Литературное чтение «УМК Школа России»
Дми́трий Нарки́сович
Ма́мин-Сибиря́к
( настоящая фамилия Ма́мин ;
06.11.1852 - 15.11.1912
Презентацию подготовила Мальцева М.Н., учитель начальных классов
МАОУ «Инженерная школа им. М.Ю. Цирульникова» г. Пермь.
Родился Дмитрий Наркисович Мамин в посёлке Висимо - Шайтанского завода (Пригородный район, Верхотурский уезд, Пермская губерния)
Отец будущего писателя – заводской священник Наркис Мамин, мама – дочь дьякона Анна Степанова. В семье было еще трое детей: Елизавета, Владимир и Николай.
В 1866 году родители отдали мальч ика получать духовное образование в Екатеринбургское духовное училище, где он проучился до 1868 года, а затем продолжил учебу в Пермской духовной семинарии.
Мамин-Сибиряк как детский писатель
Но Мамин-Сибиряк очень любил и писать для детской аудитории, ведь польза чтения для малышей была для него одной из важнейших ценностей. Он считал, что книга для ребёнка представляет собой не что иное, как «живую нить». Эта нить связывает детскую комнату и внешний мир, знакомит его с ним. Именно благодаря книге, считал Мамин-Сибиряк, в ребенке пробуждается энергия к познанию мира, его душа наполняется силой, развивается. Книга играет роль окна в мир, при помощи которого дети познают и его, и себя в этом мире.
Это сборник, который был создан писателем специально для его дочурки по имени Алёна. На страницах сказочного сборника оживают образы необычных животных, а добро борется со злом.
Любят малыши и сказку «Серая Шейка» . В ней говорится о маленькой уточке, которой не удалось отправиться в тёплые края вместе с другими утками.
У Дмитрия Наркисовича много рассказов и для детей. Ему хотелось научить ребят видеть и понимать красоту природы, богатства земли, любить и уважать трудового человека.
«Это счастье писать для детей», – говорил он.
Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост
Цели урока:
1. Познакомить со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость);
2. Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки; учить понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;
3. Развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, обогащать словарь;
4. Воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.
- Какие бывают сказки? Что вы знаете о народных сказках? О литературных?
Народные сказки появились давным-давно. Их придумывал народ. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. В них есть элементы волшебства, волшебные предметы, силы.
У авторских сказок немало общего с народными, но у них есть автор. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть
волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная.
Словарная работа.
душа в пятки – испытание сильного страха
приплелись – пришли медленно
подкрадываться – подойти тихонько
задал стрекача – быстро убежал
язык примёрз - замолчал
Работа по содержанию прослушанного.
- Понравилась ли вам сказка?
- Чем?
- Почему это сказка, а не рассказ?
- Назовите главных героев.
- Кто вам понравился больше всего?
- Каким изображен заяц в начале сказки?
- Что придавало зайцу силы?
- Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы?
- Какой момент сказки для вас самый интересный?
- А почему же волк убежал?
- Чем закончилась сказка?
- Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке?
Какие пословицы о трусости и хвастовстве вы знаете?
Кому что думается, тот того и боится.
Всякий трус о храбрости толкует.
Трусливому зайке и пенек волк.
У страха глаза велики.
Трусливый и таракана принимает за великана.
Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.
Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?
Перескажем эту сказку с помощью опорных предложений.
1. Родился зайчик в лесу…
2. Собрались старые зайцы…
3. Это уж выходило забавно. Хихикнули…
4. Да что тут долго говорить! – кричал…
5. Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут…
6. Дальше случилась совсем необыкновенная вещь…
7. Долго бежал несчастный зайчик…
8. Долго не могли прийти в себя остальные зайцы…..
9. -Да где же он, наш бесстрашный заяц? Начали искать…
10. Храбрый заяц сразу приободрился…
Рефлексия.
- А сейчас каждый сам оценит свою работу на уроке.
Поставьте смайлик на «Лесенку достижений» и покажите насколько вы довольны своей работой. (У лесенки три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке ты мало потрудился, надо приложить усилия, чтобы усвоить материал; вторая ступенька означает, что ты потрудился вполсилы, мог бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что ты потрудился на славу, занял самое высокое и почётное место, честь тебе и хвала!)
- Верьте в свой успех, больше читайте и у вас все получится.