СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Curabitur non nulla sit amet nisl tempus convallis quis ac lectus

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Curabitur non nulla sit amet nisl tempus convallis quis ac lectus. Nulla porttitor accumsan tincidunt. Curabitur arcu erat, accumsan id imperdiet et, porttitor at sem. Vestibulum ante ipsum primis in faucibus orci luctus et ultrices posuere cubilia Curae; Donec velit neque, auctor sit amet aliquam vel, ullamcorper sit amet ligula. Sed porttitor lectus nibh.

Praesent sapien massa, convallis a pellentesque nec, egestas non nisi. Donec rutrum congue leo eget malesuada. Donec rutrum congue leo eget malesuada. Mauris blandit aliquet elit, eget tincidunt nibh pulvinar a. Vestibulum ac diam sit amet quam vehicula elementum sed sit amet dui.

Donec sollicitudin molestie malesuada. Curabitur arcu erat, accumsan id imperdiet et, porttitor at sem. Mauris blandit aliquet elit, eget tincidunt nibh pulvinar a. Pellentesque in ipsum id orci porta dapibus. Nulla porttitor accumsan tincidunt.

Просмотр содержимого документа
«Curabitur non nulla sit amet nisl tempus convallis quis ac lectus»

Школьная тревожность: виды, причины, методы профилактики  и коррекции Иванова Т. В., педагог-психолог

Школьная тревожность:

виды, причины, методы профилактики и коррекции

Иванова Т. В.,

педагог-психолог

Тревожность — это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям  и беспокойству, имеющему отрицательную  эмоциональную окраску.

Тревожность —

это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющему отрицательную эмоциональную окраску.

Тревога — это эпизодические проявления  беспокойства, волнения. Это актуальное  эмоциональное состояние человека.

Тревога —

это эпизодические проявления беспокойства, волнения. Это актуальное эмоциональное состояние человека.

Виды тревожности Ситуативная Личностная тревожность. тревожность.

Виды тревожности

Ситуативная

Личностная

тревожность.

тревожность.

Причины тревожности Неадекватные требования,  не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка (неудовлетворённость успеваемостью, повышенный уровень притязаний). 1 5 Различные виды семейного неблагополучия. 2 Тревожность родителей  (или педагога). Отсутствие гибкости в воспитательной системе учреждения образования  или родителей (авторитарный стиль воспитания). 6 3 Конфликт между потребностями ребёнка. 7 Конфликтные взаимоотношения  со сверстниками (непринятие детским коллективом). 4 Противоречивые требования  со стороны родителей и педагогов.

Причины тревожности

Неадекватные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка (неудовлетворённость успеваемостью, повышенный уровень притязаний).

1

5

Различные виды семейного неблагополучия.

2

Тревожность родителей (или педагога).

Отсутствие гибкости в воспитательной системе учреждения образования или родителей (авторитарный стиль воспитания).

6

3

Конфликт между потребностями ребёнка.

7

Конфликтные взаимоотношения со сверстниками (непринятие детским коллективом).

4

Противоречивые требования со стороны родителей и педагогов.

Критерии определения тревожности 1 5 Физиологические расстройства. Самочувствие. 2 6 Настроение. Аппетит. 3 7 Мотивация деятельности. Сон. 4 Работоспособность.

Критерии определения тревожности

1

5

Физиологические расстройства.

Самочувствие.

2

6

Настроение.

Аппетит.

3

7

Мотивация деятельности.

Сон.

4

Работоспособность.

Особенности тревожного ребёнка Частые проявления беспокойства, тревоги  или агрессивности. Слабая или неровная, «скачущая» успеваемость. Повышенная чувствительность к своим неудачам, острая реакция на них, склонность отказываться от деятельности, в которой испытывает затруднения. Различный тип поведения на занятиях  и вне занятий.

Особенности тревожного ребёнка

Частые проявления беспокойства, тревоги или агрессивности.

Слабая или неровная, «скачущая» успеваемость.

Повышенная чувствительность к своим неудачам, острая реакция на них, склонность отказываться от деятельности, в которой испытывает затруднения.

Различный тип поведения на занятиях и вне занятий.

Особенности тревожного ребёнка Склонность к вредным привычкам невротического характера. Повышенная утомляемость, тяжело переключается на другую деятельность. Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими. Нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.

Особенности тревожного ребёнка

Склонность к вредным привычкам невротического характера.

Повышенная утомляемость, тяжело переключается на другую деятельность.

Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

Нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.

Методы профилактики и коррекции  школьной тревожности Отсутствие сравнений ребёнка с другими учащимися. Применение индивидуальных и групповых форм работы для развития навыков коллективизма, эмпатии, взаимопомощи  и поддержки. Отказ от вербальной агрессии. При работе над новым материалом, освоении новых умений и навыков не должно быть спешки, так как работа  в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности. Стимуляция оптимистического взгляда  на возможности учащегося. Создание атмосферы эмоционального благополучия и ситуации успеха. Осуществление личностно ориентированного и индивидуального подхода к учащимся с применением методов и приёмов педагогической поддержки.

Методы профилактики и коррекции школьной тревожности

  • Отсутствие сравнений ребёнка с другими учащимися.
  • Применение индивидуальных и групповых форм работы для развития навыков коллективизма, эмпатии, взаимопомощи и поддержки.
  • Отказ от вербальной агрессии.
  • При работе над новым материалом, освоении новых умений и навыков не должно быть спешки, так как работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности.
  • Стимуляция оптимистического взгляда на возможности учащегося.
  • Создание атмосферы эмоционального благополучия и ситуации успеха.
  • Осуществление личностно ориентированного и индивидуального подхода к учащимся с применением методов и приёмов педагогической поддержки.
Методы профилактики и коррекции  школьной тревожности «Проигрывание» тревожащих мероприятий (экзаменов, выступлений). Это лишает пугающей неопределённости. Создание атмосферы эмоционального благополучия и ситуации успеха для каждого учащегося. Предъявление чётких, понятных  и последовательных требований, одинаковых для всех учащихся в классе. Доброжелательность, сдержанность  и использование приёмов саморегуляции. Ориентация на возрастные, гендерные, индивидуально-типологические особенности учащегося, учёт темперамента, возрастных кризисов, соматического здоровья ребёнка.

Методы профилактики и коррекции школьной тревожности

  • «Проигрывание» тревожащих мероприятий (экзаменов, выступлений). Это лишает пугающей неопределённости.
  • Создание атмосферы эмоционального благополучия и ситуации успеха для каждого учащегося.
  • Предъявление чётких, понятных и последовательных требований, одинаковых для всех учащихся в классе.
  • Доброжелательность, сдержанность и использование приёмов саморегуляции.
  • Ориентация на возрастные, гендерные, индивидуально-типологические особенности учащегося, учёт темперамента, возрастных кризисов, соматического здоровья ребёнка.
Стратегии поддержки тревожных детей  при подготовке  к экзаменам

Стратегии поддержки тревожных детей при подготовке к экзаменам

На этапе подготовки 1 2 3 Создать ситуацию эмоционального комфорта  на предэкзаменационном этапе. Создавать ситуации успеха. Важны поощрение, поддержка, поддерживающие высказывания. Не нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена  и значимости его результатов.

На этапе подготовки

1

2

3

Создать ситуацию эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе.

Создавать ситуации успеха. Важны поощрение, поддержка, поддерживающие высказывания.

Не нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и значимости его результатов.

Во время экзамена 1 2 Обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки невербальными способами (посмотреть, улыбнуться  и т.д.). Если ребенок обращается  за помощью, убедительно сказать: «Я уверен(а), что ты всё делаешь правильно  и у тебя всё получится!».

Во время экзамена

1

2

Обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки невербальными способами (посмотреть, улыбнуться и т.д.).

Если ребенок обращается за помощью, убедительно сказать: «Я уверен(а), что ты всё делаешь правильно и у тебя всё получится!».

Счастливее всех тот,  кто без тревоги ждёт завтрашнего дня:  он уверен, что принадлежит сам себе. Сенека

Счастливее всех тот, кто без тревоги ждёт завтрашнего дня: он уверен, что принадлежит сам себе.

Сенека


Скачать

© 2017, 475 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!