения связаны, во-первых, общей темой. Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. В тексте предложения связаны, во-вторых, основной мыслью. Основная мысль – это то главное, то хотел сказать автор текста. Коллективная работа по карточкам с подробным комментированием. Основные признаки текста: 1) Единство_________________________________________ . 2) Наличие __________________________________________ . 3) Определённый ________________ предложений. 4) ___________________________________________ предложений в тексте. 5) Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос ______ или_______ говорится в тексте. Результат: Основные признаки текста: 1) Единство темы текста. 2) Наличие основной мысли текста. 3) Определённый порядок предложений. 4) Смысловая и грамматическая часть предложений в тексте. 5) Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос о ком? или о чём? говорится в
Олимпийские игры. Олимпийские игры пришли к нам из глубокой древности. Считается, что первые игры проводились в 776 году до нашей эры в греческом городе Олимпии на берегу реки Алфей. Они проводились один раз в четыре года . В состязаниях могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабов и женщин к соревнованиям не допускали. Участники Игр должны были, готовясь к выступлениям, 10 месяцев тренироваться вне Олимпии, затем 1—2 месяца в Олимпии. На время проведения Игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался. Греческие атлеты состязались в беге, прыжках, метании копья, диска, борьбе, кулачном бою, гонках на колесницах. Перед состязаниями каждый атлет давал клятву соблюдать правила честной спортивной борьбы. Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры. Победителя встречал весь город. В городской стене делали пролом, куда на колеснице въезжал победитель, пролом в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда его не покидала. В 394 г. н. э. Римский император Феодосий 1 издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. Возобновились игры в 1896 году в Греции. В их возрождении большую роль сыграл французский общественный деятель Пьер де Кубертен. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования», будут способствовать культурному сотрудничеству народов планеты.
|
Работа в группах
Работа в группах | Формативное оценивание
Суммативное (самооценка)
| Критическое мышление Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обученияНовые подходы в обучении: |
Рефлексия
| Ребята, мы с вами в начале урока поставили две цели: первая- узнать, что такое текст, вторая- попробовать себя в роли учёных-историков. Как вы думаете у нас всё получилось? Тест. 1.Текст – это: а) группа слов, связанных по смыслу и грамматически; б) отдельные предложения; в) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу; 2. Текст имеет: а) только заглавие; б) заглавие и части; в) только части. 3. По заглавию можно определить: а) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста; б) сколько предложений в тексте; в) кто автор текста. 4. Части текста должны располагаться в таком порядке: а) основная, концовка, вводная; б) вводная, основная, концовка; в) концовка, вводная, основная. 5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке: а) да; б) нет. | Работают по карточкам. Самооценивание по ключу | суммативное | Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция КМ |
Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание п. Д.з §33,упр. 169.
| Учащиеся записывают задание в дневники |
| Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция
|
Учитель:
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения:
Тема урока: Деление текста на части. Разделение текста на абзацы
Цель (обучения): уточнить представление учащихся об особенностях текста; развивать умение правильно употреблять предложения в тексте.
А: знают определение текста
В: ученики умеют определять признаки текста, делить на абзацы
С: самостоятельно составляют текст
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание, Форма работы | Используемые модули |
Мотивационный этап. Стадия вызова
| Приветствие учащихся. Деление на группы Блиц-опрос по теме Текст |
Отвечают на вопросы Делятся на группы «Фигуры» Формулируют тему и цель урока |
Формативное (вербальное) форма-фронтальная
| Оценивание для обучения
Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение
|
Операционный этап.
Физминутка «из сборника Бодрячок»
| Коллективная работа по карточкам с подробным комментированием. Основные признаки текста: 1) Единство_________________________________________ . 2) Наличие __________________________________________ . 3) Определённый ________________ предложений. 4) ___________________________________________ предложений в тексте. 5) Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос ______ или_______ говорится в тексте. Результат: Основные признаки текста: 1) Единство темы текста. 2) Наличие основной мысли текста. 3) Определённый порядок предложений. 4) Смысловая и грамматическая часть предложений в тексте. 5) Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос о ком? или о чём? говорится в Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад. Составление текста по опорным словам. В сентябре Осень, ветерок, растут, красные гроздья, жёлтые опята. – О чем вы будете составлять текст? – Прочитайте его название. Учитель предлагает вспомнить и рассказать, какой дует ветерок ранней осенью, про что в этом тексте можно сказать растут, на каком дереве красуются яркие красные ягоды. Составление текста из набора предложений (приложение1) |
Работа в группах
Работа в группах | Формативное оценивание
Суммативное (самооценка)
| Критическое мышление Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обученияНовые подходы в обучении: |
Рефлексия
| Тест (приложение2) | Работают по карточкам. Самооценивание по ключу | суммативное | Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция КМ |
Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание | Учащиеся записывают задание в дневники |
| Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция
|
Краткосрочное планирование.
Учитель:
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения:
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым
Цель (обучения): совершенствовать умения учащихся распознавать способы выражения подлежащего и сказуемого; сообщить об условии постановки тире между подлежащим и сказуемым; развивать умение учащихся ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.
Цель (личностного развития): организация групповой работы, направленной на формирование навыков критического мышления через решение проблемной ситуации.
А: знают условия постановки тире
В: ученики умеют расставить знаки препинания между подлежащим и сказуемым
С: самостоятельно составляют предложения, в которых необходимо тире между подлежащим и сказуемым
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание, Форма работы | Используемые модули |
Мотивационный этап. Стадия вызова
| Приветствие учащихся. На доске написаны предложения: Фламинго строят гнезда по берегам морей. Осина — дерево. Малина — кустарник. — Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно. Можно объединить второе и третье предложения. В них говорится о растениях. Оба предложения состоят из двух слов. — Найдите в предложениях подлежащее. В первом предложении подлежащее осина, во втором — малина. — Найдите в предложениях сказуемое. В первом предложении сказуемое дерево, во втором — кустарник. 2. Формулирование теми и цели урока — Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока Разделитесь на три группы. |
Отвечают на вопросы
Формулируют тему и цель урока
|
Формативное (вербальное) форма-фронтальная
| Оценивание для обучения
Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение
|
Операционный этап.
Физминутка «из сборника Бодрячок»
| 3. Изучение нового материала Работа по карточкам — Прочитайте новый материал в учебнике. Сравните его с нашим выводом. Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Приведите свои примеры на тему «Растения» . и составьте схему нового правила. Учащиеся обсуждают варианты схем. Выбирают лучший вариант.
Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Приведите свои примеры на тему «Растения» . 4. Закрепление изученного материала Упражнение 1 (написано на ИД) Земл...ника вкусная жи...кость С…квойя к...лючая груша Манго вечнозеленое р...стение К...косовое молоко тр...пическое пл...довое дер...во Опунция п...жароустойчивое р...стение С..мшит самая вкусная л...сная ягода — Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание. К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика. — Что в результате должно получиться? В результате должны получиться предложения. — Что надо сделать с составленными предложениями? Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило. — Расскажите, какие буквы вы вставили в слова, группируя их по орфограммам. 5. Словарно-орфографичсекая работа — Работая с новым правилом, мы с вами одновременно ведем разговор о растениях. Новое словарное слово тоже будет на эту тему. Первая его часть обозначает отличительный знак государства, города, сословия. Вторая часть обозначает меру земельной площади, равную ста квадратным метрам. Третья часть представляет собой мягкий вариант окончания имени прилагательного в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже. Назовите это слово. Это слово гербарий. — Скажите, что такое гербарий. Ваш ответ должен соответствовать теме урока. Гербарии — собрание засушенных растении. — Посмотрите на карточку со словом гербарии. Pасскажите о его правописании. Слово гербарий состоит uз трех слогов. Второй слог ударный. Непроверяемая 6езударная гласная е, которую надо подчеркнуть и запомнить. — Напишите предложение, раскрывающее лексическое значение слова гербарий. Какая особенность есть в этом предложении? В зтом предложении между подлежащим и сказуемым. ставится тире, так как они выражены существительными в именительном падеже. | Работают в группах отвечают на вопросы
Выполняют упр.в группе
Работают в паре
| Формативное оценивание
Суммативное (самооценка)
| Критическое мышление Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обученияНовые подходы в обучении: |
Рефлексия
| Составить текст по предложениям. Терн — кустарник хитрый, корнями размножается. Распустил он свои сильные корни под землей, пробился через травы и начал на лугу расти. Расчистил землю вокруг, окружил себя подружками. Березки — белолицые красавицы. Осинки — милые шептуньи. Так и отвоевал терн земли для леса и луга. — Прочитай составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока. Скажите, почему в них ставится тире. Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами. Найдите в тексте слова, состав которых соответствует схеме: — С каким новым материалом мы сегодня познакомились? Мы познакомились с постановкой тире между подлежащим и сказуемым. — Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? Ответы учеников. Оценивается работа детей на уроке.
| Работают по карточкам. Самооценивание по ключу | суммативное | Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция КМ |
Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание п. Д.з §33,упр. 169.
| Учащиеся записывают задание в дневники |
| Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция
|
Краткосрочное планирование.
Учитель:
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения:
Тема урока: Однородные члены предложения
Цель (обучения): формировать умение распознавать однородные члены и правильно расставлять знаки препинания при них.
Цель (личностного развития): организация групповой работы, направленной на формирование навыков критического мышления через решение проблемной ситуации.
Ожидаемые результаты:
А: Знают однородные члены предложения
В Умеют определять однородные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять предложения, содержащие однородные члены.
С: самостоятельно составляют предложения с однородными членами, составляют схемы, расставляют знаки препинания.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание, Форма работы | Используемые модули |
Мотивационный этап. Стадия вызова
| 1.Тренинг "Давайте поздороваемся".
2. «Большая стирка» по теме «Синтаксис» 3. Позитивчик «Дружба- это не работа» 4. Составление определений: Друг не- отрицательные кач Друг- это..- положит кач-ва 5. Определение темы, цели урока, критериев успеха. ИКТ | Учащиеся, прердавая смайлик, заряжаются положительной энергией. И настраиваются на рабочий лад. Отвечают на вопросы, по ранее изученному материалу раздела «Синтаксис»
|
Формативное (вербальное) форма-фронтальная
| Оценивание для обучения
Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение
|
Операционный этап.
Физминутка «из сборника Бодрячок»
| «Парные разговоры» ДО «Исследователи», «Теоретики» (составление постеров по теме урока, выполнение упражнения по теме, презентация постеров)
Запись объявления «Ищу друга» Синтаксический разбор предложений с однородными чп ТиО Работа в парах. Старый друг лучше новых двух? Дебаты. 9. Чтение с остановками Работа с притчей О друге.
Физминутка. Создание Визитки однородных членов предложения. | Составляют постеры, согласно задания. Работают с дополнительными источниками.
Составление тестов по теме, используя однородные члены предложения. В парах составляют аргументы, согласно своего убеждения. Оспаривают мнение аппонентов через дебыты. Учащиеся активизируют через физические упражнения эмоциональный настрой и готовятся к продложению работы на уроке. Создание постера – визитки. После этого постер презентуется устно | Формативное оценивание
Суммативное (самооценка)
| Критическое мышление Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обученияНовые подходы в обучении: |
Рефлексия
| «Яблонька» Красные яблоки: всё интересно, хочу больше узнать по теме Жёлтые: всё понятно, было интересно Зелёные: ничего не понял
| На яблоках пишут комментарий, помещают на яблоньке
|
| Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция КМ |
Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание п. 1.По аналогии упр. № 2.Усложнённого характера № 3.Конструирование текста | Учащиеся записывают задание в дневники |
| Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция
|
Краткосрочное планирование.
Учитель:
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения:
Тема урока: Обращение
Цель (обучения): формировать умение находить обращение и правильно расставлять знаки препинания при них.
Цель (личностного развития): организация групповой работы, направленной на формирование навыков критического мышления через решение проблемной ситуации.
Ожидаемые результаты:
А: Знают определение «обращение»
В Умеют находить обращение и пунктуационно правильно оформлять их.
С: самостоятельно составляют предложения с обращением, составляют схемы, расставляют знаки препинания.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание, Форма работы | Используемые модули |
Мотивационный этап. Стадия вызова
| 1.Тренинг "Давайте поздороваемся". Орфографическая разминка: Один ученик работает у доски и записывает под диктовку учителя слова: ПАССИВНЫЙ, УНИВЕРСИТЕТ, ШОССЕ, КОМПЬЮТЕР, ИСПОЛИН, НАВЕРНОЕ. ( 1. Какое из слов является антонимом к слову «активный»? 2. Какое значение имеет слово ИСПОЛИН? (великан, богатырь) А теперь подчеркните первую букву в каждом слове. Что получилось? (Пушкин). Наверное, имя этого поэта будет как-то связано с нашим уроком. Вступительное слово учителя Друзья мои, прекрасен наш союз! Эти строчки А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам. Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно этой поэтической строкой. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока. На доске записаны предложения. 1. Гости князю поклонились, Прочтите запись на доске. Какие мысли у вас появились? Первое предложение простое, с однородным членом предложения (доказать). Синтаксическая роль слова "гости" в первом предложении? (подлежащее) Почему выделяется запятыми слово "гости" во втором предложении? Является ли оно членом предложения? Выделите грамматическую основу. А какую выполняет функцию? (называют того, кого спрашивают, к кому обращаются с речью). Как можно назвать это особое слово? "Обращение". (Записать тему в тетради).
|
Выполняют орфографическую разминку
Выполняют задания в группах
Называют тему, цели |
Формативное (вербальное) форма-фронтальная
| Оценивание для обучения
Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение
|
Операционный этап.
Физминутка «из сборника Бодрячок»
| Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина. Раздаточный материал. Задание Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы: Как называется сказка, из которой прозвучал отрывок? Какое предложение содержит обращение? К кому обращаются? Как называют того, к кому обращаются? Чем выражено обращение (словом или словосочетанием)? Почему именно это слово (сочетание слов) использовал автор? Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением. Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением? 1. Свет наш, солнышко! Ты ходишь | Выполняют задание в группах | Формативное оценивание
Суммативное (самооценка)
| Критическое мышление Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обученияНовые подходы в обучении: |
Рефлексия
| Друзья мои, прекрасен наш союз! Еще раз звучат строки великого Пушкина. Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов? (Предложение содержит обращение, урок был построен на материале сказок А.С.Пушкина, мы прекрасно, дружно работали). Что вы узнали об обращении? (Работа с учебником – стр.139 – правило) Сравним наши ответы с тем, что написано в учебнике) Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.
| Выполняют задания
|
| Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция КМ |
Домашнее задание | Задание на дом Ребята, совсем скоро уже новогодние и Рождественские праздники. Предлагаю вам в качестве домашнего задания красиво оформить поздравительную открытку и составить текст поздравления, используя слова-обращения.
| Учащиеся записывают задание в дневники |
| Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция
|
Краткосрочное планирование.
Учитель:
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения:
Тема урока: Синтаксический разбор сложного предложения
Цель (обучения): сформировать навыки синтаксического разбора предложения; способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал.
Цель (личностного развития): организация групповой работы, направленной на формирование навыков критического мышления через решение проблемной ситуации.
А: знают порядок выполнения
В: ученики умеют выполнить разбор СП по алгоритму
С: самостоятельно составляют предложения, выполняют синт.разбор
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание, Форма работы | Используемые модули |
Мотивационный этап. Стадия вызова
| Эмоциональный настрой. Деление на группы. Приветствует учащихся. Предлагает учащимся разделиться на группы, подойти к доске и выбрать на доске один из стикеров. Цифровой диктант. 4-5 мин. Верно- 1, неверно - 0.
10Сказуемое м/быть только глаг | Ученики приветствуют учителя, делятся на группы по количеству главных членов предложения. Распределяют обязанности в группе.
Выполняют цифровой диктант 1,1,0,1,1,0,1,0.
|
форма-фронтальная суммативное
| Оценивание для обучения
Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение
|
Операционный этап.
Физминутка «из сборника Бодрячок»
| 3. Изучение нового материала Составление алгоритма. На уроке мы будем выполнять синтаксический разбор сложного и простого предложения. Дает задание: составить алгоритм для выполнения синтаксического разбора. 1 группа «Порядок разбора простого предложения. 1. Вид предложения по цели высказывания. 2. Вид предложения по интонации. 3. Простое предложение или сложное. 4. Подчеркни грамматическую основу. 5. Распространённое или нераспространённое предложение. 6. Начерти схему.
2 группа «Порядок разбора сложного предложения. 1.Вид предложения по цели высказывания. 2.Вид предложения по интонации. 3. Простое предложение или сложное. 4. Подчеркни грамматическую основу. 5. Начерти схему. | Работают в группах Учащиеся составляют алгоритм синтаксического разбора предложения. От каждой группы выходит 1 ученик и читает составленный алгоритм 1группа - «Порядок разбора простого предложения». 2 группа «Порядок разбора сложного предложения. отвечают на вопросы
| Формативное оценивание
Суммативное (самооценка)
| Критическое мышление Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обученияНовые подходы в обучении: |
Рефлексия
| Притча о дружбе
Задания для групп: Закончи предложение и выполни его синтаксический разбор: 1 группа - Когда кто-либо нас обижает, … 2 группа - Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, ... | Работают по карточкам. Самооценивание по ключу | суммативное | Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция КМ |
Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание п. | Учащиеся записывают задание в дневники |
| Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция
|
Краткосрочное планирование.
Учитель:
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения:
Тема урока: Фонетика. Гласные и согласные звуки.
Цель (обучения): повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Фонетика и графика»,
Цель (личностного развития): организация групповой работы, направленной на формирование навыков критического мышления через решение проблемной ситуации.
А: знают согласные и гласные звуки, их характеристику
В: ученики умеют фонетический разбор по образцу
С: самостоятельно выполнить фонет разбор слова, дают полную характеристику звукам
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание, Форма работы | Используемые модули |
Мотивационный этап. Стадия вызова | Эмоциональный настрой. Деление на группы. Приветствует учащихся. Предлагает учащимся разделиться на группы, подойти к доске и выбрать на доске один из стикеров. Фонетическая разминка Фонетика, музей, что, чтобы, конечно, скучный, пустячный, скворечник, яичница, ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе, свекла, каталог, досуг, километр, Ильинична, Лукинична, алфавит, красивее, булочная.
| Ученики приветствуют учителя, делятся на группы по количеству главных членов предложения. Распределяют обязанности в группе.
Выполняют разминку взаимопроверка по клю |
форма-фронтальная суммативное
| Оценивание для обучения
Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение
|
Операционный этап.
Физминутка «из сборника Бодрячок» | 3. Изучение нового материала Составление опорного конспекта. - А сейчас я проверю ваши знания по разделу «Фонетика и графика» (Связный рассказ учащихся по опорным конспектам) 1. «Фонетика»-1 группа Выступление групп Выполнение упр | Работают в группах Учащиеся составляют опорный конспект От каждой группы выходит 1 ученик и читает составленный конспект 1группа - «Порядок
| Формативное оценивание
| Критическое мышление Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обученияНовые подходы в обучении: |
Рефлексия
| Выполнение теста | Работают по карточкам. Самооценивание по ключу | суммативное | Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция КМ |
Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание п. | Учащиеся записывают задание в дневники |
| Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция
|
Краткосрочное планирование.
Учитель:
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Дата проведения:
Тема урока: Ударение.Правописание безударных гласных в корне слова
Цель (обучения): повторить и обобщить знания учащихся по данной орфограмме
Цель (личностного развития): организация групповой работы, направленной на формирование навыков критического мышления через решение проблемной ситуации.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание, Форма работы | Используемые модули |
Мотивационный этап. Стадия вызова | Эмоциональный настрой. Деление на группы. (синонимы) Приветствует учащихся. Предлагает учащимся разделиться на группы, подойти к доске и выбрать на доске один из стикеров. Фонетическая разминка 1.Подобрать проверочное слово – существительное Появление – явь Укоренился – Разъяренный – Отяжелеть – Отвинтил – Приспособление – Мозговой штурм
Назовите тему урока | Ученики приветствуют учителя, делятся на группы (синонимы) Распределяют обязанности в группе.
Выполняют разминку взаимопроверка по ключу.
Отвечают на вопросы
Формулируют тему урока |
форма-фронтальная суммативное
| Оценивание для обучения
Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение
|
Операционный этап.
Физминутка «из сборника Бодрячок»
| Беседа по вопросам, работа с учебником: Продолжите предложение: чтобы не ошибиться в написании проверяемого безударного гласного в корне, … Если гласный проверить невозможно,… Подобрать проверочные слова (презентация) | Работают в группах Учащиеся составляют опорный конспект От каждой группы выходит 1 ученик и читает составленный конспект
| Формативное оценивание
| Критическое мышление Диалоговое обучение. Обучение талантливых и одарённых Оценивание для обученияНовые подходы в обучении: |
Рефлексия
| Выполнение теста | Работают по карточкам. Самооценивание по ключу | суммативное | Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция КМ |
Домашнее задание | Учитель предлагает домашнее задание п. | Учащиеся записывают задание в дневники |
| Обучение талантливых и одарённых. Саморегуляция
|
Краткосрочное планирование.
Учитель
Предмет 5класс
Дата проведения
Тема урока «Совершенствование навыка использования изобразительных средств. Выделение многозначных слов в тексте»
Цель обучения (когнитивная): формирование навыка использования изобразительных средств в речи.
Цель (личностного развития): способствовать развитию навыка толкования переносного значения, формировать умение работать с толковым словарем
Ожидаемые результаты:
А:ученики знают определение изобразительных средств;
В:ученик умеют подбирать слова, толковать переносное значение, видоизменять материал
С:ученик находит их в тексте, умеет устранять повтор в речи, определяет взаимосвязь между синонимами и стилем речи, демонстрирует правильное выполнение выбора.
Время | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы оценивания | Используемые модули |
1-10 | Мотивационный | Приветствие Разминка (НИШ) Предлагает выбрать картинки, собрать пазлы и объединиться в группы | Приветствуют, выполняют разминку, формируют группы, выбирают лидера | Формативное (аплодисменты) | НП ВО ОдО |
11-35 | Операционный | Мозговой штурм -Что изучает лексикология? Что такое лексическое значение слова? -Какие слова называются однозначными, какие многозначными? -Какие значения слов называются прямыми, какие переносными? Приведите примеры -Какие словари называются толковыми?
-Что изучает фразеология? Фразеология- это раздел науки о языке, который изучает лексическое значение и употребление фразеологизмов. Назови слово по его лексическому значению: 1) Слова с противоположным лексическим значением (антонимы); 2) Новые слова, возникающие в языке (неологизмы); 3) Слова одной и той же части речи, разные по написанию, но близкие по значению (синонимы); 4) Слова, вышедшие из активного употребления (устаревшие слова);-кафтан,треуголка,ботфорты, веретено, лапти, ступа, ендова. 5) Слова, ограниченные в употреблении социальной или возрастной средой (жаргонизмы); 6) Слова, одинаковые по написанию и по звучанию, но разные по лексическому значению(омонимы); 7) Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы); 8) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности (диалектизмы); 9) Часть слова (морфема); 10) Словарный запас одного человека (лексикон). Игра Выполните действия и составьте слово: 1. От глагола притаился взять приставку , от глагола тащить – корень, от глагола возить – суффикс, от глагола пел – суффикс прошедшего времени, от глагола носился – суффикс возвратности. (Притащился) 2. От глагола побелел – корень, от прилагательного маленький – суффикс, от прилагательного синий – окончание. (Беленький) Разноуровневые задания по русскому языку. Карточка №1. Вставляют пропущенные буквы, устно объясняя смысл каждого фразеологизма. Держат..ся в тени, ут..ретъ нос, соб..рат..ся с мыслями, щ..котливый вопрос, пр..т..нуть руку помощи, держать в ч..рном теле, г..нять лодыря, пр..б..рать к рукам, вт..ратъ очки, калач..м не заманш.., в..сетпъ на телефоне, т..ж..лая артиллерия.- Карточка №2Подберите фразеологизмы к следующим словосочетаниям: Быстро бежать — ...(сломя голову); очень любить -...(души не чаять); осуждать недостатки кого —либо — ...(разбирать по косточкам); крепко спать -...(без задних ног); медленно идти -... (черепашьим шагом); очень мало — ... (с гулькин нос). Карточка №3* К данным фразеологизмам подберите противоположные фразеологические единицы. Душа в душу; яблоку негде упасть; высоко летать, гладить по шерсти; во все лопатки; заварить кашу; жить своим умом. (Ответы: как кошка с собакой; кот наплакал; низко падать; против шерсти; черепашьим шагом; расхлёбывать кашу; жить чужим умом.) 3адание 1. Подберите синонимичные фразеологические единицы Тютелька в тютельку; гонять лодыря; от аза до ижицы; хоть пруд пруди; разогнуть спину; в мгновение ока; попасть в переделку; витать в облаках. ( Ответы: комар носа не подточит; плевать в потолок; от альфы до омеги; тьма-тьмущая; сбросить ярмо; сломя голову; попасть в переплёт; искать жар-птицу.) Игра. Запишите фразеологизмы с указанными словами. Выигрывает тот, кто раньше всех запишет большее число фразеологизмов. (Работа выполняется по рядам.) Душа, голова, руки. |
Отвечают на вопросы
Называют слово по его ЛЗ
Составляют слово
Работают в группах | формативное
суммативное
суммативное
| НП ВО КМ ОдО
|
36-45 | Рефлексия | Работа в группах 1)Подберите синонимы. (карточки) 1.Надежда.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин.. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный. Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29. Подводим итог.
|
Работают в группах
| формативное | КМ ОО ИКТ |
Краткосрочное планирование.
Учитель
Предмет 5класс
Дата проведения
Тема урока Точность словоупотребления. Толкование переносного значения слова
Цель обучения (когнитивная): формирование навыка использования слов с переносным значением
Цель (личностного развития): способствовать развитию навыка толкования переносного значения, формировать умение работать с толковым словарем
Ожидаемые результаты:
А:ученики знают определение изобразительных средств;
В:ученик умеют подбирать слова, толковать переносное значение, видоизменять материал
С:ученик находит их в тексте, умеет устранять повтор в речи, определяет взаимосвязь между синонимами и стилем речи, демонстрирует правильное выполнение выбора.
Время | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы оценивания | Используемые модули |
1-10 | Мотивационный | Приветствие Разминка (НИШ) Предлагает выбрать картинки, собрать пазлы и объединиться в группы | Приветствуют, выполняют разминку, формируют группы, выбирают лидера | Формативное (аплодисменты) | НП ВО ОдО |
11-35 | Операционный | Терминологический диктант. По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме. У доски 1 ученик работает.
Прослушивание строк из “Сказки о царе Салтане” А.С. Пушкина (Учащийся читает наизусть) - Что значит слово “золотой”? Белка песенки поет “Золотые скорлупки”, то есть скорлупки из золота. Слово “ золотой” употребляется в прямом значении. Прослушивание отрывка из стихотворения поэта И.Никитина (Учащийся читает наизусть). Золотые нивы, - Что значит “золотые нивы”? Похожие на цвет золота. Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение. - Таким образом слово “золотой” может иметь и прямое, и переносное значение. 2. Что вы узнали о прямом и переносном значении слов?
Задание 2: Распределить словосочетания в два столбика соответственно схеме (Словосочетания диктует учитель): Тяжелый чемодан, легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер. Самостоятельная работа. 1. Запись под диктовку. Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака. Задание: объяснить орфограммы, подчеркнуть основы предложений и указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном). Самопроверка. На доске записан текст с выполненным заданием. |
Записывают слова
Слушают отрывок, принимают участие в дискуссии
Работают в группах, составляют схему, распределяют слова в столбик
Работают самостоятельно | формативное
суммативное
суммативное
| НП ВО КМ ОдО
|
36-45 | Рефлексия | Тест
Подведение итогов Домашнее задание | Работают самостоятельно
| суммативное | КМ ОО ИКТ |
Краткосрочное планирование.
Учитель
Предмет 5класс
Дата проведения
Тема урока «Синонимы и лексический повтор как средство связи. Устранение неоправданного лексического повтора»
Цель обучения (когнитивная): формирование навыка использования синонимов в речи.
Цель (личностного развития): способствовать развитию навыка использовать синонимы, формировать умение работать со словарем синонимов
Ожидаемые результаты:
А:ученики знают определение синонимов;
В:ученик умеют подбирать синонимы, видоизменять материал
С:ученик находит их в тексте, умеет устранять повтор в речи, определяет взаимосвязь между синонимами и стилем речи, демонстрирует правильное выполнение выбора синонимов.
Время | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы оценивания | Используемые модули |
1-10 | Мотивационный | Приветствие Разминка (НИШ) Предлагает выбрать картинки, собрать пазлы и объединиться в группы | Приветствуют, выполняют разминку, формируют группы, выбирают лидера | Формативное (аплодисменты) | НП ВО ОдО |
11-35 | Операционный | Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Проверка домашнего задания.упр.540. Работа со ловом заяц. Можно ли их назвать синонимами? Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д.Мамина-Сибиряка.
Работа с учебником. Чтение теории п.52 Выполнение упр.553 (в группах) -подобрать синонимы -составить распространенное предложение с одним словом Выполнение упр.556(в группах, устно)
| Выполняют задание самостоятельно, взаимоконтроль по ключу «5»-0 «4»1 «3»-2 «2»3
Выполняют в группах, выступают спикеры
Работают в группах, защищают работу группы
Работают в группах
| суммативное
Формативное
Формативное
формативное
| НП ВО КМ ОдО
|
36-45 | Рефлексия | Самостоятельная работа Тест «Синонимы» 1. Найдите лишнее слово в ряду синонимов: 1) маленький, 2) мизерный, 3) крохотный, 4) небольшой, 5)пушистый. 2. Подберите синонимичную пару к слову «осмелиться» 1) разрядить, 2) пропустить 3) дерзнуть 4) пристроить 3. Какая пара слов не является синонимами 1) белый-светлый 2) коллосальный - огромный 3) мчаться - идти 4) глаза - очи 4. Укажите синоним глагола негодовать 1) недолюбливать 2) удивляться 3) обижаться 4) возмущаться 5. Укажите отрывок из произведения, где встречаются синонимы 1) Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. (А.А.Фет)
2) Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года Синея блещут небеса. Ещё прозрачные леса Как будто пухом зеленеют (А.С.Пушкин)
3) Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда видении и Кавказ! (М.Ю.Лермонтов)
4)Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою толпой Стоит над светлою поляной.
Домашнее задание п51, работа по карточке | Взаимопроверка по ключу «5»-0 «4»1 «3»-2 «2»3
| Суммативное | КМ ОО ИКТ |
Краткосрочное планирование.
Учитель
Предмет 5класс
Дата проведения января
Тема урока «Совершенствование навыка использования изобразительных средств. Выделение многозначных слов в тексте»
Цель обучения (когнитивная): формирование навыка использования изобразительных средств в речи.
Цель (личностного развития): способствовать развитию навыка использовать синонимы, омонимы в речи; формировать умение работать со словарем
Ожидаемые результаты:
А:ученики знают определение синонимов, омонимов, многозначных слов
В:ученик умеют подбирать синонимы, антонимы к словам, видоизменять материал
С:ученик находит их в тексте,различает омонимы от многозначных слов, демонстрирует правильное выполнение выбора значений слова.
Время | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы оценивания | Используемые модули |
1-10 | Мотивационный | Приветствие Разминка (НИШ) Предлагает выбрать картинки с изображением цветов и объединиться в группы | Приветствуют, выполняют разминку, формируют группы, выбирают лидера | Формативное (аплодисменты) | НП ВО ОдО |
11-35 | Операционный | Дидактическая игра «Закончи предложение» • «Слово—это...». • «Лексикология — это... •. • «Лексика — это...». • «Лексическое значение слова — это...». • «Определить лексическое значение слова можно ...». Лексическая разминка Задача «Кто получает сольдо?» Очень давно мужчины поступали в войско за плату, то есть им за службу платили деньги. По-итальянски «деньги» —СОЛЬДО. Реши: какое слово русского языка произошло от итальянского сольдо, если его значение — «военный человек, воин, рядовой в армии». Объясни правопи-сапне этого слова. (Солдат) Слово учителя Сегодня мы должны усвоить понятие об однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, научиться определять эти слова в толковом словаре. В народе говорят: «По одёжке встречают, а по уму — провожают». Как вы понимаете смысл этой пословицы? Правильно, человека судят по его речи. Чем больше ваш словарный запас, тем более интересным собеседником вы будете. Предлагает угадать слово по его лексическому значению. ДАНТИСТ, -а, м. (устар.). Зубной врач. || ж. дантистка, -и. || прил. дантистский, -ая,-ое. ЕГОЗА, -ы, м. и ж. (разг.). Суетливый, слишком подвижный человек, непоседа (обычно о детях). ЖАНР, -а, м. 1. Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирический, эпический ж. Вокальные, хоровые жанры. Ж. пейзажа, портр КАБАЛА, -ы, ж. 1. В Древней и средневековой Руси: договор или долговое обязательство, ставящее должника в личную или имущественную зависимость от заимодавца, а также сама такая зависимость. 2. перен. Полная, почти рабская зависимость. В кабале у кого-н. быть. || прил. кабальный, -ая, -ое. Кабальная запись. К. холоп. ета. 2. Живопись на бытовые сюжеты (спец.). Пейзаж и ж. 3. перен. Манера, стиль. В новом жанре. || прил. жанровый, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). МАВЗОЛЕЙ, -я, м. Большое надгробное мемориальное сооружение. || прил. мав-золейный, -ая, -ое. НАБЕКРЕНЬ, парен, (разг.). О головном уборе: с наклоном набок, сдвинувшись к уху. В шапке н. * Мозги набекрень у кого (прост.) - о неумном, со странностями человеке или о том, кто потерял способность соображать. Словарная работа. Записать слова по памяти, проверить себя по ключу Работа с учебником.Чтение п.51 Выполнение упр.535 устно Выполнение упр.536 | Выполняют задание самостоятельно, взаимоконтроль по ключу «5»-0 «4»1 «3»-2 «2»3
Выполняют в группах, выступают спикеры
Работают в группах, защищают работу группы
Самопроверка, самооценивание по критериям | суммативное
Формативное
Формативное
суммативное
| НП ВО КМ ОдО
|
36-45 | Рефлексия | Самостоятельная работа Вариант 1. Запишите слово по его значению. 1. Дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам. (Аллея) 2. Пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов. (Тротуар) 3. Дорога, замощённая щебнем, а также всякая дорога с твёрдым покрытием. (Шоссе) 4. Большая проезжая дорога (уст.). (Тракт) 5. Грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами. (Проселок) Вариант 2 1. Подземная, наземная или надземная городская электрическая железная дорога. (Метрополитен) 2. Узкая дорожка, протоптанная пешеходами, животными. (Тропинка) 3. Дорога для автомобильного движения. (Автострада) 4. Наезженная дорога, путь (в Украине и на юге России). (Шлях) 5. Пожелание уезжающему, уходящему. (В добрый путь, счастливой дороги, лёгкого пути) Дидактическая игра «Колесо истории». 1. Это китайское слово. В европейские языки оно проникло двумя путями: народы запада вывезли его из Южного Китая, где растение именуется ТЕ (отсюда немецкое 1ее, английское 1еа). Мы, русские, торговали с китайцами северных провинций, где этот напиток именовался ЧА. Что это за напиток? (Чай) 2. Круглый год украшает это дерево наши леса, города. Но почему это дерево назвали так, а не по-другому? Вот послушайте. Вишня, яблоня, черёмуха и многие другие деревья в пору цветения — белые. А кудрявые соцветия этого дерева выделяются своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются светло-зелёные и белые цветы, темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые»,— говорили в народе. Как называется это дерево? (Рябина) 3. Почти 500 лет назад в Европе появились семена этого необыкновенного цветка, похожего на маленькое солнце. Родина этого растения — Южная Америка. Коренные жители Америки — индейцы — давно заметили, что цветок всегда повёрнут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его «цветок солнца», «сын солнца», «похожий на солнце». Испанцы, итальянцы, французы называют его «повёрнутый к солнцу». И у нас, русских, он считается другом солнца. Поэтому мы называем его... (подсолнух).
Домашнее задание п51, упр.540 (с доказательством по образцу), работа со словом заяц | Взаимопроверка по ключу «5»-0 «4»1 «3»-2 «2»3
Угадывают слова в группах | Суммативное | КМ ОО ИКТ |
Краткосрочное планирование.
Учитель
Предмет 5класс
Дата проведения января
Тема урока «Синонимы и лексический повтор как средство связи. Устранение неоправданного лексического повтора»
Цель обучения (когнитивная): формирование навыка использования синонимов в речи.
Цель (личностного развития): способствовать развитию навыка использовать синонимы, формировать умение работать со словарем синонимов
Ожидаемые результаты:
А:ученики знают определение синонимов;
В:ученик умеют подбирать синонимы, видоизменять материал
С:ученик находит их в тексте, умеет устранять повтор в речи, определяет взаимосвязь между синонимами и стилем речи, демонстрирует правильное выполнение выбора синонимов.
Время | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы оценивания | Используемые модули |
1-10 | Мотивационный | Приветствие Разминка (НИШ) Предлагает выбрать картинки, собрать пазлы и объединиться в группы | Приветствуют, выполняют разминку, формируют группы, выбирают лидера | Формативное (аплодисменты) | НП ВО ОдО |
11-35 | Операционный | Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Проверка домашнего задания.упр.540. Работа со ловом заяц. Можно ли их назвать синонимами? Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д.Мамина-Сибиряка.
Работа с учебником. Чтение теории п.52 Выполнение упр.553 (в группах) -подобрать синонимы -составить распространенное предложение с одним словом Выполнение упр.556(в группах, устно)
| Выполняют задание самостоятельно, взаимоконтроль по ключу «5»-0 «4»1 «3»-2 «2»3
Выполняют в группах, выступают спикеры
Работают в группах, защищают работу группы
Работают в группах
| суммативное
Формативное
Формативное
формативное
| НП ВО КМ ОдО
|
36-45 | Рефлексия | Самостоятельная работа Тест «Синонимы» 1. Найдите лишнее слово в ряду синонимов: 1) маленький, 2) мизерный, 3) крохотный, 4) небольшой, 5)пушистый. 2. Подберите синонимичную пару к слову «осмелиться» 1) разрядить, 2) пропустить 3) дерзнуть 4) пристроить 3. Какая пара слов не является синонимами 1) белый-светлый 2) коллосальный - огромный 3) мчаться - идти 4) глаза - очи 4. Укажите синоним глагола негодовать 1) недолюбливать 2) удивляться 3) обижаться 4) возмущаться 5. Укажите отрывок из произведения, где встречаются синонимы 1) Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. (А.А.Фет)
2) Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года Синея блещут небеса. Ещё прозрачные леса Как будто пухом зеленеют (А.С.Пушкин)
3) Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда видении и Кавказ! (М.Ю.Лермонтов)
4)Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою толпой Стоит над светлою поляной.
Домашнее задание п51, работа по карточке | Взаимопроверка по ключу «5»-0 «4»1 «3»-2 «2»3
| Суммативное | КМ ОО ИКТ |
Краткосрочное планирование.
Учитель
Предмет 5класс
Дата проведения
Тема урока «Точность словоупотребления. Толкование переносного значения»
Цель обучения (когнитивная): формирование навыка использования изобразительных средств в речи.
Цель (личностного развития): способствовать развитию навыка толкования переносного значения, формировать умение работать со словарем синонимов
Ожидаемые результаты:
А:ученики знают определение изобразительных средств;
В:ученик умеют подбирать слова, толковать переносное значение, видоизменять материал
С:ученик находит их в тексте, умеет устранять повтор в речи, определяет взаимосвязь между синонимами и стилем речи, демонстрирует правильное выполнение выбора.
Время | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы оценивания | Используемые модули |
1-10 | Мотивационный | Приветствие Разминка (НИШ) Предлагает выбрать картинки, собрать пазлы и объединиться в группы | Приветствуют, выполняют разминку, формируют группы, выбирают лидера | Формативное (аплодисменты) | НП ВО ОдО |
11-35 | Операционный | Звучит музыка: П.И. Чайковский «Времена года». - Слово учителя. Возникновение многих фразеологизмов связано с образованием и расширением переносных значений в словах и сочетаниях слов. |
Называют тему урока
Индив.-ЕЛЬ-фонет.р-р
Транскрипция-ЛЕЖИТ,БЛЕСТИТ,ЧЕРНЕЕТ
Работают в группах
Записывают, проверяют по ключу «5»-1 «4»-2-3 «3»-4-5 «2»-6 и более
Работают в группах | формативное
суммативное
суммативное
| НП ВО КМ ОдО
|
36-45 | Рефлексия | Подводим итог.
|
| формативное | КМ ОО ИКТ |