Школьная тревожность:
виды, причины, методы профилактики и коррекции
Иванова Т. В.,
педагог-психолог
Тревожность —
это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющему отрицательную эмоциональную окраску.
Тревога —
это эпизодические проявления беспокойства, волнения. Это актуальное эмоциональное состояние человека.
Виды тревожности
Ситуативная
Личностная
тревожность.
тревожность.
Причины тревожности
Неадекватные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка (неудовлетворённость успеваемостью, повышенный уровень притязаний).
1
5
Различные виды семейного неблагополучия.
2
Тревожность родителей (или педагога).
Отсутствие гибкости в воспитательной системе учреждения образования или родителей (авторитарный стиль воспитания).
6
3
Конфликт между потребностями ребёнка.
7
Конфликтные взаимоотношения со сверстниками (непринятие детским коллективом).
4
Противоречивые требования со стороны родителей и педагогов.
Критерии определения тревожности
1
5
Физиологические расстройства.
Самочувствие.
2
6
Настроение.
Аппетит.
3
7
Мотивация деятельности.
Сон.
4
Работоспособность.
Особенности тревожного ребёнка
Частые проявления беспокойства, тревоги или агрессивности.
Слабая или неровная, «скачущая» успеваемость.
Повышенная чувствительность к своим неудачам, острая реакция на них, склонность отказываться от деятельности, в которой испытывает затруднения.
Различный тип поведения на занятиях и вне занятий.
Особенности тревожного ребёнка
Склонность к вредным привычкам невротического характера.
Повышенная утомляемость, тяжело переключается на другую деятельность.
Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.
Нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
Методы профилактики и коррекции школьной тревожности
- Отсутствие сравнений ребёнка с другими учащимися.
- Применение индивидуальных и групповых форм работы для развития навыков коллективизма, эмпатии, взаимопомощи и поддержки.
- Отказ от вербальной агрессии.
- При работе над новым материалом, освоении новых умений и навыков не должно быть спешки, так как работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности.
- Стимуляция оптимистического взгляда на возможности учащегося.
- Создание атмосферы эмоционального благополучия и ситуации успеха.
- Осуществление личностно ориентированного и индивидуального подхода к учащимся с применением методов и приёмов педагогической поддержки.
Методы профилактики и коррекции школьной тревожности
- «Проигрывание» тревожащих мероприятий (экзаменов, выступлений). Это лишает пугающей неопределённости.
- Создание атмосферы эмоционального благополучия и ситуации успеха для каждого учащегося.
- Предъявление чётких, понятных и последовательных требований, одинаковых для всех учащихся в классе.
- Доброжелательность, сдержанность и использование приёмов саморегуляции.
- Ориентация на возрастные, гендерные, индивидуально-типологические особенности учащегося, учёт темперамента, возрастных кризисов, соматического здоровья ребёнка.
Стратегии поддержки тревожных детей при подготовке к экзаменам
На этапе подготовки
1
2
3
Создать ситуацию эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе.
Создавать ситуации успеха. Важны поощрение, поддержка, поддерживающие высказывания.
Не нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и значимости его результатов.
Во время экзамена
1
2
Обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки невербальными способами (посмотреть, улыбнуться и т.д.).
Если ребенок обращается за помощью, убедительно сказать: «Я уверен(а), что ты всё делаешь правильно и у тебя всё получится!».
Счастливее всех тот, кто без тревоги ждёт завтрашнего дня: он уверен, что принадлежит сам себе.
Сенека