СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Cценарий "Это плач сердец наших. Жуткая память Бабьего Яра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Cценарий "Это плач сердец наших. Жуткая память Бабьего Яра"»

Сценарий воспитательного мероприятия

"Это плач сердец наших. Жуткая память Бабьего Яра"



Цель: познакомить учеников с трагедией еврейского народа в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

воспитывать непримиримое отношение к нацизму, как к идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего человечества;
формировать умение оценивать исторические события

Ход мероприятия

 І Организационный момент

Учитель

Сегодня мы будем открывать страницы истории, читать стихи, размышлять, а значит – ПОМНИТЬ.

ІІ Основная часть

Ученик 1

В начале 1960-ых годов было принято решение о полном уничтожении памяти о трагедии Бабьего Яра. Овраг, в который фашисты скидывали тела расстрелянных, было решено выровнять и построить на его месте стадион.

Ученик 2

Но 20 сентября 1966 года, в 25-ю годовщину начала расстрела евреев, в Бабий Яр со всего Киева стали собираться люди. Выступившие на этом не санкционированном властями митинге писатель Виктор Некрасов, еще в 1959 году высказавшийся в печати о необходимости установления в Бабьем Яре памятника, и публицист Иван Дзюба потребовали увековечить память о погибших.

 Учитель

Именно в 1960-е гг. в советском обществе впервые открыто заговорили о трагедии Бабьего Яра. Появились повесть Анатолия Кузнецова «Бабий Яр», знаменитое стихотворение Евгения Евтушенко, начинавшееся со слов «над Бабьим Яром памятников нет».

Ученик 3

Роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» был впервые опубликован в журнале «Юность» в 1966 году, а год спустя его выпустило отдельной книгой издательство «Молодая гвардия». Анатолий Васильевич Кузнецов умер в Лондоне в 1979 году.

В обращении к читателям А.Кузнецов вспоминает о том, как он в 1965 году принес в журнал «Юность» первоначальную рукопись этой книги: «Мне ее немедленно – можно сказать в ужасе – вернули и посоветовали никому не показывать…» Рукописи «Бабьего Яра» существовали в двух вариантах: главный – только для себя, глубоко запрятанный, для печати же предлагается смягченный.

Как раз во время выхода «Бабьего Яра» отдельной книгой ее публикация была признана ошибкой, книгу перестали выдавать в библиотеках…

Почему? Это не просто роман, это – роман-документ.

Ученик 4

Рукопись стала такой, что Анатолий Кузнецов дома ее уже не хранил, так как знал, что во время его отъездов в доме делались обыски. А однажды неизвестно кем был подожжен и сгорел кабинет Кузнецова. Важнейшие рукописи А.Кузнецов переснял на пленки, которые спрятал в железную коробку и зарыл недалеко от дома, а сами рукописи Анатолий Васильевич лично закопал  в стеклянных банках в лесу под Тулой.

Вступительная глава «Пепел» начинается с такого предложения: «Все в этой книге – правда».

И здесь же А.Кузнецов рассказывает: «Я, Кузнецов Анатолий Васильевич, автор этой книги, родился 18августа 1929 года в городе Киеве. Вырос я на окраине Киева Куреневке, недалеко от большого оврага, название которого в свое время было известно лишь местным жителям: Бабий Яр. Как и прочие куреневские окрестности он был местом наших игр, местом, как говорится, моего детства. Потом сразу в один день он стал очень известен…

Это был огромный, можно даже сказать величественный, овраг – глубокий и широкий, как горное ущелье. На одном краю его крикнешь – на другом едва услышат»

Кузнецов рассказывает и о своей встрече с Е.Евтушенко: «Мы стояли над крутым обрывом, я рассказывал, откуда и как гнали людей, как потом ручей вымывал кости, как шла борьба за памятник, которого так и нет. «Над Бабьим Яром памятника нет…», - задумчиво сказал Евтушенко»

 Ученик 5

Памятник был поставлен лишь в 1976 году. И он сразу разочаровал тех, кто так долго боролся за его создание, так как это был памятник не жертвам, а борцам, что не соответствовало действительности. Более того, там вообще не упоминалось о трагедии еврейского народа. Памятник назывался «Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам советской армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру».

И только в 1991 году, к 50-й годовщине расстрела, над оврагом была поставлена Менора – еврейский семисвечник, на котором на украинском языке и на иврите была высечена цитата из Библии: «Голос крови брата твоего взывает ко мне от земли».

 

Ученик 6

Середина 50-х годов XX  века… Киев… Бабий Яр…

Эта местность была частично засыпана, улицей Мельникова ее разделили на две части. В 1950 году на территорию Бабьего Яра сбросили жидкие отходы кирпичных заводов, а спустя 10 лет из-за резкого снеготаяния, здесь образовался селевой поток высотой до 14 метров, хлынувший в сторону Куреневки. Было затоплено до 30 гектаров площади, разрушены трамвайное депо им. Красина и Кирилловское кладбище.

По официальным данным в этой катастрофе погибло 145 человек, но существует мнение, что эта цифра достигает 1,5 тысяч. Это печальное событие получило название «Куреневская трагедия».

 Учитель 

Бабий яр – это название большого оврага в северной части Киева. Здесь пролегал один из самых больших на территории Киева оврагов (длина свыше 2,5 км, глубина около 50 м), по дну которого протекал ручей с одноименным названием.

Само название «Бабий Яр» появилось в ХV в. Первое упоминание о нем приходится на 1401 г., когда владелица этой земли баба-шинкарка продала ее Доминиканскому монастырю.

В период Киевской Руси Бабий и находящийся в 1 км от него Репьяхов яры были природной защитной границей древнего Киева.

На высокой горе, там, где Бабий Яр выходил в долину Днепра, Всеволод Олегович около 1140 г. основал Кирилловский монастырь и построил в нем каменную церковь, служившую на протяжении XII в. усыпальницей князей Черниговской династии. В 1170 г. в ней похоронена жена Всеволода Олеговича — Мария, в 1194 г. сын, великий киевский князь — Святослав Всеволодович, один из главных героев «Слова о полку Игореве».

В 1786 г. древний Кирилловский монастырь был превращен в дом для военных инвалидов. В 1803 г. построены новые одноэтажные корпуса (здесь разместилась больница для душевнобольных), в которой было 25 мест. В 1804 г. возведены каменные постройки Кирилловских богаделен. В советское время это лечебное учреждение было полностью перепрофилировано в психоневрологическую больницу.

Вдоль мыса между Бабьим и Репьяховым ярами в Кирилловской роще постепенно формировалось Кирилловское православное кладбище (перестало действовать в 1929 г.). С южной стороны в 1892—1894 гг. началось обустройство Лукьяновского еврейского кладбища.

Век XX… В основном в этом районе преобладала усадебная застройка и дома барачного типа, граница застройки доходила почти до Лукьяновского кладбища. Когда началось строительство жилых домов, из Бабьего Яра возили песок.

 Ученик 7

Сегодня мы вспоминаем жертв Холокоста.

Слово «Холокост» в переводе с греческого означает  «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение».

В современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению 6 000 000 евреев в период с 1933 по 1945 годы.

 Ученик 8

 А начиналось все еще в 1933 году.

1933

30 января - Гитлер становится канцлером Германии.

1 апреля - бойкот еврейских магазинов.

Апрель - евреям запрещено работать на государственной службе.

10 мая - публичное сожжение книг еврейских авторов и писателей, выступающих против нацизма.

Сентябрь - евреям запрещено участвовать в культурной жизни.

 Ученик 9

Немецкие войска вступили в Киев 19 сентября 1941 года. В этот же день начались грабежи и репрессии против евреев.

22 сентября киевлян разбудил взрыв страшной силы. Горел Крещатик, центральная улица города. Сработали мины, установленные отступающими советскими войсками.  Были разрушены штаб немецкой армии, комендатура, гостиница для немецких офицеров. Эти события были использованы руководством айнзацгруппы «С» 1 как повод для расправы над евреями.

Повсюду появились объявления (их было более 2000), в которых евреям предписывалось, якобы «в целях переселения», к 8 часам утра 29 сентября собраться около еврейского кладбища, имея с собой деньги, драгоценности и постельное бельё. За неявку – расстрел. (Первый расстрел состоялся 27 сентября 1941 — были казнены 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, располагавшейся рядом с оврагом).

 

Учитель

(читает отрывки из романа-документа А.Кузнецова «Бабий Яр»)

«Мы стремглав побежали все на улицу. На заборе была наклеена серая афишка на плохой оберточной бумаге, без заглавия и без подписи…

Ниже следовал этот же текст на украинском языке, еще ниже - …на немецком, так что афишка получилась трехэтажная.

Через три двора от нас – большой двор коллективного огородного хозяйства. Там одна к одной лепились мазанки, сарайчики, коровники, и там жило и работало много евреев, убогие, темные, такие уж жалкие… Я заглянул – у них во дворе стояла тихая паника, они метались из халупки в халупку, таскали вещи»

 Улиц Мельниковской и Дохтуровской в Киеве не было. Приказ явно сочиняли сами немцы и с плохими переводчиками. Улицы Мельникова и Дегтярёвская действительно располагались возле русского и еврейского кладбищ, а поблизости была товарная станция Лукьяновка. Значит, их повезут? Но куда?

  «Среди узлов и чемоданов лежали больные, гроздьями сидели детишки. Грудных детей иногда везли по двое, по трое в одной коляске»

 «В толпе обрывки разговоров:

 - Это война, война! Нас вывозят подальше, где спокойнее.

 - А почему только евреев?

Какая-то бабушка весьма авторитетным голосом предполагала:

 - Ну потому, что они – родственная немцам нация, их решили вывезти в первую очередь»

 Параллельно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о переписи и переселении евреев. С раннего утра 29 сентября 1941 года через весь город шли десятки тысяч евреев. Большинство из оставшихся в городе евреев — женщины, дети и старики (взрослое мужское население было призвано в армию) прибыли в назначенное время. Люди несли чемоданы и узлы, везли больных и пожилых родственников, несли на руках грудных детей.

 «Они выходили еще затемно, чтобы оказаться пораньше у поезда и занять места. С ревущими детьми, со стариками и больными, плача и переругиваясь, выползло на улицу еврейское население огородного колхоза. Перехваченные веревками узлы, ободранные фанерные чемоданы, заплатанные кошелки, ящички с плотницкими инструментами… Старухи несли, перекинув через шею, как гигантские ожерелья, венки луку – запас провизии на дорогу»

«По Глубочице поднималась на Лукьяновку сплошная толпа, море голов, шел еврейский Подол…»

 

Ученик 10

Все эти люди направлялись к оврагу на окраине Киева, Бабьему Яру. Многие думали, что предстоит переезд в провинциальные города или даже обмен на военнопленных немцев. И лишь некоторые понимали, что дорога в Бабий Яр – путь к смерти. В этот день было много самоубийств.

 «Но уже было известно, что какая-то женщина отравила своих детей и отравилась сама, чтобы не идти. У Оперного театра из окна выбросилась девушка, лежит, накрытая простыней, и никто ее не убирает»

 «Скрывающиеся были: в подвалах, чуланах. Одна русская семья спасла соседей-евреев, отгородив ложной кирпичной стеной часть комнаты, и там в темноте, в узком простенке, почти без воздуха, евреи сидели два года»

 Три дня и три ночи продолжалось «шествие смерти». Евреи двигались по мостовой, а на тротуарах стояли немецкие патрули и жители города. Не подозревая о предстоящей трагедии, люди шли в сопровождении родственников и друзей. Некоторые из них дошли до Бабьего Яра, откуда оцепление уже никого не выпускало. Те из них, кто не сумел убедить карателей, что не является евреем, погибли. Некоторые из тех, кто мог остаться в живых, сознательно стремились разделить судьбу евреев, своих родных и друзей. Они погибли вместе, как жили.

Под открытым небом была открыта целая канцелярия. Стояли письменные столы. В конце улицы создали пропускной пункт. Все,  что за ним происходило было невидимо со стороны.

 «Вдруг все заволновались, заговорили, что впереди, на улице Мельникова, стоит оцепление, туда впускают, а обратно нет»

 «В этот момент они вступили в длинный проход между двумя шеренгами солдат и собак. Этот коридор был узкий, метра полтора. Солдаты стояли плечом к плечу, у них были закатаны рукава, и у всех имелись резиновые дубинки или большие палки.

И на проходящих людей посыпались удары»

 

Ученик 1

От толпы каждый раз отделяли по 30-40 человек и под конвоем вели «регистрировать». У людей отбирали документы и ценности. Документы тут же рвали и бросали на землю. Затем евреям приказывали раздеваться, одежду собирали, аккуратно складывали.

Ученик 2

 Потом их группами отводили вниз. На склонах оврага были проложены узкие тропинки. Раздетых людей подгоняли туда дубинками. На противоположной стороне Бабьего Яра были установлены пулеметы.  Группы по 30 – 40 человек палачи ставили на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Некоторых обреченных расстреливали из пистолета. Маленьких детей часто сталкивали в овраг живыми. Заглушая выстрелы, над оврагом летал самолет.

Ученик 3

«Бабка пришла от соседей с новостью. Во двор огородного хозяйства прибежал четырнадцатилетний мальчик, сын конюха колхоза, рассказывает ужасы: что там всех раздевают, ставят над рвами по нескольку человек в затылок, чтобы одной пулей убивать многих; положат штабель убитых, присыпают, потом снова кладут, а много недобитых, так что земля шевелится, и некоторые выползают, их бьют по голове и снова запихивают в землю. А его не заметили, он выполз и прибежал»

 Ученик 4

«В колхозе жила одинокая женщина – русская, работала скотницей. Мальчишка из Яра прибежал в свою квартиру. Она его увидела, разохалась, выслушала, поставила на стол кувшин с молоком, велела сидеть тихо, не выходить, чтобы никто не увидел, затем пошла в полицию – и заявила. Да еще, вернувшись, постерегла, пока не приехала подвода с немцами»

 Учитель

Эта история произошла летом 1942 года и была столь популярна, что одно время про овраг так и говорили: «Тот Бабий Яр, где футболистов расстреляли». До войны одной из лучших команд страны была украинская футбольная команда «Динамо» (Киев). Вратаря Николая Трусевича киевские болельщики обожали. Из-за окружения команда не смогла эвакуироваться. Тоскуя по футболу, они стали устраивать тренировки на каком-то пустыре. Об этом узнали сначала мальчишки, жители, а потом дошло до немецких властей. Они вызвали футболистов и предложили играть на стадионе: «Мирная жизнь в Киеве налаживается, уже работают кинотеатры, опера, пора открывать стадион. Пусть все видят, что мирное восстановление идет полным ходом. И мы предлагаем вам встречу со сборной вооруженных сил Германии». Динамовцы долго думали, соглашаться или нет. Решили играть, разгромить противника и этим поднять дух киевлян. Команду назвали «Старт». Стадион был полон. Голодные, оборванные жители города собрались на трибунах. Немцы, их высокое начальство, сам комендант заняли половину трибун.

Ученик 5

Началась игра. Динамовцы были истощены и слабы. Откормленные немецкие футболисты грубили, откровенно сбивали с ног, но судья ничего не замечал. После забитого в наши ворота гола динамовцев охватила ярость, откуда только силы взялись. В перерыве в раздевалку вошел офицер из ложи коменданта и очень вежливо сказал: «Команда германской армии никогда еще не проигрывала, тем более на оккупированных территориях. Нужно проиграть. Это приказ. Если вы не проиграете – будете расстреляны».

Ученик 6

Игра шла насмерть. Немецкие футболисты были совершенно сломлены и подавлены. Динамовцы забили 4 гола. Судья скомкал время, дал финальный свисток, жандармы схватили динамовцев тут же на поле, посадили в закрытую машину и отвезли в Бабий Яр.

Такого случая история мирового футбола еще не знала. В этой игре украинские динамовцы не имели другого оружия, они превратили в оружие сам футбол, совершив бессмертный подвиг. Они выигрывали, зная, что идут на смерть. И они пошли на это, чтобы напомнить народу о его достоинстве.

 Учитель

Летом 1943 года, когда Красная Армия подошла к Днепру, немцы начали заметать следы своих злодеяний: из Берлина пришел приказ уничтожить трупы евреев, зарытые в Бабьем Яру. 18 августа 1943 г. немцы отобрали из Сырецкого лагеря 300 заключенных и заковали в ножные кандалы. Пленных заставили копать огромные могилы, сжигать трупы. Гигантские костры горели днем и ночью, огню было предано более 70 тысяч тел расстрелянных. Кости, оставшиеся после сожжения, нацисты заставляли толочь большими трамбовками, смешивать с песком и разбрасывать в окрестностях. Инспектировать качество этой страшной работы приезжал из Берлина лично Гиммлер, шеф гестапо.

Когда работа по уничтожению улик подходила к концу, немцы приказали вновь зажечь печи для уничтожения трупов. Заключенные поняли, что теперь готовится расправа над ними самими,  последними живыми  свидетелями. Один из них нашел в кармане пальто мертвой женщины ножницы. С их помощью он и его товарищи расковали свои кандалы. На рассвете 29 сентября 1943 года, ровно через 2 года после массового убийства киевских евреев, новые немецкие жертвы с криками «ура»  совершили дерзкий рывок на свободу. Эсэсовцы убили 280 человек, 12 заключенным удалось спастись.

 

Ученик7

Трагедии еврейского народа посвятил свое стихотво рение «Варварство» татарский поэт Муса Джалиль.

 Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз ...

Учитель

Самому маленькому ребёнку, погибшему в Бабьем Яру, было 3 дня.

Самому древнему старику – 106 лет.

Их убили 29 сентября 1941 года вместе с несколькими тысячами –

молодых и старых женщин, детей, подростков, инвалидов – разных,

но их объединяло одно – все они были евреями.

Одна «власть» убила их, а другая на протяжении многих лет убивала саму память о них.

 Просмотр слайдов.

Давайте почтим память о погибших минутой молчания.

(Зажигаются свечи. )

ІІІЗаключительная часть 

Учитель

Анатолий Васильевич Кузнецов завершил свой роман такими словами: «Будем ли мы понимать когда-нибудь, что самое дорогое на свете – жизнь человека и его свобода? Желаю вам мира. И свободы»